Интервью президента "ОМК" Анатолия Седых еженедельнику Steel WEEK |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
02.03.2006
Интервью президента "ОМК" Анатолия Седых еженедельнику Steel WEEK
Steel WEEK: Безусловно, событием 2005-года для ОМК является запуск на Выксунском металлургическом заводе линии по производству одношовных прямошовных ТБД 1420… Каковы сегодня перспективы этого производства?
А.Седых: Запуск 1420 на ВМЗ - событие не только для ОМК. Прямошовная одношовная ТБД с толщиной стенки до 48 мм и внутренним давлением до 250 атм. - впервые выпускается не только в странах бывшего Советского Союза, но и в континентальной Азии и в Восточной Европе. Таких заводов в мире - единицы, все они в индустриально развитых странах – Япония, Германия, Италия, Англия… и теперь Россия. Что касается производственных итогов, то мы наращиваем объемы выпуска труб диаметром 1420 мм., в декабре 2005 года – 25 тысяч тонн, в марте 2006-го выйдем на 30 тысяч, что оптимально и для загрузки производства (80 процентов проектной мощности) и для продаж…
Steel WEEK: Тем не менее, Евраз недавно решил, что российский рынок ТБД перенасыщен и решил законсервировать свой проект в Нижнем Тагиле, первый российский ТБД проект. Евраз обвиняет Газпром в нестабильном спросе. Как ОМК надеется выжить в конкуренции с ТМК, крупнейшим российским производителем труб, и Северсталью, которая реконструировала прокатный стан 5000 в Колпино и в этом году планирует запустить Ижорский трубный завод (ИТЗ) по выпуску ТБД..?
А.Седых: Не считаю нужным комментировать взаимоотношения сторонних участников рынка. Мы предлагаем продукт с уникальным набором характеристик, что позволяет нам поставлять прямошовные одношовные трубы большого диаметра 1420 мм, со стенкой в 21 мм для Северо-Европейского газопровода в рамках контракта на 120 тысяч тонн по первому сухопутному участку. Готовимся ко второму тендеру с таким же объемом поставок. Сегодня мы единственные российские производители труб большого диаметра, которые вписываются в стандарты DNV, принятые Газпромом для Северо-Европейского газопровода. В течение 2005 года завод поставлял трубы различного диаметра на разработку Ковыткинского, Ванкорского, Талаканского, Варандейского нефтегазовых месторождений.
Для такой страны как Россия, с ее энергетическим потенциалом и потребностями в трубопроводной инфраструктуре, а также экспортными возможностями… - два завода (когда заработает ИТЗ) общей годовой мощностью в 900.000 тонн прямошовных одношовных ТБД 1420 - не являются аномалией. В Японии работают три подобных завода с мощностью в 1.500 млн. тонн в год. Сейчас в России строятся несколько трубопроводных проектов с ежегодными потребностями в ТБД не менее миллиона тонн.
Летом начнется строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан… Затем Штокмановский проект, освоение других шельфовых месторождений и нефтегазовых провинций. Работы всем хватит. Мы видим неплохие перспективы и в наступившем году, и 2007-м и в 2008-м. Глава «Газкомплектимпэкса» даже прогнозирует некоторый дефицит на рынке труб большого диаметра в ближайшие годы.
Steel WEEK: Как Вы оцениваете анонс строительства компанией Mittal Steel трубного завода в Казахстане, который в том числе будет производить ТБД? Может ли это навредить вашему бизнесу конкуренцией на российском рынке или заблокировав ваши продажи казахскому нефтегазовому сектору?
А.Седых: Следует понимать, что годовая мощность этого проекта составит порядка 60 тысяч тонн спиралешовных ТБД… Безусловно, эта продукция найдет свою рыночную нишу на рынках Средней Азии и Прикаспийского региона.
Steel WEEK: На текущий момент трубники высказывают свое беспокойство по поводу дешевого импорта труб, включая ТБД, с Украины. Как Вы оцениваете роль Газпрома, ЛУКОйла и других российских энергетических компаний в лоббировании против импортных квот и пошлин Российского Правительства?
