В проигрыше все |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
15.08.2005
В проигрыше все
Сегодня российские горно-добывающие предприятия должны отчитаться перед Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о своей производственной деятельности за последние 2,5 года. Ведомство Игоря Артемьева заинтересовалось этим вопросом после громких скандалов вокруг ценовой политики на сырье между металлургическими компаниями и их поставщиками. Между тем металлургам удалось добиться снижения транспортных расходов при импорте сырья с Украины. На этом основании некоторые эксперты делают вывод, что металлурги ведут политику двойных стандартов. С одной стороны, они защищают российский рынок от украинского металла, с другой -- открывают возможность неконтролируемых поставок железорудного сырья для своих нужд. Если не будет принято срочных мер по усилению позиций российских горно-рудных компаний, снижение производства железорудной продукции в этом году составит 30--35%, а российский бюджет недосчитается десятков миллиардов рублей.
Федеральная антимонопольная служба решила разобраться с вопросом ценообразования на российское железорудное сырье и определить степень конкуренции на этом рынке. Сегодня истекает срок, когда ГОКи -- основные поставщики сырья для металлургических предприятий -- должны представить в ФАС показатели своей производственной деятельности за последние 2,5 года. Инициатива антимонопольного ведомства связана с громким скандалом, разразившимся между металлургами и горно-рудными предприятиями несколько месяцев назад. На протяжении последних лет стремительный рост цен на металл вел за собой с некоторым опозданием рост объемов производства и цен на железорудное сырье и уголь. Несмотря на повышение цен на железорудное сырье на мировом и российском рынках в конце 2004 -- начале 2005 года российские металлургические предприятия работали с высокой рентабельностью и увеличивали прибыль. Так, в первом квартале 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года прибыль ММК увеличилась на 16%.
Во втором квартале ситуация изменилась -- цены начали падать. Металлурги, и в первую очередь Магнитогорский металлургический комбинат, обеспеченный собственным железорудным сырьем лишь на 10%, начали бить тревогу по поводу сокращения своих доходов. "В ходе совещаний, которые по инициативе Магнитки проходили в кабинете министра экономического развития и торговли Германа Грефа, в качестве пожеланий звучала идея фиксации цен на уровне сложившихся в первом квартале на весь период до конца года, -- рассказывает генеральный директор Михайловского ГОКа Андрей Варичев. -- Руководство МГОКа пошло на уступки, оставило цену I квартала 2005 года. Но апрельский контракт ММК не подписал". В результате комбинат задолжал МГОКу за сырье около 600 млн руб., после этого было принято решение о приостановке поставок с 13 мая.
Украинская новь
Магнитка начала искать новых поставщиков руды, и в первую очередь на Украине. Еще в начале апреля правительство пошло на уступки металлургам, отменив пятипроцентную пошлину на импорт железной руды. А 18 апреля ММК подал заявление в Федеральную службу по тарифам с просьбой предоставить исключительный тариф на перевозку железорудного сырья с Украины. 31 мая коллегия ФСТ приняла такое решение, сообщил глава службы Сергей Новиков. Для перевозки железной руды из стран СНГ в России действуют специальные повышающие коэффициенты. Решение ФСТ отменяет их только для руды с Украины, оставив их в силе, к примеру, для Казахстана.
По словам экспертов, эта мера весьма выгодна Магнитке. Транспортировка тонны руды с Полтавского ГОКа до ММК обходилась бы комбинату в 37 долл., а с Лебединского и Михайловского ГОКов -- лишь в 13--14 долл., однако теперь эти тарифы практически сравнялись.
