Итоги совещания НП «Координационный Совет ломоперерабатывающей промышленности» |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
22.12.2005
Итоги совещания НП «Координационный Совет ломоперерабатывающей промышленности»
В конце ноября 2005 г. состоялось совещание Некоммерческого партнерства «Координационный совет ломоперерабатывающей промышленности», которое было весьма представительным. Кроме членов КСЛП присутствовали представители Госдумы, правительства, Минпромэнерго, Федеральной налоговой службы, потребители металлолома: ОАО «Северсталь», «Мечел», ММК, БМЗ, крупные ломоперерабатывающие фирмы: «Профит», «Приморвторсырье», «Куусакоски».
В повестке дня стояли вопросы о реализации на практике вступающих в силу с 1 января 2006 г. изменений в статью 149 НК РФ, предусматривающих отнесение операций по реализации лома черных металлов к операциям, не облагаемым НДС, и доработке Федерального закона «О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов».
Вел совещание Президент НП «Координационный Совет ломоперерабатывающей промышленности» Виктор Николаевич МАКУШИН. В частности он сказал:
- У нас в стране металлолома хватает. В 2005 г. мы практически вышли на показатели 1989 г., т.е. восстановили сбор лома, существовавший до перестройки. В то же время значительно изменился состав участников рынка металлолома. Сегодня на каждый советский втормет приходится 5 фирм. Российский рынок вторичных металлов мелкодисперсный. Например, 50% металлолома в Польше собирают всего 13 фирм. У нас только лицензий на сбор лома выдано около 2,5 тыс.
На наш взгляд, главная проблема на рынке лома – криминализация. Криминальная среда на рынке металлолома приводит к тому, что в России огромное число мелких фирм. Именно из-за криминализации рынка идет его искусственное разукрупнение.
Структура рынка металлолома такова: существуют три уровня. Первый – это ломосдатчики. Здесь основная масса металлолома сдается не совсем по законным схемам. Многие предпочитают продавать лом нелегально через мелкие фирмы. С этим трудно бороться — видимо, сама атмосфера в стране такова. Второй уровень – это сдача металлолома непосредственно на ломоперерабатывающие предприятия. Практически везде и повсеместно здесь тоже стоят фирмы-«однодневки», пропускающие через себя металлолом и НДС, который должен был идти к уплате, государству этот налог не доходит. А законопослушные ломоперерабатывающие предприятия находятся на грани выживания. Если такая ситуация продлится еще года два, то законопослушные предприятия можно будет заносить в Красную книгу. Крупные компании не используют «серые» схемы, они соблюдают законы и платят налоги.
Третий уровень – это сами металлурги. Еще несколько лет назад только возле одного комбината нельзя было законно сдать металлолом, а приходилось действовать через «рябят в спортивных костюмах». К сожалению, сегодня такая система присутствует практически повсеместно. Почти при всех заводах существуют фирмочки, которые якобы не аффелированы к головным метзаводам, но осуществляют скупку лома. Они не платят НДС. Серьезные ломоперерабатывающие предприятия не могут с такими «однодневками» конкурировать. Потому что при средней закупочной цене в Европейской части России 3 тыс. руб. за тонну наши конкуренты платят 2,5 тыс. руб. И мы, ломопереработчики, встали перед выбором: или нам с этим бороться, или нужно превращаться в такие же криминальные структуры.
В последние годы закупочная цена на лом росла, за счет этого можно было выжить. Сегодня цена стабилизировалась, даже стала падать. Роста цен не будет, поэтому очень важен вопрос разницы в цене. $17 с тонны – это существенная разница. Кто же выдержит такую конкуренцию?
Конечно, мы пытались с этим бороться. Первая попытка была, когда образовался КСЛП. Нам уже 5 лет. Целью создания Совета была выработка грамотного Постановления о лицензировании. Сегодня лицензионным требованиям соответствует только каждая 10-я фирма. Потом были попытки принять Закон о металлоломе. Мы старались остановить этот криминальный процесс, решили вывешивать на сайт КСЛП список фирм, которые нарушают закон. Более того, отправляем письма с перечнем этих фирм в администрацию регионов страны. Но никакой реакции пока не видим. Мы должны попытаться донести наше мнение до металлургов, до власти, и попросить их принять меры, которые бы не выхолащивали идею, предложенную Президентом, когда он вносил поправку в Закон об отмене НДС. Мнение относительно поправки в налоговый кодекс единое у всех: нужно немедленно что-то предпринять для декриминализации рынка вторичных металлов.
Теперь по поводу предложений, высказанных на совещании относительно Закона о ломе. Первое – это запретить оптовую торговлю металлоломом, чтобы он от производителя шел напрямую к потребителю. Второе – лом можно продать или металлургам, или лицензионной фирме. Это приведет к исчезновению фирм-«однодневок». Третье предложение, с которым сегодня согласны далеко не все, — перевести выдачу лицензий в федеральный орган. Такая система уже существует в Украине. Необходимо сделать так, чтобы в регионе собирали соответствующую документацию, а выдача лицензий происходила в центре. Но такая система начнет действовать только тогда, когда в процессе лицензирования будут участвовать общественные организации. Нельзя пускать на рынок людей, которые хотят зарабатывать деньги криминальными способами.
Начальник отдела отраслевого анализа Управления налогового контроля ФНС РФ Михаил Викторович СЕРГЕЕВ рассказал об основных изменениях в 21-й главе Налогового кодекса и ответил на многочисленные вопросы.
- Самое главное – мы переходим на уплату налогов по методу начисления, т.е. формировать налоговую базу ломопереработчикам придется с момента отгрузки товара. И налоговые вычеты теперь будут принимать в момент оприходования товара и получения счета-фактуры от поставщика. У всех накопились остатки. Что с ними делать? Предприятие обязано провести выверку дебеторско-кредиторской задолженности.
Свою точку зрения высказал и Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Борисович ШЕЛИЩ:
- Я знаю 3 гражданско-правовых способа декриминализации какой-либо сферы деятельности. Необходимо повышение ответственности субъектов этой деятельности. Первый способ – страхование ответственности. Второй – залог своей ответственности. Третий – укрупнение бизнеса через установление высоких имущественных требований к тем, кто хочет этим бизнесом заниматься. В предыдущей Думе мы выбрали способ укрупнения взяли за основу лицензионные требования, подняли их на уровень закона. Это правильное решение. Я надеюсь убедить в этом и президентскую сторону. Думаю, что Закон принципиально не изменится и вступит в силу с какими-то дополнениями. А дальше начинается сфера правоприменения. Нужен механизм, который будет обеспечивать реальное правприменение. Я бы сделал ставку на саморегулирование отрасли, а не на запрет на оптовую торговлю, который противоречит свободе предпринимательства. Это мужественный шаг, что КСЛП на сайте выставляет «черные» списки, после чего правоприменительным органам будет сложно уклоняться. Мне кажется, что в таком направлении и надо действовать. Нас никто не спасет, кроме нас самих.
В ближайшие годы на уровне федеральных законов будут приняты технические регламенты, в том числе готовится регламент о переработке лома черных и цветных металлов.
Многочисленные проблемы рынка вторичных металлов ломопереработчикам и металлургам нужно решать совместно. Такую мысль высказали представители меткомбинатов. Это можно считать одним из основных выводов совещания. Все участники согласились, что необходимо усиливать роль и значение КСЛП на рынке лома и доказывать, что этим бизнесом можно и нужно заниматься честно.
Итоговым документом совещания стало обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину.
В повестке дня стояли вопросы о реализации на практике вступающих в силу с 1 января 2006 г. изменений в статью 149 НК РФ, предусматривающих отнесение операций по реализации лома черных металлов к операциям, не облагаемым НДС, и доработке Федерального закона «О государственном регулировании обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов».
Вел совещание Президент НП «Координационный Совет ломоперерабатывающей промышленности» Виктор Николаевич МАКУШИН. В частности он сказал:
- У нас в стране металлолома хватает. В 2005 г. мы практически вышли на показатели 1989 г., т.е. восстановили сбор лома, существовавший до перестройки. В то же время значительно изменился состав участников рынка металлолома. Сегодня на каждый советский втормет приходится 5 фирм. Российский рынок вторичных металлов мелкодисперсный. Например, 50% металлолома в Польше собирают всего 13 фирм. У нас только лицензий на сбор лома выдано около 2,5 тыс.
На наш взгляд, главная проблема на рынке лома – криминализация. Криминальная среда на рынке металлолома приводит к тому, что в России огромное число мелких фирм. Именно из-за криминализации рынка идет его искусственное разукрупнение.
Структура рынка металлолома такова: существуют три уровня. Первый – это ломосдатчики. Здесь основная масса металлолома сдается не совсем по законным схемам. Многие предпочитают продавать лом нелегально через мелкие фирмы. С этим трудно бороться — видимо, сама атмосфера в стране такова. Второй уровень – это сдача металлолома непосредственно на ломоперерабатывающие предприятия. Практически везде и повсеместно здесь тоже стоят фирмы-«однодневки», пропускающие через себя металлолом и НДС, который должен был идти к уплате, государству этот налог не доходит. А законопослушные ломоперерабатывающие предприятия находятся на грани выживания. Если такая ситуация продлится еще года два, то законопослушные предприятия можно будет заносить в Красную книгу. Крупные компании не используют «серые» схемы, они соблюдают законы и платят налоги.
