"Стальная ножка Буша": Крупнейшие производители стали, которых отлучили от американского рынка, готовятся к глобальной торговой войне с США |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
12.03.2002
"Стальная ножка Буша": Крупнейшие производители стали, которых отлучили от американского рынка, готовятся к глобальной торговой войне с США
Мир стоит на пороге глобальной торговой войны, в которую грозят быть втянутыми все более или менее развитые страны. Первые ее залпы прозвучали из-за океана: президент США Джордж Буш ввел ввозные пошлины на импортную сталь. Причем весьма чувствительные - до 30 процентов. Действие пошлин начнется с 20 марта. В ответ на это Европа и Япония уже всерьез подумывают о "симметричных мерах" в отношении ряда американских товаров, в первую очередь продовольствия. Россию "боевые действия" затронут самым непосредственным образом: экспорт отечественной стали за океан становится полностью нерентабельным, страна, по оценкам экспертов Минэкономразвития, потеряет миллиарды долларов.
Наш ответ Бушу уже фактически дан: импорт американского куриного мяса в Россию поставлен вне закона. "Боевые действия" начались, и, как это часто бывает, в войне прежде всего пострадает мирное население - в России ощутимо вырастут цены на курятину, а в США - на все товары, в которых используется сталь.
Решение Буша опустить стальной занавес имеет под собой вполне конкретную внутриполитическую подоплеку: в ноябре предстоят выборы в конгресс, исход которых во многом будет зависеть от симпатий электората в сталелитейных штатах Огайо, Пенсильвания, Индиана, Иллинойс, Миннесота и Западная Вирджиния.
Больнее всего 30-процентные стальные пошлины ударят в первую очередь по таким производителям, как Япония, Южная Корея, Россия, Китай и Бразилия. В то же время ограничительные меры не коснулись Канады и Мексики, а также стран, чей стальной экспорт в США не превышает 3 процентов. В результате выигрывают Аргентина, Таиланд, Турция, ряд развивающихся государств. Америка давно уже живет на привозной стали. В январе США ввезли 2,6 миллиона тонн стали, в том числе 460 тысяч тонн из стран Евросоюза. Всего же американский импорт за 2001 год составил 27,6 миллиона тонн. Европа в 2001 году импортировала 26,6 миллиона тонн стали и примерно 10 миллионов тонн экспортировала. Правда, продают европейцы в основном высокосортную сталь, а она под действие последних ограничений подпадает мало. Старый Свет тревожит другое - нарушение мирового торгового баланса. Эксперты Евросоюза опасаются, что сталь, отлученная от американского рынка, может хлынуть на рынок европейский, а это порядка 10 миллионов тонн ежегодно.
Если это произойдет, то Европа вполне может реализовать одно из положений ВТО, которое дает право вводить временные ограничения на импорт в тех случаях, когда нарушается равновесие на внутреннем рынке. На такую возможность уже намекнул председатель Еврокомиссии Романо Проди. Он направил письмо Джорджу Бушу, где предостерег главу Белого дома от дальнейшей эскалации конфликта. Аналогичное послание поступило Бушу и от канцлера ФРГ Герхарда Шредера. А председатель Союза немецких промышленников Лудольф фон Вартенберг прямо заявил, что американское решение - прямой шаг к новой волне протекционизма в торговле.
Формально администрация Буша ссылается на статью 201 американского закона о торговле от 1974 года, которая дает властям право защищать отечественного производителя. Однако в феврале ВТО объявило эту статью несовместимой с принципами свободной торговли, потребовав ее отмены. Последствия новой торговой войны могут быть самыми серьезными. В Евросоюзе есть немало "ястребов", которые непременно потребуют обложить дополнительными пошлинами американскую продукцию. А в это время в самой Америке аналогичных защитных мер уже требуют для себя аграрный сектор и деревообрабатывающая промышленность...
Не исключено, что и эти отрасли получат требуемое. После событий 11 сентября Америка объявила себя единственной оставшейся "сверхдержавой" и, по-видимому, вслед за ролью мирового полицейского решила начать диктовать свои экономические порядки всем, включая и союзников по антитеррористической коалиции. Иными словами, теперь ВТО и всякие там правила свободной мировой торговли для Америки не указ. По сути началось разрушение сбалансированной, складывавшейся десятилетиями системы мировой торговли.
Американскую сталелитейную отрасль лихорадит с начала 60-х годов. Если в 1974 году на сталелитейных заводах было занято 520 тысяч человек, то в 2001 году эта цифра составила всего 140 тысяч. С 1998 года обанкротилась 31 компания. Сегодня на грани разорения оказались такие гиганты, как Bethlehem Steel и LTV. Только начиная с 1997 года отрасль потеряла 20 тысяч рабочих мест, а производственные мощности сократились на 13 миллионов тонн. Сейчас в Америке из-за сильного доллара и недозагруженных производственных мощностей наблюдаются самые низкие за последние 20 лет цены на сталь. Однако далеко не все американские эксперты видят причину плачевного состояния отрасли в кознях бесчестных конкурентов. "Даже в условиях новых импортных пошлин сталелитейная промышленность не избавится от таких своих вечных проблем, как технологическая отсталость, чрезмерная энергоемкость и дорогостоящие обязательства по пенсионному обеспечению рабочих и служащих, на которых настояли профсоюзы", - считает Дэниэл Айкензон, автор аналитического доклада о состоянии отрасли. Объем этих пенсионных обязательств - 13 миллиардов долларов.