А.Седых: Как известно, правительство в конце 2005 года сформулировало свою позицию по вопросам импорта украинских труб. Постановление, подписанное премьер-министром Фрадковым по антидемпинговым пошлинам регламентирует в настоящий момент импорт труб малого и среднего диаметра из Украины. Считаю, что эти нормативы являются приемлемыми для украинских и российских трубников. В настоящее время МЭРТ готовит проект постановления по ТБД. Подождем, посмотрим…
Steel WEEK: Какие экспортные рынки, по вашему мнению, будут самыми перспективными для российских трубников в следующие два года, фокусируясь на основных рынках для основного трубного сортамента?
А.Седых: Безусловно, это среднеазиатские и прикаспийские регионы. Достаточно посмотреть на статистику роста промышленного производства такой страны, как Азербайджан, чтобы оценить потенциал трубопроводной инфраструктуры региона в ближайшие годы. Рынок Казахстана, Узбекистана и Туркменистана сегодня мы оцениваем в 500 тысяч тонн труб с большой динамикой роста. Для наших продаж это приоритетные направления развития. В 2005 году мы присутствовали на казахстанском рынке в объеме 55.000 тонн, в 2006 году планируем рост в 10-20 процентов. Считаю, что нам удалось даже в какой-то мере скорректировать правила на этом рынке, заменив традиционную бесшовную трубу на сварную.
Steel WEEK: На новых перспективных экспортных рынках, таких, например, как Иран, у российских труб весьма плохая репутация относительно качества. Является ли это домыслами самих иранцев или работой иностранных конкурентов с целью не допустить получения российскими трубниками доли на этом рынке?
А.Седых: Мы ежегодно отгружаем в Иран и на протяжении 4-х лет было поставлено порядка 45 000 тонн. В основном это сварные нефтепроводные трубы среднего диаметра. Также ведется работа по выходу на рынок труб большого диаметра и мы планируем достичь положительных результатов уже в 2006 году, поставив свыше 20 000 тонн ТБД. Общеизвестный консервативный восточный менталитет формирует традиции, влияющие на принятие решений. Однако, располагая качественным и конкурентным продуктом можно влиять на устоявшиеся мнения.
Steel WEEK: На какие другие рынки, по вашему мнению, проникнет российская трубная продукция?
А.Седых: У нас есть потенциал для продвижения продукции на рынки стран Африки и стран Персидского Залива.
Steel WEEK: Не могли бы мы сфокусироваться на Выксе и получить от Вас оценку сильных и слабых сторон результатов деятельности компании в текущем году?
А.Седых: Выксунский металлургический завод имеет потенциал стать одним из ведущих мировых производителей сварных труб. И этот потенциал, уверен, мы реализуем максимально уже в ближайшие два-три года. За 2003-2005 годы в завод было инвестировано более 500 млн. долларов, до 2008 года будет вложено еще порядка 1.2 млрд. долларов. ВМЗ в 2007 году получит собственный литейно-прокатный комплекс годовой мощностью 1.200 млн. тонн. Это будет первый в мире ЛПК, специализирующийся на прокате трубного назначения со специальными свойствами. Комплекс будет производить горячекатаный прокат толщиной от 1 до 12,7 мм в рулонах предназначенный для выпуска труб диаметром 21 – 530 мм на Выксунском металлургическом и Альметьевском трубном заводах. И тогда ВМЗ, имея уже сегодня новейшую линию по производству ТБД, и получив собственный ЛПК для труб малого и среднего диаметра, сможет не только наращивать объемы производства, но и показывать вполне высокую рентабельность. Кроме того, мы начинаем с нашими норвежскими коллегами, а также инжиниринговым центром Газпрома подготовку к выпуску на ВМЗ тестовых, а затем и промышленных партий ТБД для подводных трубопроводных систем по стандартам DNV.
Мы рассчитываем участвовать в тендере на поставку ТБД для подводной части Северо-Европейского газопровода, а также видим себя поставщиками Штокмановского месторождения. Из слабых сторон ВМЗ я пока вижу лишь некоторый дефицит складских площадей и недостаточность опыта при больших объемах работ по нанесению внешнего и внутреннего покрытия на ТБД… - нам приходится отправлять часть продукции на Альметьевский трубный завод, что, безусловно, увеличивает издержки. Но это временные «слабости»...
Steel WEEK: В августе брокеры Brunswick опубликовали предупреждение, предполагающее, что EBITDA Выксы упадет не менее чем на $100 миллионов ниже запланированного. Основными причинами были – увеличение стоимости штрипса для производства труб, лимит на увеличение стоимости труб, жесткая тактика Северстали в вопросе поставок штрипса. Как Вы планируете поправить положение в 2006 году?
А.Седых: Могу вас заверить, что ни одно из условий данного сценария не соответствует действительности. Экономика трубного дивизиона ОМК демонстрирует заметный качественный и количественный рост, чему в немалой степени способствовали результаты инвестиционной деятельности за минувшие два года. Только в 2005 году в целом по группе объем инвестиций составил свыше 500 млн. долларов. После подведения окончательных финансовых итогов по группе мы рассчитываем зафиксировать достаточно высокую прибыль, которая по ВМЗ существенно превысит показатели 2004 года.
Steel WEEK: На данный момент производство железнодорожных колес на Выксе зависит в основном от одного клиента. Какой Вы видите долгосрочную перспективу этого бизнеса?
А.Седых: Мы взаимозависимые партнеры с РЖД. Сегодня доля ВМЗ занимает 60 процентов в структуре российского рынка железнодорожных колес. В 2005 году ВМЗ выпустил 800 тысяч штук колес, что является беспрецедентным объемом не только в истории завода, но и, насколько мне известно, в мировой практике. 650 тысяч колес ВМЗ отгрузил Российским железным дорогам. Мы являемся стратегическими партнерами, что подтверждается долгосрочным контрактом на 1.2 млрд. долларов заключенным до 2010 года. Разработано и запущено в производство колесо с увеличенным в два раза ресурсом износостойкости и нагрузок, при этом цена выросла незначительно. Специалистами ВМЗ и РЖД разработано новое S-образное колесо повышенной прочности, которое сегодня проходит пробеговые испытания. Мы сделали большие капитальные вложения в колесное производство. Это наши финансовые, интеллектуальные и организационные инвестиции в стратегическое партнерство с РЖД. Я верю, что наши партнеры это понимают так же, как и мы. Поэтому ОМК с полным правом считает себя уникальным поставщиком и стратегическим партнером системообразующих отраслей Российской Федерации. При этом мы значительно увеличиваем долю таких клиентов как General Electric, железные дороги Казахстана, Канады, Словакии, Ирана…
Steel WEEK: Сейчас и в российской, и в мировой экономике прослеживается консолидация крупных корпораций во всех областях. Что наиболее вероятно может произойти в трубной отрасли? Считаете ли Вы, что одна из трех крупных компаний сможет поглотить другую?
А.Седых: Считаю, что нынешняя корпоративная структура российского рынка труб оптимальна и сбалансирована… Есть конкурентная среда. Ведущие участники рынка имеют возможность для эффективного развития и наращивания мощностей. Поэтому я не вижу значительной синергии от такого слияния. И при этом, очевидно, что любое поглощение в тройке ОМК, ТМК и ЧПТЗ может привести к антидемпинговым процедурам.
Steel WEEK: Как, на текущий момент, выглядит схема акционеров ОМК? Есть ли у Вас планы что-либо поменять или Вы хотите оставить все как есть?
А.Седых: В группу компаний ОМК входят несколько предприятий, и состав акционеров у них различный. Крупные предприятия имеют большое число акционеров физических лиц, как правило, работников предприятия. Контрольные пакеты предприятий прямо или косвенно принадлежат группе партнеров, в число которых входят также топ-менеджеры компании. Любые изменения в структуре компании могут производиться только при наличии соответствующей воли этой группы партнеров.
Steel WEEK: В 2006 международные инвесторы ждут продолжения парада IPO российских компаний… Есть ли у ОМК планы по размещению IPO на российском или зарубежном рынке? Каковы ваши планы по привлечению дополнительного капитала и сколько вы планируете привлечь?
А.Седых: Безусловно, удачная ценовая конъюнктура на энергоносители, рост экономики и качественные изменения менеджмента в российском корпоративном секторе привели к справедливому интересу инвесторов. В то же время для ОМК в краткосрочной перспективе проведение IPO не имеет очевидной целесообразности - компания еще не до конца реализовала потенциал роста капитализации, идет реализация масштабной инвестиционной программы. С точки зрения привлечения ресурсов, мы работаем с иностранными экспертными агентствами и крупными российскими и международными банками...
