Металлотрейдеры - волки в овечьей шкуре... |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
05.04.2006
Металлотрейдеры - волки в овечьей шкуре...
На рынке металлоторговли Северо-Запада РФ идут рокировки: одни игроки приходят и укрепляют свои позиции, другие - сходят с дистанции или диверсифицируют бизнес. Таковы итоги обмена мнениями во время мартовских конференций и `круглых столов`, посвященных рынку металлов
По данным аналитического центра `Российского союза поставщиков металлопродукции` (`РСПМ`), структура потребления металла на Северо-Западе отличается от среднестатистической картины по РФ. В СЗФО его перерабатывают больше, чем по РФ в таких отраслях промышленности, как `пищевка`, металлургия и машиностроение, а также на предприятиях, связанных с производством топлива. Меньше - в электроэнергетике, лесопереработке и химической промышленности.
Основные потребители металлов - промзоны округа, которые расположены в Петербурге, Вологодской, Ленинградской и Архангельской областях. Значительно ниже объемы закупок металла в строительной отрасли. Причем в 2005 году в СЗФО меньше всех закупок сделали в Петербурге, хотя все остальные территории округа значительно прибавили в оборотах.
Догнать и перегнать Европу
Генеральный директор ООО `Пассат` Сергей Заименко полагает, что емкость регионального рынка в перспективе может увеличиться. В частности, на это указывает потребление металлопроката в СЗФО: оно на уровне 1-1,5 кг на душу населения, что значительно ниже, чем в странах ЕС и США.
Однако не исключено, что бреши на рынке заполнят импортный прокат и арматура. Тогда неизбежен передел в сфере металлоторговли. С этим согласен и коммерческий директор ООО `Фирма `Севзапметалл` Николай Голенкин: `Большинство металлотрейдеров - волки в овечьей шкуре. Они жестко конкурируют. Но это ослабляет в целом российские компании. Выхода два: сливаться с торговыми сетями крупных производителей металлопродукции или диверсифицировать бизнес`.
Раньше так остро эта дилемма не стояла: основную долю металла российские меткомбинаты поставляли на экспорт, поэтому на внутреннем рынке он был в дефиците. Что купил, то и продашь. Главное - найти каналы поставок.
С 2005 года металла на экспорт идет меньше: в США и ЕС действует антидемпинговое законодательство, а в Азии набирают силу другие поставщики - новые заводы КНР и Индии. Потому весь избыток металла, как отечественного так и из соседних стран, хлынул на внутрироссийский рынок.
Производители
раскидывают сети
Естественная реакция отечественных меткомбинатов - развивать свои сети сбыта и вплетать в них наиболее успешных региональных продавцов. Один из самых ярких примеров - сеть `Тирус`, которая вошла в группу `ЧТПЗ` (включает в себя ОАО `Челябинский трубопрокатный завод`, ОАО `Первоуральский новотрубный завод` и ОАО `Челябинский цинковый завод`, оборот группы $2 млрд в год, управление активами - через ООО `Аркли капитал`, зарегистрированную в Люксембурге) - несмотря на то, что имела аналогичную сеть СКС `МеТриС`. Теперь предстоит оптимизация их работы в субъектах РФ.
Готовы к поглощениям и в сетях торговых домов `Мечел-сервис`, `Евразметаллцентр` и ОАО `Северсталь`. А тем, кто не хочет идти в объятия подобных групп, чтобы выжить, приходится менять структуру продаж. Во-первых, вводить комплексное обслуживание потребителей. А значит - оптимизировать складское хозяйство, ускоряя товарооборот, как `Севзапметалл`. Или увеличивать площади и ассортимент, как ООО `ТД `Санеста-металл`.
Во-вторых, в зависимости от спроса, многим компаниям приходится расширять круг поставщиков, в том числе зарубежных. Так, в ООО `Пассат` активизировали партнерство с индийскими и азиатскими производителями металлопроката, когда возник временный дефицит `нержавейки` из-за остановки стана в ОАО `Мечел`. А в `Севзапметалле` начинают продажи финских нержавеющих профилей компании Stalatube.
Это, кстати, очередной удар по позициям ОАО `Северсталь` на Северо-Западе: ранее доля ее продукции составляла до 85% от оборота `Севзапметалла`, а сегодня она сократилась до 25%. Все начиналось с того, что в компании стали закупать листовой прокат у `НЛМК`, который не менее прочен, стоит почти столько же, но на 2-4% легче. Потом оказалось, что белорусская арматура лучше, чем, скажем, аналогичная продукция ОАО `Мечел`.
После ввода в строй нового прокатного стана ОАО `Северсталь` было лидером по профилям. Однако теперь и в этой нише их могут потеснить финны.
