"Экс-металл": железная стратегия успеха
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
20.10.2005
"Экс-металл": железная стратегия успеха
Экспорт лома черных и цветных металлов может стать для России одним из основных и реальных источников пополнения бюджета. По мнению экспертов, это перспектива нескольких ближайших лет. При условии, конечно, что будет наведен порядок в экспортных поставках лома. Однако до сих пор на рынке переработки и экспорта лома, помимо крупных, а потому управляемых фирм, действовали мелкие скупщики, овладевшие лишь технологиями купли-продажи и нелегального вывоза металлолома.

Но, к счастью, эпоха множества мелких частных структур и фирм-однодневок отходит в прошлое. Будущее отрасли за сильными и крупными компаниями с четко продуманным менеджментом и принципиально новой организацией труда. Такими, как "Экс-металл". Появившись на архангельском рынке сравнительно недавно, "Экс-металл" отправил на экспорт уже более 20 тысяч тонн лома. "И это только начало", - уверен директор компании Евгений Багрецов.

- Евгений Викторович, чем вызвана возросшая популярность металлоломного бизнеса и экспорта металлолома в последние десять лет?

- По оценкам экспертов, в настоящее время из-за старения основных фондов, а также от текущих ремонтных работ на самых различных предприятиях ежегодно в России образуется до 30 млн тонн только черного лома. Как правило, собирается примерно 20 млн тонн, а российские металлургические предприятия перерабатывают чуть более 10 млн тонн. Так, например, на территории Архангельской области, по оценке специалистов, находится примерно 8 млн тонн металлолома. При самом оптимистичном раскладе в год можно вывезти 200 - 250 тысяч тонн - такова нагрузка для трех крупных экспортеров лома.

Несложно подытожить, что на рынке существует колоссальный переизбыток сырья. Если еще в начале 90-х в стране действовали мощные, технически оснащенные специализированные предприятия, которые находились практически в каждой области и обеспечивали в условиях плановой экономики практически полный сбор образующегося металлолома, то теперь ситуация изменилась.

Примечательно, что советский Таможенный кодекс и вовсе не определял металлолом как груз. И некоторые этим удачно пользовались. Теперь ситуация изменилась. Металлолом признан стратегическим грузом, что предполагает особое внимание со стороны правоохранительных органов.

- В Госдуме готовится законопроект "О государственном регулировании обращения лома и отходов цветных и черных металлов". Интересно было бы узнать вашу оценку ему?

- Действительно, пора говорить о том, что на металлоломном рынке сложилась неблагоприятная обстановка, вызванная ростом хищений черных и цветных металлов, разукомплектования машин и оборудования, порой уникального, в различных отраслях народного хозяйства. Это связано с тем, что на рынке до сих пор действовали не очень добропорядочные компании, часто скупщики-однодневки. Но сейчас ситуация оптимизируется и во многом благодаря вниманию, оказываемому со стороны государства.

Насколько я знаю, основными нововведениями подготовленного законопроекта являются меры по повышению прозрачности и снижению уровня криминализации в сфере обращения лома черных и цветных металлов. Также ожидается, что законопроект направлен на "ужесточение административной ответственности за нарушение в сфере оборота лома", на "создание условий, делающих невыгодным существование фирм-однодневок, ориентированных на экспорт лома и манипуляции с возвратом НДС", а также на "ужесточение процедур, связанных с лицензированием обращения с ломом и ужесточением правил его заготовки". Как видите, это даст дополнительный стимул для развития легального металлоломного бизнеса.

- А в чем отличие крупных компаний от фирм-однодневок?

- Во-первых, наличие лицензии. Что в свою очередь подразумевает, что в компании работает профессионально подготовленный штат сотрудников, Во-вторых, техническое оснащение, полностью отвечающее современным требованиям, и наличие площадей для хранения лома. Например, наши площадки для хранения позволяют вместить до 12 тысяч тонн металлолома. Тут же установлены специальные электронные весы длиной 18 метров и грузоподъемностью 60 тонн, что позволяет взвешивать даже грузовики с прицепами. Для погрузо-разгрузочных работ используется кран-манипулятор Atlas, укомплектованный магнитной шайбой, грузоподъемностью около 6 т. Сейчас ожидаем еще один Atlas, он будет чуть меньше, но удобнее для выгрузки автотранспорта.

Кроме того, наши собственные металловозы на базе КамАЗов, оснащенные гидроманипуляторами, позволяют вывозить металлолом даже из тех мест, где отсутствует возможность погрузки. В-третьих, "Экс-металл" принципиально не работает с "серым" ломом. Все, что мы закупаем, должно сопровождаться официальными документами, подтверждающими легальность происхождения данной партии лома. И, наконец, собранный лом требуется довести до евростандарта. Как видите сами, главное отличие крупных компаний - производственная работа. Фирмы-однодневки или мелкие скупщики обычно работают по старой схеме - побольше взять и побыстрее сбыть.

- Евгений Викторович, тогда расскажите, пожалуйста, о принципах работы "Экс - металла".

- Мы работаем по четырем важным направлениям. Во-первых, участвуем в тендерах по демонтажу объектов. Во-вторых, осуществляем транзит груза из центральных регионов, где нет выхода к морским путям, тем самым, способствуя повышению грузооборота Архангельского морского торгового порта. Разумеется, мы ведем сбор, покупку, переработку и хранение металлолома. И самое, на мой взгляд, важное направление в работе, - финансирование экологических проектов. Нельзя забывать о множестве тонн лома, ежегодно пропадающего в земле в виде ржавчины. К примеру, в Нарьян-Мар, на Варандей и Новую Землю десятилетиями привозили технику, но до недавнего времени никто ее оттуда не вывозил. Таким образом, территория представляет собой кладбище железа.
Необходимо помнить, что металл окисляется при взаимодействии с водой, вследствие чего продукты распада поступают в почву и подземные источники, что чревато серьезными последствиями. Если оставить это без внимания сегодня, то через несколько лет на решение экологических проблем придется расходовать огромные средства.

- Евгений Викторович, как удалось такой молодой компании достичь столь высокого результата - экспортировать более 20 тысяч тонн металлолома всего за несколько месяцев, когда давние компании архангельского рынка экспортируют 20-30 тысяч тонн лома в год?

- Такие результаты обусловлены в первую очередь богатейшим опытом: "Экс-металл" входит в норвежский холдинг "Лондон-трейдинг", являющийся крупнейшим покупателем лома черных металлов и работающий в металлоломном бизнесе с 1938 года. Поэтому "Экс-металл" нельзя отнести к категории начинающих фирм. Кроме того, представительства корпорации находятся также в Санкт-Петербурге, Москве, Таллине, Калининграде, Лиепае. На архангельском рынке наша головная компания успешно работает уже более десяти лет. Думаю, этого было более чем достаточно для появления представительства "Лондон-трейдинг" в Архангельске - компании "Экс-металл".


Наталия Личкова
Правда Севера

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: