С ростом мирового спроса на алюминий взоры устремляются на восток |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
09.11.2006
С ростом мирового спроса на алюминий взоры устремляются на восток
География алюминиевой промышленности меняется. Десятилетиями на переднем крае этой отрасли находились компании Европы и Северной Америки, поскольку на их долю приходилась большая часть объемов производства и заключаемых сделок.
Американская Alcoa и канадская Alcan долгие годы удерживали господствующее положение в отрасли, и их позиции лишь усилились, когда Alcan в 2003 году приобрела французскую компанию Pechiney и заняла лидирующее положение в технологии плавки.
Но алюминиевая промышленность все чаще обращает свои взоры на восток.
Китай завоевал позиции крупнейшего в мире производителя алюминия (да и стали тоже), передвинувшись с четвертого места, которое он занимал всего 10 лет назад. Такой рост происходил на фоне быстрого развития мировой алюминиевой промышленности, что делает успехи Китая еще более впечатляющими.
По данным консалтинговой компании по вопросам металлургии CRU Analysis, Китай в 1996 году произвел 1,5 миллиона тонн алюминия, а производитель №1 того времени - Соединенные Штаты Америки - изготовили 3,6 миллиона тонн этого металла. Согласно оценкам, в этом году Китай произведет уже 9,3 миллиона тонн алюминия, а объем производства США, которые отодвинулись на четвертое место, составит лишь 2,3 миллиона тонн.
Американские компании все еще важны, но они быстро закрывают свои производственные мощности в США, предпочитая расширять производство за рубежом. В то время как Alcoa в прошлом году произвела 3,7 миллиона тонн металла, более 1 миллиона тонн из этого объема приходится на ее зарубежные предприятия в таких странах, как Канада, Бразилия и Австралия.
Если говорить о компаниях, то баланс алюминиевого рынка также смещается на восток. Российские компании РУСАЛ и СУАЛ уже пару лет вслух говорят о своих глобальных амбициях и проектах расширения, но в прошлом месяце они сделали самый решительный на сегодня шаг. Компания СУАЛ согласилась на поглощение более крупным соперником РУСАЛом. В результате был создан крупнейший в мире концерн по производству алюминия "Объединенная компания Российский алюминий".
Переговоры о слиянии между российскими олигархами Олегом Дерипаской, владеющим РУСАЛом, и хозяином СУАЛа Виктором Вексельбергом были продолжительными и непрозрачными. Стороны делали попытки договориться и прежде, но это им не удавалось.
Однако деловая логика в пользу консолидации российской алюминиевой промышленности была очень сильна, и тот факт, что сделку по слиянию благословил сам президент России Владимир Путин, означала, что на этот раз двум бизнесменам удалось прийти к соглашению.
РУСАЛ и СУАЛ вместе в 2005 году произвели 3,8 миллиона тонн алюминия, что дало им возможность немного обогнать Alcoa. У российских компаний имеется внушительный пакет проектов строительства новых предприятий, что даст им в будущем возможность увеличить отрыв от конкурентов.
РУСАЛ вскоре должен открыть новое предприятие по производству алюминия в Хакассии, что на юге Сибири. Это будет первое плавильное производство, открытое в России после распада Советского Союза. Компания разрабатывает планы ввода в строй нового завода в Богучанске, что недалеко от Красноярска. Объем производства этого предприятия может составить до 600000 тонн в год.
РУСАЛ также провел переговоры о сотрудничестве с российским агентством по атомной энергии Росатом в деле строительства новой атомной электростанции на Дальнем Востоке. Компания построит рядом с АЭС алюминиевый завод, а затем начнет экспорт металла в Азию через один из российских дальневосточных портов.
Одна из проблем, которую создало поглощение СУАЛа РУСАЛом для зарубежных производителей алюминия, состоит в том, что создание такого национального лидера в этой отрасли затруднит продвижение иностранных компаний на российский рынок. "Можно предвидеть, что другие игроки не получат доступ к каким бы то ни было российским проектам", - говорит вице-президент норвежской компании Hydro Aluminium по алюминиевому производству Торстейн Дейл Сьетвейт (Torstein Dale Sjøtveit).
Вопрос о том, есть ли вообще будущее у западной алюминиевой промышленности, задают сейчас многие представители этой отрасли. Плавка алюминия - очень энергоемкий процесс, и удорожание электроэнергии стало в последние несколько лет одной из главных причин увеличения цен на алюминий. Если производители не могут обеспечить заключение контрактов на поставку дешевого электричества у себя дома, они переводят производство в те регионы мира, где есть значительные энергетические ресурсы.
Снижение роли США как ведущей страны-производителя алюминия, наряду с некоторыми странами Западной Европы, является отражением того, что новые производственные мощности строятся в регионах с дешевой электроэнергией, таких как Ближний Восток и Россия.
Норвежская Hydro за последние 12 месяцев закрыла два своих плавильных завода на территории страны в связи с их неконкурентоспособностью, а компания Alcan закрыла завод в Швейцарии и в будущем году планирует остановить предприятие во Франции.
Представители Alcan в последнее время говорят о том, что задумываются над судьбой своего голландского завода во Влиссингене, который производит 200000 тонн алюминия в год. Произошло это после того, как два года переговоров с поставщиком электроэнергии о новом контракте на поставку не дали желаемых результатов. Ныне действующий контракт с предприятием во Влиссингене заканчивается в следующем году.
Торстейн Дейл Сьетвейт из Hydro говорит, что высокие цены на металл, плюс падение цен на глинозем, являющийся сырьем для производства алюминия, "дает некоторым заводам возможность держаться на плаву дольше, чем ожидалось". Однако и он полагает, что перемещение отрасли из Северной Америки и Западной Европы носит необратимый характер.
"В будущем вы не найдете крупных плавильных предприятий в густонаселенных местах, где высоки цены на электроэнергию, - говорит он. - Заводы будут перемещаться все дальше от потребителей". По словам Сьетвейта, это будет иметь последствия и для перевозки алюминия - ведь многие предприятия будут строиться как можно ближе к портам, чтобы обеспечить более дешевый импорт сырья и экспорт готового металла.
Канада - единственная западная страна, обладающая вполне здоровой алюминиевой промышленностью, что вызвано высоким потенциалом ее гидроэнергетики. В 1996 году она произвела 2,3 миллиона тонн алюминия, а оценки по объемам производства на этот год составляют 3 миллиона тонн.
Компания Alcan планирует затратить 1,8 миллиарда долларов на расширение своего предприятия в Китимате, в провинции Британская Колумбия, что позволит увеличить объем производства на 63 процента, доведя его до 400000 тонн в год. Руководство компании заявляет, что после расширения производство в Китимате будет одним из самых низкозатратных в мире.
Где бы ни производился алюминий, ясно одно: его будет становиться все больше. "Мировой рост производства алюминия в следующем году достигнет рекордной отметки в 2,7 миллиона тонн, поскольку в строй войдут новые мощности в России, Китае и Исландии, а также будет возобновлено производство на некоторых предприятиях в Германии, США и Китае", - заявляет консультант из CRU Analysis Росс Страхан (Ross Strachan).
Согласно прогнозам, спрос на алюминий также останется высоким, а это даст возможность удерживать высокие цены на этот металл. В настоящее время цена алюминия составляет чуть меньше 2800 долларов за тонну. Это существенное увеличение в сравнении с ценой в 2000 долларов всего 12 месяцев назад. Аналитики предсказывают, что рост лишь немного сократится в 2007 году.
Главными потребителями алюминия являются авиакосмическая, автомобильная промышленность, строительство и производство упаковочных материалов.
Представители Alcan говорят о том, что общий рост спроса на алюминий в Северной Америке несколько замедлится, однако останется "довольно большим". Европа демонстрирует удивительно высокий уровень спроса, однако Alcan выяснил, что основная доля этих потребностей приходится на Восточную Европу, где наблюдается бум строительства и производства товаров общего потребления.
В этом году дефицит алюминия на мировом рынке составил около 300000 тонн. По этой причине и произошел значительный рост цен, который в мае достиг пиковой отметки в 3300 долларов за тонну.
Говорит глава компании Alcan Дик Эванс (Dick Evans): "Спрос и предложение в 2007 году будут находиться примерно в состоянии равновесия". По его словам, снижение цен на глинозем и увеличение объемов поставок металла слегка понизит цены, однако рынок будет все же менее цикличен, чем в прошлом. "Наш прогноз на среднесрочную перспективу заключается в том, что падения цен не будет", - отмечает Эванс.