А.Седых: Запуск 1420 на ВМЗ - событие не только для ОМК. Прямошовная одношовная ТБД с толщиной стенки до 48 мм и внутренним давлением до 250 атм. - впервые выпускается не только в странах бывшего Советского Союза, но и в континентальной Азии и в Восточной Европе. Таких заводов в мире - единицы, все они в индустриально развитых странах – Япония, Германия, Италия, Англия… и теперь Россия. Что касается производственных итогов, то мы наращиваем объемы выпуска труб диаметром 1420 мм., в декабре 2005 года – 25 тысяч тонн, в марте 2006-го выйдем на 30 тысяч, что оптимально и для загрузки производства (80 процентов проектной мощности) и для продаж…
Steel WEEK: Тем не менее, Евраз недавно решил, что российский рынок ТБД перенасыщен и решил законсервировать свой проект в Нижнем Тагиле, первый российский ТБД проект. Евраз обвиняет Газпром в нестабильном спросе. Как ОМК надеется выжить в конкуренции с ТМК, крупнейшим российским производителем труб, и Северсталью, которая реконструировала прокатный стан 5000 в Колпино и в этом году планирует запустить Ижорский трубный завод (ИТЗ) по выпуску ТБД..?
А.Седых: Не считаю нужным комментировать взаимоотношения сторонних участников рынка. Мы предлагаем продукт с уникальным набором характеристик, что позволяет нам поставлять прямошовные одношовные трубы большого диаметра 1420 мм, со стенкой в 21 мм для Северо-Европейского газопровода в рамках контракта на 120 тысяч тонн по первому сухопутному участку. Готовимся ко второму тендеру с таким же объемом поставок. Сегодня мы единственные российские производители труб большого диаметра, которые вписываются в стандарты DNV, принятые Газпромом для Северо-Европейского газопровода. В течение 2005 года завод поставлял трубы различного диаметра на разработку Ковыткинского, Ванкорского, Талаканского, Варандейского нефтегазовых месторождений.
Для такой страны как Россия, с ее энергетическим потенциалом и потребностями в трубопроводной инфраструктуре, а также экспортными возможностями… - два завода (когда заработает ИТЗ) общей годовой мощностью в 900.000 тонн прямошовных одношовных ТБД 1420 - не являются аномалией. В Японии работают три подобных завода с мощностью в 1.500 млн. тонн в год. Сейчас в России строятся несколько трубопроводных проектов с ежегодными потребностями в ТБД не менее миллиона тонн.
Летом начнется строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан… Затем Штокмановский проект, освоение других шельфовых месторождений и нефтегазовых провинций. Работы всем хватит. Мы видим неплохие перспективы и в наступившем году, и 2007-м и в 2008-м. Глава «Газкомплектимпэкса» даже прогнозирует некоторый дефицит на рынке труб большого диаметра в ближайшие годы.
Steel WEEK: Как Вы оцениваете анонс строительства компанией Mittal Steel трубного завода в Казахстане, который в том числе будет производить ТБД? Может ли это навредить вашему бизнесу конкуренцией на российском рынке или заблокировав ваши продажи казахскому нефтегазовому сектору?
А.Седых: Следует понимать, что годовая мощность этого проекта составит порядка 60 тысяч тонн спиралешовных ТБД… Безусловно, эта продукция найдет свою рыночную нишу на рынках Средней Азии и Прикаспийского региона.
Steel WEEK: На текущий момент трубники высказывают свое беспокойство по поводу дешевого импорта труб, включая ТБД, с Украины. Как Вы оцениваете роль Газпрома, ЛУКОйла и других российских энергетических компаний в лоббировании против импортных квот и пошлин Российского Правительства?
А.Седых: Как известно, правительство в конце 2005 года сформулировало свою позицию по вопросам импорта украинских труб. Постановление, подписанное премьер-министром Фрадковым по антидемпинговым пошлинам регламентирует в настоящий момент импорт труб малого и среднего диаметра из Украины. Считаю, что эти нормативы являются приемлемыми для украинских и российских трубников. В настоящее время МЭРТ готовит проект постановления по ТБД. Подождем, посмотрим…
Steel WEEK: Какие экспортные рынки, по вашему мнению, будут самыми перспективными для российских трубников в следующие два года, фокусируясь на основных рынках для основного трубного сортамента?
А.Седых: Безусловно, это среднеазиатские и прикаспийские регионы. Достаточно посмотреть на статистику роста промышленного производства такой страны, как Азербайджан, чтобы оценить потенциал трубопроводной инфраструктуры региона в ближайшие годы. Рынок Казахстана, Узбекистана и Туркменистана сегодня мы оцениваем в 500 тысяч тонн труб с большой динамикой роста. Для наших продаж это приоритетные направления развития. В 2005 году мы присутствовали на казахстанском рынке в объеме 55.000 тонн, в 2006 году планируем рост в 10-20 процентов. Считаю, что нам удалось даже в какой-то мере скорректировать правила на этом рынке, заменив традиционную бесшовную трубу на сварную.
Steel WEEK: На новых перспективных экспортных рынках, таких, например, как Иран, у российских труб весьма плохая репутация относительно качества. Является ли это домыслами самих иранцев или работой иностранных конкурентов с целью не допустить получения российскими трубниками доли на этом рынке?
А.Седых: Мы ежегодно отгружаем в Иран и на протяжении 4-х лет было поставлено порядка 45 000 тонн. В основном это сварные нефтепроводные трубы среднего диаметра. Также ведется работа по выходу на рынок труб большого диаметра и мы планируем достичь положительных результатов уже в 2006 году, поставив свыше 20 000 тонн ТБД. Общеизвестный консервативный восточный менталитет формирует традиции, влияющие на принятие решений. Однако, располагая качественным и конкурентным продуктом можно влиять на устоявшиеся мнения.
Steel WEEK: На какие другие рынки, по вашему мнению, проникнет российская трубная продукция?
А.Седых: У нас есть потенциал для продвижения продукции на рынки стран Африки и стран Персидского Залива.
Steel WEEK: Не могли бы мы сфокусироваться на Выксе и получить от Вас оценку сильных и слабых сторон результатов деятельности компании в текущем году?
А.Седых: Выксунский металлургический завод имеет потенциал стать одним из ведущих мировых производителей сварных труб. И этот потенциал, уверен, мы реализуем максимально уже в ближайшие два-три года. За 2003-2005 годы в завод было инвестировано более 500 млн. долларов, до 2008 года будет вложено еще порядка 1.2 млрд. долларов. ВМЗ в 2007 году получит собственный литейно-прокатный комплекс годовой мощностью 1.200 млн. тонн. Это будет первый в мире ЛПК, специализирующийся на прокате трубного назначения со специальными свойствами. Комплекс будет производить горячекатаный прокат толщиной от 1 до 12,7 мм в рулонах предназначенный для выпуска труб диаметром 21 – 530 мм на Выксунском металлургическом и Альметьевском трубном заводах. И тогда ВМЗ, имея уже сегодня новейшую линию по производству ТБД, и получив собственный ЛПК для труб малого и среднего диаметра, сможет не только наращивать объемы производства, но и показывать вполне высокую рентабельность. Кроме того, мы начинаем с нашими норвежскими коллегами, а также инжиниринговым центром Газпрома подготовку к выпуску на ВМЗ тестовых, а затем и промышленных партий ТБД для подводных трубопроводных систем по стандартам DNV.
Мы рассчитываем участвовать в тендере на поставку ТБД для подводной части Северо-Европейского газопровода, а также видим себя поставщиками Штокмановского месторождения. Из слабых сторон ВМЗ я пока вижу лишь некоторый дефицит складских площадей и недостаточность опыта при больших объемах работ по нанесению внешнего и внутреннего покрытия на ТБД… - нам приходится отправлять часть продукции на Альметьевский трубный завод, что, безусловно, увеличивает издержки. Но это временные «слабости»...
Steel WEEK: В августе брокеры Brunswick опубликовали предупреждение, предполагающее, что EBITDA Выксы упадет не менее чем на $100 миллионов ниже запланированного. Основными причинами были – увеличение стоимости штрипса для производства труб, лимит на увеличение стоимости труб, жесткая тактика Северстали в вопросе поставок штрипса. Как Вы планируете поправить положение в 2006 году?
