Сколько еще алюминиевых заводов нужно России?
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
20.01.2006
Сколько еще алюминиевых заводов нужно России?
Много лет Ангаро-Енисейский проект является своего рода «волшебной палочкой» экономического развития Красноярского края. С начала 30-х годов, когда появились первые разработки каскада гидроэлектростанций, и до сегодняшнего дня с ним связывались самые радужные перспективы. Некоторые политики в Красноярском крае пытались доказать, что только этот проект может обеспечить развитие региона, и даже предлагали создать огромную свободную экономическому зону. Одно из последних обращений к этой теме состоялось совсем недавно, в выступлении губернатора Красноярского края Александра Хлопонина на Всероссийском съезде «Единой России» в Красноярске.

Он рисовал красочные перспективы: «Речь идет о Программе комплексного развития Нижнего Приангарья, предполагающей достройку Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода, целлюлозо-бумажных комбинатов, запуск перерабатывающих производств в других отраслях, развитие нефтегазового комплекса юга Эвенкии. Согласно проекту, на каждый вложенный государством в инфраструктуру рубль частный бизнес обязуется вложить 5-7 рублей в отраслевые проекты. И если реализовать программу в комплексе, то инвестиции крупного бизнеса в регион могут составить до 22 млрд. долларов, что в итоге даст вклад в ВВП страны более 32 млрд. долларов. То есть вклад проекта развития Приангарья в ВВП России в 2016 году может составить почти 3%».

По его словам можно понять, что Красноярский край ожидает просто сказочное процветание, если будет построена еще одна электростанция и алюминиевый завод. Однако, реальная история Ангаро-Енисейского проекта не оставляет места для таких надежд. Его развитие было связано практически исключительно с выработкой электроэнергии и выплавкой цветных металлов. Более того, сам проект можно назвать выдающимся образцом бездумного экономического развития.

Замысел Ангаро-Енисейского проекта был связан с планом «ГОЭЛРО», составленном в 1920 году. В этом плане содержалась оценка гидроэнергетических ресурсов страны, которые могли бы быть освоены, и в качестве одного из перспективных районов развития гидроэнергетики назывались Енисей и Ангара. По его логике новые электростанциии должны были строиться в развитых промышленных районах. В 1921 году по инициативе Госплана было создано Ангарское бюро, которое провело обследование Ангары. В 1925 году инженер В.М. Малышев пришел к выводу, что строительство крупных ГЭС на Ангаре нецелесообразно из-за отсутствия крупных потребителей энергии. Проект центральными органами был отклонен из-за отсутствия промышленности.

По мере детальных геологических разведок, которые открыли многочисленные месторождения цветных металлов, а также запасы бокситов и нефелинов, в руководстве Восточно-Сибирского края появилась идея связать развитие гидроэнергетики на Ангаре и Енисее с выплавкой цветных металлов. Особенное значение придавалось производству алюминия, в то время крайне дефицитному металлу.

Два проекта гидроэлектростанций на Енисее, на Калигином Быку и у горы Тепсей, мощностью по 100 тыс. л.с., включили в промфинплан Восточно-Сибирского края на 1931 год, а в сентябре 1931 года и в задания второй пятилетки 1933-1937 годов. Руководство Восточно-Сибирского края прилагало максимум усилия для проталкивания проекта, и добилось даже вынесения вопроса на заседание СТО СССР. Хотя, в этот момент еще даже не завершилось полное исследование проекта.

Однако, столь широкие планы были встречены председателем Госплана СССР В.В.Куйбышевым требованием доработать проект. При общей поддержке идеи, конкретные планы были жестко раскритикованы, и во вторую пятилетку развитие гидроэнергетики на Енисее и Ангаре не попало.

После образования в 1934 году Красноярского края, было начато более детальное обследование территории образованным в январе 1935 года геолого-разведочным бюро во главе с В.И. Косовановым. На конференциях по развитию производительных сил в Красноярске в апреле 1935 года и в Москве в декабре 1936 года, проекты строительства гидростанций только упоминались. Ангарское бюро работало более серьезным образом и к 1936 году подготовило проект строительства семи электростанций на Ангаре, которые использовали почти весь перепад высот. Первый период развития Ангаро-Енисейского проекта внес и закрепил главную мысль, которая потом составила основу промышленного развития в его рамках. Все развитие строилось на увеличении производства электроэнергии и алюминия, которые потом вывозились из Сибири. С минимальными поправками эта концепция работает и по сей день.

Война внесла серьезные изменения в характер промышленности Красноярска, превратив его в крупный промышленный центр. Появление ряда эвакуированных предприятий, поставило вновь вопрос о развитии гидроэнергетики и выплавки цветных металлов. В 1947 году конференция по развитию производительных сил Иркутской области рекомендовала начать освоение Ангары и строительство энергоемких отраслей. К 1951 году был разработан проект Иркутской ГЭС, первой станции из Ангарского каскада.