Он добавляет, что если произойдет существенное снижение цен на алюминий, лидирующие позиции Китая в производстве металла окажутся под угрозой. "Если цены снизятся до 2000 долларов за тонну, мы думаем, что значительная часть мощностей в Китае и Западной Европе остановится", - заключает он.
Американская Alcoa и канадская Alcan долгие годы удерживали господствующее положение в отрасли, и их позиции лишь усилились, когда Alcan в 2003 году приобрела французскую компанию Pechiney и заняла лидирующее положение в технологии плавки.
Но алюминиевая промышленность все чаще обращает свои взоры на восток.
Китай завоевал позиции крупнейшего в мире производителя алюминия (да и стали тоже), передвинувшись с четвертого места, которое он занимал всего 10 лет назад. Такой рост происходил на фоне быстрого развития мировой алюминиевой промышленности, что делает успехи Китая еще более впечатляющими.
По данным консалтинговой компании по вопросам металлургии CRU Analysis, Китай в 1996 году произвел 1,5 миллиона тонн алюминия, а производитель №1 того времени - Соединенные Штаты Америки - изготовили 3,6 миллиона тонн этого металла. Согласно оценкам, в этом году Китай произведет уже 9,3 миллиона тонн алюминия, а объем производства США, которые отодвинулись на четвертое место, составит лишь 2,3 миллиона тонн.
Американские компании все еще важны, но они быстро закрывают свои производственные мощности в США, предпочитая расширять производство за рубежом. В то время как Alcoa в прошлом году произвела 3,7 миллиона тонн металла, более 1 миллиона тонн из этого объема приходится на ее зарубежные предприятия в таких странах, как Канада, Бразилия и Австралия.
Если говорить о компаниях, то баланс алюминиевого рынка также смещается на восток. Российские компании РУСАЛ и СУАЛ уже пару лет вслух говорят о своих глобальных амбициях и проектах расширения, но в прошлом месяце они сделали самый решительный на сегодня шаг. Компания СУАЛ согласилась на поглощение более крупным соперником РУСАЛом. В результате был создан крупнейший в мире концерн по производству алюминия "Объединенная компания Российский алюминий".
Переговоры о слиянии между российскими олигархами Олегом Дерипаской, владеющим РУСАЛом, и хозяином СУАЛа Виктором Вексельбергом были продолжительными и непрозрачными. Стороны делали попытки договориться и прежде, но это им не удавалось.
Однако деловая логика в пользу консолидации российской алюминиевой промышленности была очень сильна, и тот факт, что сделку по слиянию благословил сам президент России Владимир Путин, означала, что на этот раз двум бизнесменам удалось прийти к соглашению.
РУСАЛ и СУАЛ вместе в 2005 году произвели 3,8 миллиона тонн алюминия, что дало им возможность немного обогнать Alcoa. У российских компаний имеется внушительный пакет проектов строительства новых предприятий, что даст им в будущем возможность увеличить отрыв от конкурентов.
РУСАЛ вскоре должен открыть новое предприятие по производству алюминия в Хакассии, что на юге Сибири. Это будет первое плавильное производство, открытое в России после распада Советского Союза. Компания разрабатывает планы ввода в строй нового завода в Богучанске, что недалеко от Красноярска. Объем производства этого предприятия может составить до 600000 тонн в год.
РУСАЛ также провел переговоры о сотрудничестве с российским агентством по атомной энергии Росатом в деле строительства новой атомной электростанции на Дальнем Востоке. Компания построит рядом с АЭС алюминиевый завод, а затем начнет экспорт металла в Азию через один из российских дальневосточных портов.
Одна из проблем, которую создало поглощение СУАЛа РУСАЛом для зарубежных производителей алюминия, состоит в том, что создание такого национального лидера в этой отрасли затруднит продвижение иностранных компаний на российский рынок. "Можно предвидеть, что другие игроки не получат доступ к каким бы то ни было российским проектам", - говорит вице-президент норвежской компании Hydro Aluminium по алюминиевому производству Торстейн Дейл Сьетвейт (Torstein Dale Sjøtveit).
Вопрос о том, есть ли вообще будущее у западной алюминиевой промышленности, задают сейчас многие представители этой отрасли. Плавка алюминия - очень энергоемкий процесс, и удорожание электроэнергии стало в последние несколько лет одной из главных причин увеличения цен на алюминий. Если производители не могут обеспечить заключение контрактов на поставку дешевого электричества у себя дома, они переводят производство в те регионы мира, где есть значительные энергетические ресурсы.