Третий уровень – это сами металлурги. Еще несколько лет назад только возле одного комбината нельзя было законно сдать металлолом, а приходилось действовать через «рябят в спортивных костюмах». К сожалению, сегодня такая система присутствует практически повсеместно. Почти при всех заводах существуют фирмочки, которые якобы не аффелированы к головным метзаводам, но осуществляют скупку лома. Они не платят НДС. Серьезные ломоперерабатывающие предприятия не могут с такими «однодневками» конкурировать. Потому что при средней закупочной цене в Европейской части России 3 тыс. руб. за тонну наши конкуренты платят 2,5 тыс. руб. И мы, ломопереработчики, встали перед выбором: или нам с этим бороться, или нужно превращаться в такие же криминальные структуры.
В последние годы закупочная цена на лом росла, за счет этого можно было выжить. Сегодня цена стабилизировалась, даже стала падать. Роста цен не будет, поэтому очень важен вопрос разницы в цене. $17 с тонны – это существенная разница. Кто же выдержит такую конкуренцию?
Конечно, мы пытались с этим бороться. Первая попытка была, когда образовался КСЛП. Нам уже 5 лет. Целью создания Совета была выработка грамотного Постановления о лицензировании. Сегодня лицензионным требованиям соответствует только каждая 10-я фирма. Потом были попытки принять Закон о металлоломе. Мы старались остановить этот криминальный процесс, решили вывешивать на сайт КСЛП список фирм, которые нарушают закон. Более того, отправляем письма с перечнем этих фирм в администрацию регионов страны. Но никакой реакции пока не видим. Мы должны попытаться донести наше мнение до металлургов, до власти, и попросить их принять меры, которые бы не выхолащивали идею, предложенную Президентом, когда он вносил поправку в Закон об отмене НДС. Мнение относительно поправки в налоговый кодекс единое у всех: нужно немедленно что-то предпринять для декриминализации рынка вторичных металлов.
Теперь по поводу предложений, высказанных на совещании относительно Закона о ломе. Первое – это запретить оптовую торговлю металлоломом, чтобы он от производителя шел напрямую к потребителю. Второе – лом можно продать или металлургам, или лицензионной фирме. Это приведет к исчезновению фирм-«однодневок». Третье предложение, с которым сегодня согласны далеко не все, — перевести выдачу лицензий в федеральный орган. Такая система уже существует в Украине. Необходимо сделать так, чтобы в регионе собирали соответствующую документацию, а выдача лицензий происходила в центре. Но такая система начнет действовать только тогда, когда в процессе лицензирования будут участвовать общественные организации. Нельзя пускать на рынок людей, которые хотят зарабатывать деньги криминальными способами.
Начальник отдела отраслевого анализа Управления налогового контроля ФНС РФ Михаил Викторович СЕРГЕЕВ рассказал об основных изменениях в 21-й главе Налогового кодекса и ответил на многочисленные вопросы.
- Самое главное – мы переходим на уплату налогов по методу начисления, т.е. формировать налоговую базу ломопереработчикам придется с момента отгрузки товара. И налоговые вычеты теперь будут принимать в момент оприходования товара и получения счета-фактуры от поставщика. У всех накопились остатки. Что с ними делать? Предприятие обязано провести выверку дебеторско-кредиторской задолженности.
Свою точку зрения высказал и Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Борисович ШЕЛИЩ:
- Я знаю 3 гражданско-правовых способа декриминализации какой-либо сферы деятельности. Необходимо повышение ответственности субъектов этой деятельности. Первый способ – страхование ответственности. Второй – залог своей ответственности. Третий – укрупнение бизнеса через установление высоких имущественных требований к тем, кто хочет этим бизнесом заниматься. В предыдущей Думе мы выбрали способ укрупнения взяли за основу лицензионные требования, подняли их на уровень закона. Это правильное решение. Я надеюсь убедить в этом и президентскую сторону. Думаю, что Закон принципиально не изменится и вступит в силу с какими-то дополнениями. А дальше начинается сфера правоприменения. Нужен механизм, который будет обеспечивать реальное правприменение. Я бы сделал ставку на саморегулирование отрасли, а не на запрет на оптовую торговлю, который противоречит свободе предпринимательства. Это мужественный шаг, что КСЛП на сайте выставляет «черные» списки, после чего правоприменительным органам будет сложно уклоняться. Мне кажется, что в таком направлении и надо действовать. Нас никто не спасет, кроме нас самих.
В ближайшие годы на уровне федеральных законов будут приняты технические регламенты, в том числе готовится регламент о переработке лома черных и цветных металлов.
Многочисленные проблемы рынка вторичных металлов ломопереработчикам и металлургам нужно решать совместно. Такую мысль высказали представители меткомбинатов. Это можно считать одним из основных выводов совещания. Все участники согласились, что необходимо усиливать роль и значение КСЛП на рынке лома и доказывать, что этим бизнесом можно и нужно заниматься честно.
Итоговым документом совещания стало обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину.