Обзор мирового рынка стали: 30 января - 6 февраля |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
08.02.2006
Обзор мирового рынка стали: 30 января - 6 февраля
Наступление Нового года по китайскому календарю (29 января) практически полностью прекратило деловые операции в странах Восточной Азии. Оживать этот рынок начнет ближе к середине февраля. Мировой рынок стали на эти дни, похоже, аналогично взял паузу. Цены пока остаются неизменными по сравнению с концом января, спрос в большинстве регионов невысокий. Дальнейшее развитие событий будет определяться двумя тенденциями противоположной направленности: производители черных металлов во всех странах будут пытаться поднимать цены, но ужесточающаяся конкуренция между крупнейшими экспортерами облегчит потребителям задачу по их снижению.
Полуфабрикаты
Первую неделю февраля рынок стальных полуфабрикатов провел, можно сказать, в «законсервированном» состоянии. Он и в предыдущие месяцы не отличался высокой ценовой подвижностью; основные события в последнее время происходили в странах Восточной Азии, которые сейчас временно вышли из игры. Впрочем, возвращение азиатских производителей и потребителей на рынок к середине месяца вряд ли приведет к значительным изменениям.
Стоимость заготовок практически во всех регионах в последнее время выровнялась. Длинномерные полуфабрикаты повсеместно котируются в интервале порядка $330-350/т C&F, и к этому уровню приходится приспосабливаться всем поставщикам. Украинская продукция во второй половине января, появившаяся на рынках Восточной Азии, вряд ли покинет их, что вынуждает производителей держать цены ниже $300/т FOB. Правда, в феврале весьма вероятным кажется некоторый рост цен в силу подорожания металлолома при поставках в Турцию, стремления китайских компаний повысить доходы от экспорта, а также приближения весеннего оживления рынка конструкционной стали.
Цены на слябы в настоящее время более разнообразны - от $310-330/т C&F в странах Азии до $380/т C&F и более в США. В связи с этим, продукция из стран СНГ в зависимости от места предназначения товарной партии может стоить и менее $280, и более $320/т FOB. Прогнозы на февраль выглядят пока не очень утешительно: отсутствие прогресса на рынках листовой стали и избыток предложения полуфабрикатов делают повышение цен на слябы маловероятным.
Конструкционная сталь
Похолодание, пришедшее в Европу во второй половине февраля, так «заморозило» региональный рынок, что он так и не «отогрелся» до сих пор. Ожидаемого в текущем месяце повышения спроса на конструкционную сталь в преддверие весеннего подъема, так пока и не произошло. Наоборот, европейские аналитики отмечают крайне низкую потребительскую активность во всем регионе. Цены на длинномерную продукцию, правда, держатся на достигнутом перед похолоданием уровне, составляющем ?380-400/т арматуры с доставкой и до ?430/т катанки, но речи об их подъеме пока не идет. Вероятно, производителям придется подождать установления более теплой погоды.
Падение спроса в Европе поставило в сложное положение турецкие компании, и так столкнувшиеся с некоторыми трудностями из-за недавнего подорожания металлолома. В странах Персидского залива и Средиземноморья потребность в стальной продукции строительного назначения достаточно велика, но высокий уровень конкуренции не способствует росту цен. Наоборот, на прошлой неделе турецким компаниям пришлось понизить стоимость арматуры, примерно, на $10/т по сравнению с январем - до $380-400/т FOB.
Для поставщиков длинномерной продукции из стран СНГ ситуация пока не меняется. Цены, в основном, остаются на прежнем уровне - $355-380/т FOB, в зависимости от сорта продукции и места назначения. В принципе, текущие условия трудно назвать благоприятными, но зато можно уверенно ожидать, что ближе к весне рынок (как внутренний, так и внешний) «оттает», а спрос пойдет на подъем.
Листовая сталь
Пауза, которую взяли на начало февраля азиатские страны, вряд ли приведет к каким-либо существенным изменениям на региональном рынке в обозримом будущем. Местные специалисты предсказывают пока что только рост конкуренции между поставщиками из Китая, других азиатских стран и государств СНГ и выравнивание цен по нижнему уровню.
Китайские компании, судя по всему, получат свое место на мировом рынке за счет ограничения поставок их конкурентами из других стран. По состоянию на начало февраля, ни одна из японских, корейских, тайванских или европейских компаний, сокративших производство в прошлом году, не объявляла о намерении вернуться к прежним объемам выпуска. Японское министерство финансов признало, что импорт стальной продукции в страну в прошлом году увеличился на 20% по сравнению с 2004 г. и составил 8,2 млн. т, из которых около четверти пришлось на долю Китая. Корейская компания Dongkuk Steel во второй раз за последние полтора месяца снизила цену на судостроительную толстолистовую сталь (на этот раз, до $633/т) - один из самых популярных видов китайской экспортной продукции.
До праздников цены на китайские г/к рулоны составляли около $340-360/т FOB, ситуация на внутреннем рынке постепенно менялась к лучшему за счет некоторого сокращения производства. Если исходить из того, что цены на железную руду, которую Китай вынужден импортировать в огромном количестве (268 млн. т в 2005 г.) возрастут, как полагают в настоящее время большинство специалистов, на дальнейшее урезание цен китайские экспортеры не пойдут. Таким образом, есть немалая вероятность того, что стоимость г/к рулонов производства Китая или СНГ стабилизируется на азиатском рынке на уровне $355-380/т C&F.
Аналогичный уровень цен складывается и в Индии. В последние две-три недели оттуда приходят сведения об ужесточении конкуренции между российскими, украинскими и иранскими поставщиками. Цены на импортный горячий прокат в начале февраля указывались на уровне $370-385/т CFR. По-прежнему довольно значительной остается вероятность возбуждения антидемпинговых исков против крупнейших поставщиков, хотя потребители, заинтересованные в низких ценах, только приветствуют увеличение предложения дешевой импортной продукции.
Цены на г/к рулоны в Европе варьируют от менее ?330/т C&F для самой дешевой импортной продукции (в основном, азиатской) до ?410/т ex-works, запрашиваемых меткомпаниями с севера Европы. Российская и украинская продукция, отправляемая в страны ЕС, стоит около $380-400/т FOB.
Европейские меткомпании не отказываются от своего намерения поднять цены во II квартале. Однако специалисты считают это мероприятие практически невозможным. Спрос на прокат в регионе не слишком высок, в отличие от резко увеличившегося с началом 2006 г. импорта. Более вероятным, с их точки зрения, выглядит понижение цен в силу ужесточения конкуренции, как это уже происходит в США. Правда, как отмечают те же эксперты, подешевеет стальная продукция ненамного, так как дорогостоящие сырье и энергоносителей обусловят относительно высокую себестоимость даже у таких традиционных поставщиков дешевого проката как Китай и Украина.
Специальные сорта стали
Повышение цен на рынке нержавеющей стали набирает обороты. Германская компания ThyssenKrupp, вместе с другими европейскими производителями поднявшая февральские базовые цены на ?50/т (до около ?1120-1200/т для х/к рулонов 304 2В) и на такую же величину - доплату за содержание легирующих элементов, на прошлой неделе объявила о еще более далеко идущих планах. ThyssenKrupp считает необходимым повышение базовых цен еще на ?50/т в марте и, весьма вероятно, еще на столько же - в апреле. По мнению представителей германской компании, увеличение спроса на продукцию из нержавеющей стали в Европе и новое подорожание никеля дают все основания для роста цен.
Аналогичного подхода придерживаются и азиатские компании. В частности, корейская Posco подняла стоимость продукции из нержавеющей стали 300-й серии (с высоким содержанием никеля) на $180-200/т, чтобы компенсировать подорожание этого металла.
Правда, дальнейшие перспективы азиатского рынка нержавеющей стали выглядят не очень благоприятно. Китай, в прошлом году увеличивший национальное производство более чем на треть (до 3,1 млн. т) и сокративший импорт до около 2,8 млн. т (в 2004 г. было более 3,5 млн. т), продолжает расширение выпуска. Как ожидается, к концу 2006 г. китайские компании будут обладать мощностями по выплавке более 5 млн. т нержавеющей стали, а ее импорт может сократиться до менее 2 млн. т. Вследствие этого в регионе неизбежно появление новых излишков продукции, так что нынешнее оживление рынка может оказаться кратковременным.
Металлолом
Повышение цен на лом в Турции, начавшееся из-за январских холодов, затруднивших доставку из черноморских портов, не закончилось и в феврале. Ряд местных меткомпаний не воспользовались благоприятными возможностями для закупки сырья в конце декабря - начале января либо понадеялись на хорошую погоду и теперь вынуждены срочно приобретать необходимый им материал по завышенным ценам, достигающим $220/т C&F для материала 3А из СНГ или $210-215/т FOB для европейского HMS №1.
В принципе, спрос в Турции в последние дни идет на спад, но европейские трейдеры надеются, что им удастся сохранить достигнутый ценовой уровень. В странах ЕС в феврале ожидается повышение на ?10-15/т, хотя слабость регионального рынка конструкционной стали из-за похолодания может сорвать планы поставщиков.
В Азии сохраняется равновесие, цены на HMS №1 и 3А близки к $210-220/т C&F. Как отмечают американские аналитики, экспорт материала HMS №1 в 2005 г. был рекордным за последние 10 лет, что и дало возможность покрыть повышение спроса на данное сырье в Китае. В настоящее время запасы металлолома у потребителей все еще достаточно велики, а, учитывая сокращение объемов выплавки стали на Тайване и стагнацию в Корее, дефицита в обозримом будущем ожидать не стоит.
Виктор Тарнавский, «Металл бюллетень. Украина»
Полуфабрикаты
Первую неделю февраля рынок стальных полуфабрикатов провел, можно сказать, в «законсервированном» состоянии. Он и в предыдущие месяцы не отличался высокой ценовой подвижностью; основные события в последнее время происходили в странах Восточной Азии, которые сейчас временно вышли из игры. Впрочем, возвращение азиатских производителей и потребителей на рынок к середине месяца вряд ли приведет к значительным изменениям.
Стоимость заготовок практически во всех регионах в последнее время выровнялась. Длинномерные полуфабрикаты повсеместно котируются в интервале порядка $330-350/т C&F, и к этому уровню приходится приспосабливаться всем поставщикам. Украинская продукция во второй половине января, появившаяся на рынках Восточной Азии, вряд ли покинет их, что вынуждает производителей держать цены ниже $300/т FOB. Правда, в феврале весьма вероятным кажется некоторый рост цен в силу подорожания металлолома при поставках в Турцию, стремления китайских компаний повысить доходы от экспорта, а также приближения весеннего оживления рынка конструкционной стали.
Цены на слябы в настоящее время более разнообразны - от $310-330/т C&F в странах Азии до $380/т C&F и более в США. В связи с этим, продукция из стран СНГ в зависимости от места предназначения товарной партии может стоить и менее $280, и более $320/т FOB. Прогнозы на февраль выглядят пока не очень утешительно: отсутствие прогресса на рынках листовой стали и избыток предложения полуфабрикатов делают повышение цен на слябы маловероятным.
Конструкционная сталь
Похолодание, пришедшее в Европу во второй половине февраля, так «заморозило» региональный рынок, что он так и не «отогрелся» до сих пор. Ожидаемого в текущем месяце повышения спроса на конструкционную сталь в преддверие весеннего подъема, так пока и не произошло. Наоборот, европейские аналитики отмечают крайне низкую потребительскую активность во всем регионе. Цены на длинномерную продукцию, правда, держатся на достигнутом перед похолоданием уровне, составляющем ?380-400/т арматуры с доставкой и до ?430/т катанки, но речи об их подъеме пока не идет. Вероятно, производителям придется подождать установления более теплой погоды.
Падение спроса в Европе поставило в сложное положение турецкие компании, и так столкнувшиеся с некоторыми трудностями из-за недавнего подорожания металлолома. В странах Персидского залива и Средиземноморья потребность в стальной продукции строительного назначения достаточно велика, но высокий уровень конкуренции не способствует росту цен. Наоборот, на прошлой неделе турецким компаниям пришлось понизить стоимость арматуры, примерно, на $10/т по сравнению с январем - до $380-400/т FOB.
Для поставщиков длинномерной продукции из стран СНГ ситуация пока не меняется. Цены, в основном, остаются на прежнем уровне - $355-380/т FOB, в зависимости от сорта продукции и места назначения. В принципе, текущие условия трудно назвать благоприятными, но зато можно уверенно ожидать, что ближе к весне рынок (как внутренний, так и внешний) «оттает», а спрос пойдет на подъем.
Листовая сталь
Пауза, которую взяли на начало февраля азиатские страны, вряд ли приведет к каким-либо существенным изменениям на региональном рынке в обозримом будущем. Местные специалисты предсказывают пока что только рост конкуренции между поставщиками из Китая, других азиатских стран и государств СНГ и выравнивание цен по нижнему уровню.
Китайские компании, судя по всему, получат свое место на мировом рынке за счет ограничения поставок их конкурентами из других стран. По состоянию на начало февраля, ни одна из японских, корейских, тайванских или европейских компаний, сокративших производство в прошлом году, не объявляла о намерении вернуться к прежним объемам выпуска. Японское министерство финансов признало, что импорт стальной продукции в страну в прошлом году увеличился на 20% по сравнению с 2004 г. и составил 8,2 млн. т, из которых около четверти пришлось на долю Китая. Корейская компания Dongkuk Steel во второй раз за последние полтора месяца снизила цену на судостроительную толстолистовую сталь (на этот раз, до $633/т) - один из самых популярных видов китайской экспортной продукции.
До праздников цены на китайские г/к рулоны составляли около $340-360/т FOB, ситуация на внутреннем рынке постепенно менялась к лучшему за счет некоторого сокращения производства. Если исходить из того, что цены на железную руду, которую Китай вынужден импортировать в огромном количестве (268 млн. т в 2005 г.) возрастут, как полагают в настоящее время большинство специалистов, на дальнейшее урезание цен китайские экспортеры не пойдут. Таким образом, есть немалая вероятность того, что стоимость г/к рулонов производства Китая или СНГ стабилизируется на азиатском рынке на уровне $355-380/т C&F.
Аналогичный уровень цен складывается и в Индии. В последние две-три недели оттуда приходят сведения об ужесточении конкуренции между российскими, украинскими и иранскими поставщиками. Цены на импортный горячий прокат в начале февраля указывались на уровне $370-385/т CFR. По-прежнему довольно значительной остается вероятность возбуждения антидемпинговых исков против крупнейших поставщиков, хотя потребители, заинтересованные в низких ценах, только приветствуют увеличение предложения дешевой импортной продукции.
Цены на г/к рулоны в Европе варьируют от менее ?330/т C&F для самой дешевой импортной продукции (в основном, азиатской) до ?410/т ex-works, запрашиваемых меткомпаниями с севера Европы. Российская и украинская продукция, отправляемая в страны ЕС, стоит около $380-400/т FOB.
Европейские меткомпании не отказываются от своего намерения поднять цены во II квартале. Однако специалисты считают это мероприятие практически невозможным. Спрос на прокат в регионе не слишком высок, в отличие от резко увеличившегося с началом 2006 г. импорта. Более вероятным, с их точки зрения, выглядит понижение цен в силу ужесточения конкуренции, как это уже происходит в США. Правда, как отмечают те же эксперты, подешевеет стальная продукция ненамного, так как дорогостоящие сырье и энергоносителей обусловят относительно высокую себестоимость даже у таких традиционных поставщиков дешевого проката как Китай и Украина.
Специальные сорта стали
Повышение цен на рынке нержавеющей стали набирает обороты. Германская компания ThyssenKrupp, вместе с другими европейскими производителями поднявшая февральские базовые цены на ?50/т (до около ?1120-1200/т для х/к рулонов 304 2В) и на такую же величину - доплату за содержание легирующих элементов, на прошлой неделе объявила о еще более далеко идущих планах. ThyssenKrupp считает необходимым повышение базовых цен еще на ?50/т в марте и, весьма вероятно, еще на столько же - в апреле. По мнению представителей германской компании, увеличение спроса на продукцию из нержавеющей стали в Европе и новое подорожание никеля дают все основания для роста цен.
Аналогичного подхода придерживаются и азиатские компании. В частности, корейская Posco подняла стоимость продукции из нержавеющей стали 300-й серии (с высоким содержанием никеля) на $180-200/т, чтобы компенсировать подорожание этого металла.
Правда, дальнейшие перспективы азиатского рынка нержавеющей стали выглядят не очень благоприятно. Китай, в прошлом году увеличивший национальное производство более чем на треть (до 3,1 млн. т) и сокративший импорт до около 2,8 млн. т (в 2004 г. было более 3,5 млн. т), продолжает расширение выпуска. Как ожидается, к концу 2006 г. китайские компании будут обладать мощностями по выплавке более 5 млн. т нержавеющей стали, а ее импорт может сократиться до менее 2 млн. т. Вследствие этого в регионе неизбежно появление новых излишков продукции, так что нынешнее оживление рынка может оказаться кратковременным.
Металлолом
Повышение цен на лом в Турции, начавшееся из-за январских холодов, затруднивших доставку из черноморских портов, не закончилось и в феврале. Ряд местных меткомпаний не воспользовались благоприятными возможностями для закупки сырья в конце декабря - начале января либо понадеялись на хорошую погоду и теперь вынуждены срочно приобретать необходимый им материал по завышенным ценам, достигающим $220/т C&F для материала 3А из СНГ или $210-215/т FOB для европейского HMS №1.
В принципе, спрос в Турции в последние дни идет на спад, но европейские трейдеры надеются, что им удастся сохранить достигнутый ценовой уровень. В странах ЕС в феврале ожидается повышение на ?10-15/т, хотя слабость регионального рынка конструкционной стали из-за похолодания может сорвать планы поставщиков.
В Азии сохраняется равновесие, цены на HMS №1 и 3А близки к $210-220/т C&F. Как отмечают американские аналитики, экспорт материала HMS №1 в 2005 г. был рекордным за последние 10 лет, что и дало возможность покрыть повышение спроса на данное сырье в Китае. В настоящее время запасы металлолома у потребителей все еще достаточно велики, а, учитывая сокращение объемов выплавки стали на Тайване и стагнацию в Корее, дефицита в обозримом будущем ожидать не стоит.
Виктор Тарнавский, «Металл бюллетень. Украина»