Снижение роли США как ведущей страны-производителя алюминия, наряду с некоторыми странами Западной Европы, является отражением того, что новые производственные мощности строятся в регионах с дешевой электроэнергией, таких как Ближний Восток и Россия.
Норвежская Hydro за последние 12 месяцев закрыла два своих плавильных завода на территории страны в связи с их неконкурентоспособностью, а компания Alcan закрыла завод в Швейцарии и в будущем году планирует остановить предприятие во Франции.
Представители Alcan в последнее время говорят о том, что задумываются над судьбой своего голландского завода во Влиссингене, который производит 200000 тонн алюминия в год. Произошло это после того, как два года переговоров с поставщиком электроэнергии о новом контракте на поставку не дали желаемых результатов. Ныне действующий контракт с предприятием во Влиссингене заканчивается в следующем году.
Торстейн Дейл Сьетвейт из Hydro говорит, что высокие цены на металл, плюс падение цен на глинозем, являющийся сырьем для производства алюминия, "дает некоторым заводам возможность держаться на плаву дольше, чем ожидалось". Однако и он полагает, что перемещение отрасли из Северной Америки и Западной Европы носит необратимый характер.
"В будущем вы не найдете крупных плавильных предприятий в густонаселенных местах, где высоки цены на электроэнергию, - говорит он. - Заводы будут перемещаться все дальше от потребителей". По словам Сьетвейта, это будет иметь последствия и для перевозки алюминия - ведь многие предприятия будут строиться как можно ближе к портам, чтобы обеспечить более дешевый импорт сырья и экспорт готового металла.
Канада - единственная западная страна, обладающая вполне здоровой алюминиевой промышленностью, что вызвано высоким потенциалом ее гидроэнергетики. В 1996 году она произвела 2,3 миллиона тонн алюминия, а оценки по объемам производства на этот год составляют 3 миллиона тонн.
Компания Alcan планирует затратить 1,8 миллиарда долларов на расширение своего предприятия в Китимате, в провинции Британская Колумбия, что позволит увеличить объем производства на 63 процента, доведя его до 400000 тонн в год. Руководство компании заявляет, что после расширения производство в Китимате будет одним из самых низкозатратных в мире.
Где бы ни производился алюминий, ясно одно: его будет становиться все больше. "Мировой рост производства алюминия в следующем году достигнет рекордной отметки в 2,7 миллиона тонн, поскольку в строй войдут новые мощности в России, Китае и Исландии, а также будет возобновлено производство на некоторых предприятиях в Германии, США и Китае", - заявляет консультант из CRU Analysis Росс Страхан (Ross Strachan).
Согласно прогнозам, спрос на алюминий также останется высоким, а это даст возможность удерживать высокие цены на этот металл. В настоящее время цена алюминия составляет чуть меньше 2800 долларов за тонну. Это существенное увеличение в сравнении с ценой в 2000 долларов всего 12 месяцев назад. Аналитики предсказывают, что рост лишь немного сократится в 2007 году.
Главными потребителями алюминия являются авиакосмическая, автомобильная промышленность, строительство и производство упаковочных материалов.
Представители Alcan говорят о том, что общий рост спроса на алюминий в Северной Америке несколько замедлится, однако останется "довольно большим". Европа демонстрирует удивительно высокий уровень спроса, однако Alcan выяснил, что основная доля этих потребностей приходится на Восточную Европу, где наблюдается бум строительства и производства товаров общего потребления.
В этом году дефицит алюминия на мировом рынке составил около 300000 тонн. По этой причине и произошел значительный рост цен, который в мае достиг пиковой отметки в 3300 долларов за тонну.
Говорит глава компании Alcan Дик Эванс (Dick Evans): "Спрос и предложение в 2007 году будут находиться примерно в состоянии равновесия". По его словам, снижение цен на глинозем и увеличение объемов поставок металла слегка понизит цены, однако рынок будет все же менее цикличен, чем в прошлом. "Наш прогноз на среднесрочную перспективу заключается в том, что падения цен не будет", - отмечает Эванс.
Он добавляет, что если произойдет существенное снижение цен на алюминий, лидирующие позиции Китая в производстве металла окажутся под угрозой. "Если цены снизятся до 2000 долларов за тонну, мы думаем, что значительная часть мощностей в Китае и Западной Европе остановится", - заключает он.