А.Седых: Могу вас заверить, что ни одно из условий данного сценария не соответствует действительности. Экономика трубного дивизиона ОМК демонстрирует заметный качественный и количественный рост, чему в немалой степени способствовали результаты инвестиционной деятельности за минувшие два года. Только в 2005 году в целом по группе объем инвестиций составил свыше 500 млн. долларов. После подведения окончательных финансовых итогов по группе мы рассчитываем зафиксировать достаточно высокую прибыль, которая по ВМЗ существенно превысит показатели 2004 года.
Steel WEEK: На данный момент производство железнодорожных колес на Выксе зависит в основном от одного клиента. Какой Вы видите долгосрочную перспективу этого бизнеса?
А.Седых: Мы взаимозависимые партнеры с РЖД. Сегодня доля ВМЗ занимает 60 процентов в структуре российского рынка железнодорожных колес. В 2005 году ВМЗ выпустил 800 тысяч штук колес, что является беспрецедентным объемом не только в истории завода, но и, насколько мне известно, в мировой практике. 650 тысяч колес ВМЗ отгрузил Российским железным дорогам. Мы являемся стратегическими партнерами, что подтверждается долгосрочным контрактом на 1.2 млрд. долларов заключенным до 2010 года. Разработано и запущено в производство колесо с увеличенным в два раза ресурсом износостойкости и нагрузок, при этом цена выросла незначительно. Специалистами ВМЗ и РЖД разработано новое S-образное колесо повышенной прочности, которое сегодня проходит пробеговые испытания. Мы сделали большие капитальные вложения в колесное производство. Это наши финансовые, интеллектуальные и организационные инвестиции в стратегическое партнерство с РЖД. Я верю, что наши партнеры это понимают так же, как и мы. Поэтому ОМК с полным правом считает себя уникальным поставщиком и стратегическим партнером системообразующих отраслей Российской Федерации. При этом мы значительно увеличиваем долю таких клиентов как General Electric, железные дороги Казахстана, Канады, Словакии, Ирана…
Steel WEEK: Сейчас и в российской, и в мировой экономике прослеживается консолидация крупных корпораций во всех областях. Что наиболее вероятно может произойти в трубной отрасли? Считаете ли Вы, что одна из трех крупных компаний сможет поглотить другую?
А.Седых: Считаю, что нынешняя корпоративная структура российского рынка труб оптимальна и сбалансирована… Есть конкурентная среда. Ведущие участники рынка имеют возможность для эффективного развития и наращивания мощностей. Поэтому я не вижу значительной синергии от такого слияния. И при этом, очевидно, что любое поглощение в тройке ОМК, ТМК и ЧПТЗ может привести к антидемпинговым процедурам.
Steel WEEK: Как, на текущий момент, выглядит схема акционеров ОМК? Есть ли у Вас планы что-либо поменять или Вы хотите оставить все как есть?
А.Седых: В группу компаний ОМК входят несколько предприятий, и состав акционеров у них различный. Крупные предприятия имеют большое число акционеров физических лиц, как правило, работников предприятия. Контрольные пакеты предприятий прямо или косвенно принадлежат группе партнеров, в число которых входят также топ-менеджеры компании. Любые изменения в структуре компании могут производиться только при наличии соответствующей воли этой группы партнеров.
Steel WEEK: В 2006 международные инвесторы ждут продолжения парада IPO российских компаний… Есть ли у ОМК планы по размещению IPO на российском или зарубежном рынке? Каковы ваши планы по привлечению дополнительного капитала и сколько вы планируете привлечь?
А.Седых: Безусловно, удачная ценовая конъюнктура на энергоносители, рост экономики и качественные изменения менеджмента в российском корпоративном секторе привели к справедливому интересу инвесторов. В то же время для ОМК в краткосрочной перспективе проведение IPO не имеет очевидной целесообразности - компания еще не до конца реализовала потенциал роста капитализации, идет реализация масштабной инвестиционной программы. С точки зрения привлечения ресурсов, мы работаем с иностранными экспертными агентствами и крупными российскими и международными банками...