Другая причина снижения доли продукции череповецких металлургов у независимых металлотрейдеров - неритмичность поставок по железной дороге. Ведь ее практически монопольно перевозит собственный железнодорожный оператор. А у него одни вагоны для металла и угля. Уголь же имеет свойство смерзаться. Из-за этого возникают перебои с подвижным составом.
Однако клиенты больше не хотят подстраиваться под те схемы работы, которые удобны ОАО `Северсталь`. Потому независимые металлотрейдеры вынуждены подстраховываться за счет иных поставщиков.
Наконец, еще один способ борьбы за клиентов - более гибкий маркетинг, проведение рекламных акций, стимулирующих товарооборот. Подсчитано, что благодаря этому можно нарастить оборот залеживающейся на складах продукции на 15%-40%, при этом обеспечив прибавку маржи, как минимум, на 10%.
Доходы - сбалансированные
Президент `РСПМ` Александр Романов полагает, что подобная тенденция (с одной стороны - концентрация оптовых поставок металла, а с другой - диверсификация региональных трейдеров) - естественная закономерность развития отечественного рынка. Он вступил в новую фазу, когда спрос диктует не продавец, а покупатель. И к этому необходимо приспосабливаться.
В целом же прогнозы в `РСПМ` оптимистичные: в 2006 году рынок металлов выходит из того состояния, которое возникло в 2005-м под влиянием ухудшившейся для РФ мировой конъюнктуры. Действительно, весной на волне отложенного спроса наметился рост цен практически по всем основным номенклатурам. Больше всего - по арматуре. Следом за нею выросли цены на горячекатаные листы, круги и уголки.
Незначительный рост цен отмечен на балки, швеллеры и оцинковку. Медленно поползли вверх цены на трубы. Сначала - на газовые, потом - на водопроводные. При этом менее качественная продукция, наоборот, сбавила в цене. Все это еще раз подтверждает выводы специалистов инвестиционной компании `ФИНАМ`, что черная металлоторговля по-прежнему остается весьма прибыльной отраслью. Ее ставят на второе место по уровню доходов после нефтяной промышленности.
Рынок металлов РФ в 2006-м в ИК `ФИНАМ` оценивают как сбалансированный - иными словами, предложение будет в целом соответствовать спросу.
Доли потребления металла в различных отраслях промышленности в РФ и в СЗФО (в % от всех поставок)
Отрасль РФ СЗФО
Пищевая 18 19
Металлургическая 18 19
Машиностроение 18 22
Электроэнергетика 14 8
Лесопереработка 13 5
Топливная 9 17
Химическая 7 5
Прочие 3 5
Андрей ЛАЗАРЕВ
По данным аналитического центра `Российского союза поставщиков металлопродукции` (`РСПМ`), структура потребления металла на Северо-Западе отличается от среднестатистической картины по РФ. В СЗФО его перерабатывают больше, чем по РФ в таких отраслях промышленности, как `пищевка`, металлургия и машиностроение, а также на предприятиях, связанных с производством топлива. Меньше - в электроэнергетике, лесопереработке и химической промышленности.
Основные потребители металлов - промзоны округа, которые расположены в Петербурге, Вологодской, Ленинградской и Архангельской областях. Значительно ниже объемы закупок металла в строительной отрасли. Причем в 2005 году в СЗФО меньше всех закупок сделали в Петербурге, хотя все остальные территории округа значительно прибавили в оборотах.
Догнать и перегнать Европу
Генеральный директор ООО `Пассат` Сергей Заименко полагает, что емкость регионального рынка в перспективе может увеличиться. В частности, на это указывает потребление металлопроката в СЗФО: оно на уровне 1-1,5 кг на душу населения, что значительно ниже, чем в странах ЕС и США.
Однако не исключено, что бреши на рынке заполнят импортный прокат и арматура. Тогда неизбежен передел в сфере металлоторговли. С этим согласен и коммерческий директор ООО `Фирма `Севзапметалл` Николай Голенкин: `Большинство металлотрейдеров - волки в овечьей шкуре. Они жестко конкурируют. Но это ослабляет в целом российские компании. Выхода два: сливаться с торговыми сетями крупных производителей металлопродукции или диверсифицировать бизнес`.
Раньше так остро эта дилемма не стояла: основную долю металла российские меткомбинаты поставляли на экспорт, поэтому на внутреннем рынке он был в дефиците. Что купил, то и продашь. Главное - найти каналы поставок.
С 2005 года металла на экспорт идет меньше: в США и ЕС действует антидемпинговое законодательство, а в Азии набирают силу другие поставщики - новые заводы КНР и Индии. Потому весь избыток металла, как отечественного так и из соседних стран, хлынул на внутрироссийский рынок.
Производители
раскидывают сети
Естественная реакция отечественных меткомбинатов - развивать свои сети сбыта и вплетать в них наиболее успешных региональных продавцов. Один из самых ярких примеров - сеть `Тирус`, которая вошла в группу `ЧТПЗ` (включает в себя ОАО `Челябинский трубопрокатный завод`, ОАО `Первоуральский новотрубный завод` и ОАО `Челябинский цинковый завод`, оборот группы $2 млрд в год, управление активами - через ООО `Аркли капитал`, зарегистрированную в Люксембурге) - несмотря на то, что имела аналогичную сеть СКС `МеТриС`. Теперь предстоит оптимизация их работы в субъектах РФ.
Готовы к поглощениям и в сетях торговых домов `Мечел-сервис`, `Евразметаллцентр` и ОАО `Северсталь`. А тем, кто не хочет идти в объятия подобных групп, чтобы выжить, приходится менять структуру продаж. Во-первых, вводить комплексное обслуживание потребителей. А значит - оптимизировать складское хозяйство, ускоряя товарооборот, как `Севзапметалл`. Или увеличивать площади и ассортимент, как ООО `ТД `Санеста-металл`.
Во-вторых, в зависимости от спроса, многим компаниям приходится расширять круг поставщиков, в том числе зарубежных. Так, в ООО `Пассат` активизировали партнерство с индийскими и азиатскими производителями металлопроката, когда возник временный дефицит `нержавейки` из-за остановки стана в ОАО `Мечел`. А в `Севзапметалле` начинают продажи финских нержавеющих профилей компании Stalatube.
Это, кстати, очередной удар по позициям ОАО `Северсталь` на Северо-Западе: ранее доля ее продукции составляла до 85% от оборота `Севзапметалла`, а сегодня она сократилась до 25%. Все начиналось с того, что в компании стали закупать листовой прокат у `НЛМК`, который не менее прочен, стоит почти столько же, но на 2-4% легче. Потом оказалось, что белорусская арматура лучше, чем, скажем, аналогичная продукция ОАО `Мечел`.
После ввода в строй нового прокатного стана ОАО `Северсталь` было лидером по профилям. Однако теперь и в этой нише их могут потеснить финны.
Другая причина снижения доли продукции череповецких металлургов у независимых металлотрейдеров - неритмичность поставок по железной дороге. Ведь ее практически монопольно перевозит собственный железнодорожный оператор. А у него одни вагоны для металла и угля. Уголь же имеет свойство смерзаться. Из-за этого возникают перебои с подвижным составом.
Однако клиенты больше не хотят подстраиваться под те схемы работы, которые удобны ОАО `Северсталь`. Потому независимые металлотрейдеры вынуждены подстраховываться за счет иных поставщиков.
Наконец, еще один способ борьбы за клиентов - более гибкий маркетинг, проведение рекламных акций, стимулирующих товарооборот. Подсчитано, что благодаря этому можно нарастить оборот залеживающейся на складах продукции на 15%-40%, при этом обеспечив прибавку маржи, как минимум, на 10%.
Доходы - сбалансированные
Президент `РСПМ` Александр Романов полагает, что подобная тенденция (с одной стороны - концентрация оптовых поставок металла, а с другой - диверсификация региональных трейдеров) - естественная закономерность развития отечественного рынка. Он вступил в новую фазу, когда спрос диктует не продавец, а покупатель. И к этому необходимо приспосабливаться.
В целом же прогнозы в `РСПМ` оптимистичные: в 2006 году рынок металлов выходит из того состояния, которое возникло в 2005-м под влиянием ухудшившейся для РФ мировой конъюнктуры. Действительно, весной на волне отложенного спроса наметился рост цен практически по всем основным номенклатурам. Больше всего - по арматуре. Следом за нею выросли цены на горячекатаные листы, круги и уголки.
Незначительный рост цен отмечен на балки, швеллеры и оцинковку. Медленно поползли вверх цены на трубы. Сначала - на газовые, потом - на водопроводные. При этом менее качественная продукция, наоборот, сбавила в цене. Все это еще раз подтверждает выводы специалистов инвестиционной компании `ФИНАМ`, что черная металлоторговля по-прежнему остается весьма прибыльной отраслью. Ее ставят на второе место по уровню доходов после нефтяной промышленности.
Рынок металлов РФ в 2006-м в ИК `ФИНАМ` оценивают как сбалансированный - иными словами, предложение будет в целом соответствовать спросу.
Доли потребления металла в различных отраслях промышленности в РФ и в СЗФО (в % от всех поставок)
Отрасль РФ СЗФО
Пищевая 18 19
Металлургическая 18 19
Машиностроение 18 22
Электроэнергетика 14 8
Лесопереработка 13 5
Топливная 9 17
Химическая 7 5
Прочие 3 5
Андрей ЛАЗАРЕВ