В это время в хозяйственном руководстве СССР победила идея академика А.Е. Пробста о размещении энергоемкого производства в Сибири, возле источников дешевого топлива и энергии. Поскольку в Сибири действительно находились самые дешевые в СССР источники топлива и энергии, было принято решение о преимущественном развитии здесь сырьевых и топливных отраслей. В этих условиях, Ангаро-Енисейскому проекту был дан «зеленый свет». Началось строительство мощных гидроэлектростанций: Красноярской (1972 – год пуска), Иркутской (1958), Братской (1967), Усть-Илимской (1974), Саяно-Шушенской (1978) ГЭС. Рядом развернулось строительство мощных алюминиевых заводов в Красноярске, Братске, Шелехове и Саяногорске. Строился крупный глиноземный комбинат в Ачинске. В конце 70-х годов, с пуском всех этих предприятий Ангаро-Енисейский проект реализовался в жизнь. В 1980 году началось строительство Богучанской ГЭС с расчетом на развитие новых предприятий, в первую очередь металлургических заводов. В Ангаро-Енисейском районе залегают крупные запасы бокситов, оценивающиеся в 84 млн. тонн.

Советские хозяйственники добились результатов. По итогам этого промышленного строительства, в трех регионах Сибири: Красноярском крае, Респубилке Хакасия и Иркутской области, производится 20% производства электроэнергии от общероссийского производства и 75% (2,13 млн. тонн) алюминия, производимого в России.

После 1992 года весь этот комплекс стал работать на мировой рынок. Гигантские масштабы производства в сочетании с не менее масштабными гидроэлектростанциями позволили их владельцам быстро занять нишу на мировом рынке алюминия. Имея в руках Братский алюминиевый завод (920 тыс. тонн алюминия) или Красноярский (921 тыс. тонн), а также Красноярскую или Братскую ГЭС, легко можно было выдержать конкуренцию на мировом рынке.

Но этого оказалось мало. Теперь планируется дальнейшее развитие Ангаро-Енисейского проекта, включающее в себя достройку Богучанской ГЭС, достройку Тайшетского алюминиевого завода мощностью в 250 тыс. тонн и строительство алюминиевого завода в Кодинске, мощностью в 600-800 тыс. тонн в год. ОАО «РАО «ЕЭС» и РУСАЛ в декабре 2005 года подписали основные условия по партнерству в создании Богучанского энергометаллургического комплекса. Согласно им, Богучанскую ГЭС достраивают энергетики, а РУСАЛ вкладывает порядка 3 млрд. рублей в подготовку ТЭО алюминиевого завода в Кодинске и начало его строительства. Суть партнерства состоит уже в том, что в 2009 году пускаются первые агрегаты Богучанской ГЭС и первая очередь Кодинского алюминиевого завода. Строится также вторая очередь Саянского алюминиевого завода мощностью в 260 тыс. тонн в год.

В Красноярском крае уже стали раздаваться разговоры о том, что хорошо бы вернуться к проекту строительства Среднеенисейской ГЭС в районе Енисейска и дополнения и без того огромного энергометаллургического комплекса еще одним крупным алюминиевым заводом.

В свете этих фактов встает законный вопрос: сколько еще надо построить мощных гидроэлектростанций и алюминиевых заводов, чтобы признать Ангаро-Енисейский проект завершенным?

Судя по имеющимся мощностям в гидроэнергетике и алюминиевой промышленности, Ангаро-Енисейский проект можно считать выполненным уже по состоянию на конец 80-х годов. Дальнейшее его развитие было уже просто небезопасным для Сибири. Водохранилища затопили порядка 300 тыс. гектар сельхозугодий, 384 населенных пункта. Тува, например, лишилась большей части сельхозугодий. Экология резко ухудшалась из-за выбросов алюминиевых заводов. Из-за строительства Братской ГЭС резко поднялся уровень Байкала, который грозит еще подняться в связи со строительством Богучанской ГЭС. Это новые затопления плодородных земель и населенных пунктов. Сейчас уже трудно сказать, приобрели ли сибирские регионы или потеряли от воплощения проекта в жизнь.

Странно, что эта идея дальнейшего развития Ангаро-Енисейского проекта по-прежнему считается ключом к процветанию. Это можно объяснить только тем, что сторонники дальнейшего безумного увеличения энергометаллургического комплекса не представляют себе реальной истории его развития. Опыт строительства Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС показывает, что энерго-металлургический комплекс не только не решает всех проблем, но и создает новые, еще более тяжелые. Ни Красноярская, ни Саяно-Шушенская ГЭС не решили энергетических проблем, потому что большая часть энергии уходило на выплавку алюминия. Точно так же будет и с Богучанской ГЭС, которая уже на стадии проекта отдает 70-80% энергии алюминиевому заводу. Как не произошло экономического чуда от КрАЗа, СаАЗа, так не будет и от новых алюминиевых заводов. Они в состоянии оказать только локальное воздействие, потому что их продукция не будет потребляться в Сибири.

В связи с этим нужно считать Ангаро-Енисейский проект выполненным, вопросов о строительстве новых гидроэлектростанций и алюминиевых заводов больше не ставить, а требовать комплексного развития производства на основе производимого алюминия.


Дмитрий Верхотуров
«Блоттер.ру»

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: