ВМТП выбирает между Магниткой и ЕвразХолдингом |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
09.08.2005
ВМТП выбирает между Магниткой и ЕвразХолдингом
Менеджеры порта выбирают стратегического партнера
Краны Владивостокского морского торгового порта оказались лакомым кусочком На прошлой неделе ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", контролирующий 26,46% акций ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП), объявило о приобретении 50% долевого участия в ООО "М-Порт", созданного специально для управления портом.
ООО создано на паритетных началах с менеджментом ВМТП. В течение этого года "М-Порту" планируется передать в управление акции порта, принадлежащие Магнитке, и около 40%, контролируемых менеджментом.
Однако говорить о том, что Магнитка, в прошлом году инициировавшая скупку акций ВМТП, и руководство порта достигли полного взаимопонимания, преждевременно. Как стало известно "ЗР", акционеры ВМТП активизировали консультации о консолидации портового бизнеса с группой "ЕвразХолдинг", которая является крупнейшим экспортером металлопродукции через порты Дальнего Востока и уже контролирует ОАО "Находкинский морской торговый порт".
Досье
ВМТП занимает по грузообороту третье место в России после Восточного и Находкинского портов. В 2004 году переработал 7,2 млн т грузов, из них больше половины - металлы. Выручка составила 1,078 млрд руб., чистая прибыль - более 132 млн руб.
Акционерный конфликт начался в ВМТП осенью прошлого года. Накануне продажи госпакета в размере 19,98% акций - соответствующее распоряжение Росимущества было подписано в октябре - основные акционеры ВМТП (26,44% тогда принадлежало трейдерам Магнитки - компаниям MMK Metal Worldwide Ltd. и MMK Metal Ltd. Douglas, Lugano Branch; 36,74% - подконтрольным менеджменту ЗАО "Порт-Ком" и ЗАО "Порт-Актив") начали скупку акций у физических лиц.
Бумаги в интересах ММК покупала инвестиционная компания "Портфельные инвестиции", принадлежащая Всероссийскому банку развития регионов. Руководство порта в свою очередь действовало через инвестиционную компанию "Портинвест", принадлежащую порту. По сведениям "ЗР", менеджменту удалось довести свою долю, по неофициальным данным, до 40% акций, в то время как Магнитка консолидировала около 35% (28,6% переведены на баланс комбината, 6,47% принадлежат оффшорной компании "Кояба Инвестментс Инкорпорейтед", зарегистрированной на Британских Виргинских островах). Консолидация пакета позволила Магнитке увеличить представительство в совете директоров ВМТП с 3 до 4 человек (еще 7 мест занимают топ-менеджеры порта и генеральные директора близких ему компаний).
Еще 19,98% акций переданы Российскому фонду федерального имущества (РФФИ) и, согласно распоряжению Росимущества, должны были быть реализованы на открытом аукционе до конца 2004 г. Однако вскоре миноритарный акционер порта, старший диспетчер дирекции по производству Юрий НАЙДЕНОВ обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованием признать распоряжение о продаже акций незаконным и недействительным. По его мнению, продавать госпакет единым лотом нельзя, поскольку часть его составляют акции, включенные в фонд акционирования работников предприятия. На приобретение ценных бумаг из этого фонда имеют преимущественное право сотрудники порта. В качестве обеспечения иска на торги был наложен запрет. Попытки опротестовать эту меру были предприняты Росимуществом в конце 2004 г. в апелляционной инстанции, в июне - в Дальневосточном арбитражном суде, однако решение суда было оставлено в силе. 16 августа Арбитражный суд Приморского края приступит к рассмотрению иска по существу.
В начале лета Магнитка и руководство ВМТП сели за стол переговоров, после чего член совета директоров ММК Сергей КРИВОЩЕКОВ заявил "Интерфаксу", что ММК совместно с компанией, представляющей интересы менеджмента ВМТП, намерены довести долю в уставном капитале порта до 75%, а управляющей компанией порта ММК и менеджмент ВМТП будут владеть на паритетной основе. В то же время менеджеры ВМТП инициировали переговоры о консолидации портового бизнеса с ЕвразХолдингом. По сведениям "ЗР", в конце июля во Владивостоке состоялась встреча группы менеджеров ЕвразХолдинга с руководством ВМТП, на которой обсуждалась возможность консолидации бизнеса двух морских торговых портов - Владивостокского и Находкинского. Источник отметил, что активизация переговоров менеджеров, которые через ряд структур контролируют порт, и ЕвразХолдинга была вызвана заявлениями ряда руководителей ММК о планах установить контроль над ВМТП. В пресс-службе ВМТП отказались от официальных комментариев. В пресс-службе ЕвразХолдинга также отказались от комментариев.
Аналитики считают, что менеджмент ВМТП уже определился с партнером.
"Появление альтернативного претендента на роль партнера в эксплуатации порта (ЕвразХолдинг) позволит менеджменту порта выторговать более выгодные условия сотрудничества (с Магниткой). Стоит отметить, что альянс с крупными игроками, чьи финансовые возможности на порядок превосходят возможности "Порт-Актива", будь то ММК, Евразхолдинг или другая российская ФПГ, позволит порту приступить к реализации масштабных проектов по расширению бизнеса. К примеру, может быть воскрешен проект, известный в 90-е под названием "Владивостокский индустриальный порт", либо увеличена длина причальной стенки порта за счет соседнего Владивостокского судоремонтного завода", - говорит генеральный директор ИК "Восток-Инвест" Александр ГАНЬЖИН.
Олег Клименко
Краны Владивостокского морского торгового порта оказались лакомым кусочком На прошлой неделе ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", контролирующий 26,46% акций ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП), объявило о приобретении 50% долевого участия в ООО "М-Порт", созданного специально для управления портом.
ООО создано на паритетных началах с менеджментом ВМТП. В течение этого года "М-Порту" планируется передать в управление акции порта, принадлежащие Магнитке, и около 40%, контролируемых менеджментом.
Однако говорить о том, что Магнитка, в прошлом году инициировавшая скупку акций ВМТП, и руководство порта достигли полного взаимопонимания, преждевременно. Как стало известно "ЗР", акционеры ВМТП активизировали консультации о консолидации портового бизнеса с группой "ЕвразХолдинг", которая является крупнейшим экспортером металлопродукции через порты Дальнего Востока и уже контролирует ОАО "Находкинский морской торговый порт".
Досье
ВМТП занимает по грузообороту третье место в России после Восточного и Находкинского портов. В 2004 году переработал 7,2 млн т грузов, из них больше половины - металлы. Выручка составила 1,078 млрд руб., чистая прибыль - более 132 млн руб.
Акционерный конфликт начался в ВМТП осенью прошлого года. Накануне продажи госпакета в размере 19,98% акций - соответствующее распоряжение Росимущества было подписано в октябре - основные акционеры ВМТП (26,44% тогда принадлежало трейдерам Магнитки - компаниям MMK Metal Worldwide Ltd. и MMK Metal Ltd. Douglas, Lugano Branch; 36,74% - подконтрольным менеджменту ЗАО "Порт-Ком" и ЗАО "Порт-Актив") начали скупку акций у физических лиц.
Бумаги в интересах ММК покупала инвестиционная компания "Портфельные инвестиции", принадлежащая Всероссийскому банку развития регионов. Руководство порта в свою очередь действовало через инвестиционную компанию "Портинвест", принадлежащую порту. По сведениям "ЗР", менеджменту удалось довести свою долю, по неофициальным данным, до 40% акций, в то время как Магнитка консолидировала около 35% (28,6% переведены на баланс комбината, 6,47% принадлежат оффшорной компании "Кояба Инвестментс Инкорпорейтед", зарегистрированной на Британских Виргинских островах). Консолидация пакета позволила Магнитке увеличить представительство в совете директоров ВМТП с 3 до 4 человек (еще 7 мест занимают топ-менеджеры порта и генеральные директора близких ему компаний).
Еще 19,98% акций переданы Российскому фонду федерального имущества (РФФИ) и, согласно распоряжению Росимущества, должны были быть реализованы на открытом аукционе до конца 2004 г. Однако вскоре миноритарный акционер порта, старший диспетчер дирекции по производству Юрий НАЙДЕНОВ обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованием признать распоряжение о продаже акций незаконным и недействительным. По его мнению, продавать госпакет единым лотом нельзя, поскольку часть его составляют акции, включенные в фонд акционирования работников предприятия. На приобретение ценных бумаг из этого фонда имеют преимущественное право сотрудники порта. В качестве обеспечения иска на торги был наложен запрет. Попытки опротестовать эту меру были предприняты Росимуществом в конце 2004 г. в апелляционной инстанции, в июне - в Дальневосточном арбитражном суде, однако решение суда было оставлено в силе. 16 августа Арбитражный суд Приморского края приступит к рассмотрению иска по существу.
В начале лета Магнитка и руководство ВМТП сели за стол переговоров, после чего член совета директоров ММК Сергей КРИВОЩЕКОВ заявил "Интерфаксу", что ММК совместно с компанией, представляющей интересы менеджмента ВМТП, намерены довести долю в уставном капитале порта до 75%, а управляющей компанией порта ММК и менеджмент ВМТП будут владеть на паритетной основе. В то же время менеджеры ВМТП инициировали переговоры о консолидации портового бизнеса с ЕвразХолдингом. По сведениям "ЗР", в конце июля во Владивостоке состоялась встреча группы менеджеров ЕвразХолдинга с руководством ВМТП, на которой обсуждалась возможность консолидации бизнеса двух морских торговых портов - Владивостокского и Находкинского. Источник отметил, что активизация переговоров менеджеров, которые через ряд структур контролируют порт, и ЕвразХолдинга была вызвана заявлениями ряда руководителей ММК о планах установить контроль над ВМТП. В пресс-службе ВМТП отказались от официальных комментариев. В пресс-службе ЕвразХолдинга также отказались от комментариев.
Аналитики считают, что менеджмент ВМТП уже определился с партнером.
"Появление альтернативного претендента на роль партнера в эксплуатации порта (ЕвразХолдинг) позволит менеджменту порта выторговать более выгодные условия сотрудничества (с Магниткой). Стоит отметить, что альянс с крупными игроками, чьи финансовые возможности на порядок превосходят возможности "Порт-Актива", будь то ММК, Евразхолдинг или другая российская ФПГ, позволит порту приступить к реализации масштабных проектов по расширению бизнеса. К примеру, может быть воскрешен проект, известный в 90-е под названием "Владивостокский индустриальный порт", либо увеличена длина причальной стенки порта за счет соседнего Владивостокского судоремонтного завода", - говорит генеральный директор ИК "Восток-Инвест" Александр ГАНЬЖИН.
Олег Клименко