В конечном итоге за кризис металлургической отрасли заплатит американский потребитель. Из-за отсутствия дешевой стали подорожают автомобили, бытовая техника (стиральные машины, холодильники), повысится себестоимость стальных конструкций, используемых в строительстве. Кстати, в конгрессе сталепотребляющие отрасли имеют не меньше лоббистов, чем металлурги. Первые высказывают весьма серьезные доводы: в среднесрочной перспективе защита внутреннего стального рынка может убить в 13 раз больше рабочих мест, чем имеется в сталелитейной отрасли.
США производят 106 миллионов тонн стали в год. Импорт за 90-е годы вырос с 30 до 40 миллионов тонн. Доля России в нем составляет считанные проценты. "За прошлый год в США было поставлено около 1,2 миллиона тонн отечественной стали, около 40 процентов из которых, то есть более 400 тысяч тонн, произвели мы, - пояснил "Итогам" генеральный директор "Северстали" Алексей Мордашов. - Я считаю, что как для России, с том числе собственно для "Северстали", так и для всего мира наиболее опасен не сам факт ограничения экспорта в США, а его последствия для мировой экономики. Еще до введения этих мер мы пытались переориентировать свой металл на другие рынки, то же самое делают и остальные производители. Но на мировом рынке цены на металл и так находятся на минимальном уровне, и этот процесс может привести к катастрофическим последствиям - цены просто обвалятся". Глава крупнейшего российского предприятия черной металлургии также назвал цифру в 10 миллионов тонн, которые будут насильственно выдавлены с рынка США и могут расшатать и без того неустойчивый мировой рынок. По его мнению, действия Вашингтона - тревожное предзнаменование будущих жестоких ценовых войн, причем не только в сталелитейной отрасли. "Любая из пострадавших стран-экспортеров будет вырабатывать адекватные меры в тех отраслях, где она это может, не обязательно в стали. Европа способна ответить США по стали, а Россия не может - поставки русской стали на американский рынок и американской стали в нашу страну просто несопоставимы. Миллион тонн и почти что ноль. Так что Россия и другие страны могут дать ответ в других отраслях", - добавил глава "Северстали". Что касается ситуации на его предприятии, то Алексей Мордашов отметил, что "до минусовой рентабельности они не дойдут, но до нулевой скатятся, да и то только благодаря некоторому запасу прочности, который есть у них, но на многих других заводах отсутствует".
Европейские эксперты говорят примерно то же самое. Эккехард Шульц, глава германского концерна ThyssenKrupp, еще до введения пошлин заметил, что выход отрасли из кризиса напрямую зависит от ситуации на американском рынке, а конкретно - от того, пойдут ли США на протекционистские меры. Концерн поставляет в США 300 тысяч тонн стального проката для автомобильной отрасли, а эта продукция уже частично подпадает под запретительные пошлины. Между тем в числе постоянных заказчиков крупповско-тиссеновской стали - автогигант DaimlerChrysler, у которого в США рабочих мест не меньше, чем в Германии. Неудивительно, что после того, как президент Буш объявил об ограничении импорта, акции европейских сталелитейных компаний подешевели. Более 5 процентов потеряли акции компании Arcelor (крупнейший производитель стали в Европе), 6 процентов - британо-нидерландской группы Corus, 3 процента - ThyssenKrupp.
Россия ответила на "стальную блокаду" "куриным кордоном". Хотя, по словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, решение российских ветеринарных служб, запрещающее импорт мяса птицы из США, не связано с введением санкций американской стороной на экспорт российской стали. "Это чисто техническое решение", - пояснил министр, добавив, что оно может быть и отменено.
Как бы то ни было, но пока что в "курином кордоне" большой пользы для отечественной экономики, а в особенности для потребителя, эксперты не видят. По данным Госкомстата, в 2001 году российский рынок мяса птицы составил 2 миллиона тонн, из которых 1,1 миллиона тонн ввозилось легальным образом и 840 тысяч тонн производилось на территории страны. По оценкам экспертов, еще около 100 тысяч тонн импортируется в Россию по различным "серым" схемам. Для сравнения: в 2000 году объем российского рынка составлял около 1,8 миллиона тонн мяса птицы, а отечественное производство обеспечило 771 тысячу тонн. Таким образом, рост составил около 9 процентов в год, что явно недостаточно для импортозамещения в случае прекращения поставок из-за океана.
Из общего объема импорта, по данным Совета США по экспорту домашней птицы и яиц, американская продукция составляет на рынке России около одного миллиона тонн, то есть ровно половину. По данным той же организации, в нашу страну идет половина (!) всего куриного экспорта США. "После появления первой информации о возможном запрете импорта американской птицы оптовые цены на эти продукты практически моментально выросли по Москве в среднем на 20-25 процентов. Что будет дальше, пока предсказать сложно - цены вырастут до предела, ограниченного покупательной способностью населения", - так оценил ситуацию глава российского представительства Совета Альберт Давлеев. А в Америке, по его словам, пока царит затишье: никто никому ничего не продает, все ждут 10 марта, когда российский запрет вступит в силу. Но все ждут и падения цен на куриное мясо, причем падения обвального. По информации лондонской "Файнэншл таймс", меры, принятые Россией, обойдутся фермерам США в 600 миллионов долларов ежегодных убытков. То есть реально эти деньги выплатит американский налогоплательщик.
Правда, большинство граждан России волнуют несколько иные вопросы, а именно цены на продовольствие. Известно, что куриные окорочка покупают в основном пенсионеры и люди с малым достатком, так что рост цен на этот продукт вряд ли прибавит у них (и у их родственников, то есть у всего населения страны) любви к Америке и конкретно к Джорджу Бушу-младшему.