Однозначное мнение о данном решении высказывает член Совета Федерации РФ, председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян: «Принятие ФСТ решения о предоставлении льгот по железнодорожным тарифам на поставку железорудного сырья в Россию беспрецедентно. Совершенно недопустимо, чтобы органы исполнительной власти были причастны к спору между хозяйствующими субъектами». Причем, как считает представитель Совета Федерации, ситуация выходит за рамки чисто экономической: «Были коммерческие дискуссии между металлургическим комбинатом и поставщиками по стоимости сырья. Не вдаваясь в подробности, важно видеть последствия. Органы исполнительной власти оказались на одной из сторон, то есть в выигрыше оказался тот, кто задействовал больше административного ресурса. Это наводит на грустные мысли о сегодняшней роли государства в экономике России. На мой взгляд, роль государства должна сводиться к выстраиванию общих правил игры, а не поддержки того или иного предприятия. Точку зрения сенатора поддерживает Анатолий Бродов -- директор Института экономики ЦНИИчермет: «К сожалению, мы привыкли работать не по экономическим законам, а по понятиям, без учета рыночных реалий, что мы и видим в данной ситуации».
Считаем убытки
Директор Института экономики ЦНИИчермет Анатолий Бродов и глава комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян во многом едины в оценке решения ФСТ. По их мнению, оно не отвечает государственным интересам. Производство руды как в России, так и на Украине превышает потребности металлургических предприятий.
«Принятие подобных решений по предоставлению преференций предприятию другого государства предполагает адекватные предоставления преференции российскому бизнесу на территории Украины. При этом стоит отметить, что субъекты Российской Федерации -- Курская и Белгородская области потеряли сотни миллионов рублей в связи с сокращением объемов налоговых поступлений», -- считает сенатор.
Что же в результате произошло на российском рынке железорудного сырья? Российские ГОКи экспортируют около 20% своей продукции, а на Украине доля экспорта составляет около 30%. Уже в июне российские горно-рудные предприятия столкнулись с повышением объемов поставок украинского сырья, что негативно отразилось на отечественном рынке железной руды. Ежегодно украинские производители смогут поставлять в Россию до 5 млн тонн руды, при этом украинский рынок для россиян практически закрыт. Теперь отечественные предприятия вынуждены конкурировать с украинской продукцией не только на зарубежных рынках, но и внутри страны.
В результате решения ФСТ только в июне один Михайловский ГОК снизил объем производства на 39%. По оценкам представителей Михайловского ГОКа, до конца этого года потери российского бюджета только по этому предприятию составят около 2,5 млрд руб. Если не будет принято срочных мер по усилению позиций российских горно-рудных компаний, снижение производства железорудной продукции в этом году составит 30--35%, а российский бюджет недосчитается десятков миллиардов рублей. Кроме того, сокращение производства может привести к сворачиванию программ по модернизации предприятия, что снизит конкурентоспособность российских горняков на международном рынке.
При этом преимущества украинской руды для Магнитки отнюдь не однозначны. При переориентации ММК с украинского на Полтавский ГОК, несмотря на предоставление исключительных тарифов по перевозке, цена украинского сырья остается более высокой, чем сегодняшнее предложение российских производителей. «На самом деле экономический эффект, полученный Магниткой, сомнителен. Украина тоже не продает себе в убыток, во всем этом больше амбиций, а не экономики», -- считает Анатолий Бродов.
Двойной стандарт
Эксперты рынка говорят о том, что металлурги в данной ситуации ведут политику двойных стандартов. С одной стороны, они предпринимают все возможные меры, чтобы оградить российский рынок от украинского металла (речь, в частности, идет о квотировании поставок в Россию украинских труб, а также о введении антидемпинговых пошлин на поставки некоторых видов украинского проката). С другой стороны, Магнитка добилась предоставления возможности украинским компаниям практически без ограничений поставлять железорудное сырье для своих нужд.
При этом стоит отметить, что металлургические заводы увеличивали цены на свою продукцию на протяжении последних нескольких лет. Так, за последние пять лет цена горячего проката на внутреннем рынке выросла более чем в 2,5 раза. Причем значительная часть этого роста пришлась на последние два года. Может быть, российским авто- и авиапроизводителям стоит взять на вооружение подход металлургов по снижению расходов на сырье и закупать готовый металл на Украине, иронизируют по этому поводу некоторые аналитики.
Впрочем, у представителей законодательной власти позиция более взвешенная. «Надеюсь, что здравый смысл членов правления ФСТ возьмет верх. И решение будет отменено в ближайшее время, не дожидаясь окончания срока его действия», -- считает Оганес Оганян.
Федеральная антимонопольная служба решила разобраться с вопросом ценообразования на российское железорудное сырье и определить степень конкуренции на этом рынке. Сегодня истекает срок, когда ГОКи -- основные поставщики сырья для металлургических предприятий -- должны представить в ФАС показатели своей производственной деятельности за последние 2,5 года. Инициатива антимонопольного ведомства связана с громким скандалом, разразившимся между металлургами и горно-рудными предприятиями несколько месяцев назад. На протяжении последних лет стремительный рост цен на металл вел за собой с некоторым опозданием рост объемов производства и цен на железорудное сырье и уголь. Несмотря на повышение цен на железорудное сырье на мировом и российском рынках в конце 2004 -- начале 2005 года российские металлургические предприятия работали с высокой рентабельностью и увеличивали прибыль. Так, в первом квартале 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004 года прибыль ММК увеличилась на 16%.
Во втором квартале ситуация изменилась -- цены начали падать. Металлурги, и в первую очередь Магнитогорский металлургический комбинат, обеспеченный собственным железорудным сырьем лишь на 10%, начали бить тревогу по поводу сокращения своих доходов. "В ходе совещаний, которые по инициативе Магнитки проходили в кабинете министра экономического развития и торговли Германа Грефа, в качестве пожеланий звучала идея фиксации цен на уровне сложившихся в первом квартале на весь период до конца года, -- рассказывает генеральный директор Михайловского ГОКа Андрей Варичев. -- Руководство МГОКа пошло на уступки, оставило цену I квартала 2005 года. Но апрельский контракт ММК не подписал". В результате комбинат задолжал МГОКу за сырье около 600 млн руб., после этого было принято решение о приостановке поставок с 13 мая.
Украинская новь
Магнитка начала искать новых поставщиков руды, и в первую очередь на Украине. Еще в начале апреля правительство пошло на уступки металлургам, отменив пятипроцентную пошлину на импорт железной руды. А 18 апреля ММК подал заявление в Федеральную службу по тарифам с просьбой предоставить исключительный тариф на перевозку железорудного сырья с Украины. 31 мая коллегия ФСТ приняла такое решение, сообщил глава службы Сергей Новиков. Для перевозки железной руды из стран СНГ в России действуют специальные повышающие коэффициенты. Решение ФСТ отменяет их только для руды с Украины, оставив их в силе, к примеру, для Казахстана.
По словам экспертов, эта мера весьма выгодна Магнитке. Транспортировка тонны руды с Полтавского ГОКа до ММК обходилась бы комбинату в 37 долл., а с Лебединского и Михайловского ГОКов -- лишь в 13--14 долл., однако теперь эти тарифы практически сравнялись.
Однозначное мнение о данном решении высказывает член Совета Федерации РФ, председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян: «Принятие ФСТ решения о предоставлении льгот по железнодорожным тарифам на поставку железорудного сырья в Россию беспрецедентно. Совершенно недопустимо, чтобы органы исполнительной власти были причастны к спору между хозяйствующими субъектами». Причем, как считает представитель Совета Федерации, ситуация выходит за рамки чисто экономической: «Были коммерческие дискуссии между металлургическим комбинатом и поставщиками по стоимости сырья. Не вдаваясь в подробности, важно видеть последствия. Органы исполнительной власти оказались на одной из сторон, то есть в выигрыше оказался тот, кто задействовал больше административного ресурса. Это наводит на грустные мысли о сегодняшней роли государства в экономике России. На мой взгляд, роль государства должна сводиться к выстраиванию общих правил игры, а не поддержки того или иного предприятия. Точку зрения сенатора поддерживает Анатолий Бродов -- директор Института экономики ЦНИИчермет: «К сожалению, мы привыкли работать не по экономическим законам, а по понятиям, без учета рыночных реалий, что мы и видим в данной ситуации».
Считаем убытки
Директор Института экономики ЦНИИчермет Анатолий Бродов и глава комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян во многом едины в оценке решения ФСТ. По их мнению, оно не отвечает государственным интересам. Производство руды как в России, так и на Украине превышает потребности металлургических предприятий.
«Принятие подобных решений по предоставлению преференций предприятию другого государства предполагает адекватные предоставления преференции российскому бизнесу на территории Украины. При этом стоит отметить, что субъекты Российской Федерации -- Курская и Белгородская области потеряли сотни миллионов рублей в связи с сокращением объемов налоговых поступлений», -- считает сенатор.
Что же в результате произошло на российском рынке железорудного сырья? Российские ГОКи экспортируют около 20% своей продукции, а на Украине доля экспорта составляет около 30%. Уже в июне российские горно-рудные предприятия столкнулись с повышением объемов поставок украинского сырья, что негативно отразилось на отечественном рынке железной руды. Ежегодно украинские производители смогут поставлять в Россию до 5 млн тонн руды, при этом украинский рынок для россиян практически закрыт. Теперь отечественные предприятия вынуждены конкурировать с украинской продукцией не только на зарубежных рынках, но и внутри страны.
В результате решения ФСТ только в июне один Михайловский ГОК снизил объем производства на 39%. По оценкам представителей Михайловского ГОКа, до конца этого года потери российского бюджета только по этому предприятию составят около 2,5 млрд руб. Если не будет принято срочных мер по усилению позиций российских горно-рудных компаний, снижение производства железорудной продукции в этом году составит 30--35%, а российский бюджет недосчитается десятков миллиардов рублей. Кроме того, сокращение производства может привести к сворачиванию программ по модернизации предприятия, что снизит конкурентоспособность российских горняков на международном рынке.
При этом преимущества украинской руды для Магнитки отнюдь не однозначны. При переориентации ММК с украинского на Полтавский ГОК, несмотря на предоставление исключительных тарифов по перевозке, цена украинского сырья остается более высокой, чем сегодняшнее предложение российских производителей. «На самом деле экономический эффект, полученный Магниткой, сомнителен. Украина тоже не продает себе в убыток, во всем этом больше амбиций, а не экономики», -- считает Анатолий Бродов.
Двойной стандарт
Эксперты рынка говорят о том, что металлурги в данной ситуации ведут политику двойных стандартов. С одной стороны, они предпринимают все возможные меры, чтобы оградить российский рынок от украинского металла (речь, в частности, идет о квотировании поставок в Россию украинских труб, а также о введении антидемпинговых пошлин на поставки некоторых видов украинского проката). С другой стороны, Магнитка добилась предоставления возможности украинским компаниям практически без ограничений поставлять железорудное сырье для своих нужд.
При этом стоит отметить, что металлургические заводы увеличивали цены на свою продукцию на протяжении последних нескольких лет. Так, за последние пять лет цена горячего проката на внутреннем рынке выросла более чем в 2,5 раза. Причем значительная часть этого роста пришлась на последние два года. Может быть, российским авто- и авиапроизводителям стоит взять на вооружение подход металлургов по снижению расходов на сырье и закупать готовый металл на Украине, иронизируют по этому поводу некоторые аналитики.
Впрочем, у представителей законодательной власти позиция более взвешенная. «Надеюсь, что здравый смысл членов правления ФСТ возьмет верх. И решение будет отменено в ближайшее время, не дожидаясь окончания срока его действия», -- считает Оганес Оганян.