ГМК Украины: Экстремальный рост на фоне спада
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
04.08.2005
ГМК Украины: Экстремальный рост на фоне спада
Вопреки стремительному спаду мирового потребления металлопродукции и экстремальным макроэкономическим условиям, созданным государством для предприятий горно-металлургического комплекса, объемы бюджетных отчислений метпроизводителей значительно выросли.

В течение нынешнего года положение дел в отечественном ГМК складывается парадоксальным образом. Однако, несмотря на стремительный рост, элемента абсурда в этом парадоксе, его будоражащую эстетику, похоже, никто пока не оценил. Так, по данным Министерства промышленной политики Украины, в течение первых пяти месяцев нынешнего года затраты предприятий ГМК на 1 грн. чистой прибыли увеличились с 81,99 до 86,26 коп. Соответственно, рентабельность продукции, реализованной метпроизводителями, снизилась с 21,9% до 15,9%. Но одновременно с этим финансовый результат от производственной деятельности метпредприятий до налогообложения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 12,9% (с 3,59 до 4,055 млрд. грн.). И, как следствие, за этот же период их чистая прибыль выросла на 41,7% (с 22,5 до 31,9 млрд. грн.).


Разумеется, факт того, что метпроизводители вопреки неблагоприятным исходным условиям нашли внутренние резервы роста, столь ощутимо отразившиеся на их финансовых показателях, имел более чем ощутимое следствие в виде значительного повышения налоговых отчислений в госбюджет: за первое полугодие предприятия ГМК уплатили 1892,52 млн. грн. по сравнению с 1468,81 млн. грн. в тот же период 2004 года.


Тем не менее государство, похоже, не испытывает по этому поводу законной гордости и естественного удовлетворения. Более того, каждым шагом в своей экономической (и не только экономической) политике оно дает понять, что отечественный ГМК не сделал для него все, что мог. И происходит это в первую очередь потому, что в своих действиях и в своих оценках оно руководствуется отнюдь не экономическими, а политическими принципами. А потому, с точки зрения сиюминутных интересов соблазнения потенциального электората на предстоящих выборах обесценивающейся по мере роста социальных платежей гривной, денег, поступающих с предприятий ГМК, будет в любом случае мало.


Первым шагом в «выворачивании карманов» крупнейшего налогоплательщика страны стало апрельское повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки. При чем новая власть сразу дала понять, что ни о каких 15 или 20%, как раньше, не будет даже и речи. В порыве революционного энтузиазма планка была поднята сразу на 200%. Второй шаг был предпринят в июне, когда правительство недвусмысленно пообещало провести поэтапное повышение цены на газ до Нового года на 18-20%. И, наконец, третьим и на данный момент последним шагом стало принятие Кабинетом министров в конце июля Постановления о поэтапном введении единых тарифов на электроэнергию. Из-за чего промышленные производители Донецкой, Луганской, Днепропетровской и Запорожской областей будут платить за электричество в 1,5 раза больше, чем сейчас.


Как бы то ни было, но до недавнего времени это обескураживающее наступление по всем фронтам могло казаться не более, чем изощренной формой экспроприации богатых, дотацией убыточных государственных отраслей за счет прибыльных частных. Между тем, начавшееся в мае и достигшее пика в июне падение цен на внешних рынках металлопродукции вызвало закономерное сокращение производства на большинстве отечественных меткомбинатов. В частности, по информации генерального директора производственно-хозяйственного объединения «Металлургпром» Василия Харахулаха, в июне среднесуточное производство чугуна уменьшилось на 16,8%, стали — на 16%, проката — на 13,7%. И, например, производство чугуна в июне месяце по сравнению с плановым показателем сократилось на 445 тыс. тонн. Но это никак не обеспокоило чиновников. Они попеременно утешали себя тем, что некая стабильность все-таки сохраняется, в то время как производителей удручало отсутствие роста.


В сложившейся ситуации логично было бы ожидать, что правительство поспешит ослабить хватку, дабы поддержать одного из главных финансовых доноров страны. Тем более что металлурги неоднократно обращались к властям с соответствующими ходатайствами: о фиксации на год цен на энергоносители и их транспортировку на уровне 1 апреля 2005 года, о снижении железнодорожных тарифов до уровня 1 января 2005 года, об адекватной политике валютного курса и так далее. Однако государство данные обращения проигнорировало. Кабмин якобы «пошел навстречу» – ввел в середине июня соответствующим постановлением Мораторий на повышение цен на транспорт, энергоносители и пр. Однако, как видно из его реальных действий, которые оказались прямо противоположными декларируемым намерениям, оно вовсе и не собиралось его выполнять. И это насторожило.


Между тем, появление с апреля текущего года неблагоприятных тенденций в экономической деятельности предприятий ГМК чиновниками не осталось незамеченным. Так, по данным экспертов Минпромполитики темпы роста экономических показателей работы комплекса за пять месяцев 2005 года снизились, что было вызвано увеличением железнодорожных тарифов на перевозку грузов, падением курса доллара США и ухудшением конъюнктуры на мировых рынках металлопродукции. А именно: из-за увеличения тарифов на железнодорожные перевозки ежемесячное увеличение себестоимости продукции составило около 115-120 млн. грн.; из-за роста цен на природный газ и тарифы на электроэнергию ежемесячные расходы предприятий возросли на 12 и 14 млн. грн. соответственно; а снижение курса доллара США повлекло за собой недополучение прибыли в размере около 50 млн. грн. в месяц. В результате общие потери метпредприятий из-за изменений в тарифной политике в нынешнем году составят около 1,5-1,7 млрд. грн. И это при условии, что цены на металлопродукцию на мировых рынках стабилизируются.


Казалось бы, нет ничего более естественного, чем принять к сведению данные собственных же чиновников и учесть, что вследствие доведенной до экстремального состояния внутренней ситуации, осложненной положением дел на внешних ранках, потери бюджета неизбежно должны будут составить около 600-700 млн. грн., а при условии повышения цен на сырьевые и энергетические ресурсы вырастут до 1 млрд. грн. То есть – согласиться с последствиями собственной экономической политики. Или же – изменить ее.


Но государство, например, наращивает долг по возмещению НДС. В частности, по данным Минпромполитики, если по состоянию на 1 января текущего года долг составлял 1413,48 млн. грн., то уже на 1 мая – 1784,07 млн. грн. И, как оказалось, государство испытывает недовольство по поводу недостаточных, с его точки зрения, отчислений в бюджет. А это заставляет совершенно по-иному посмотреть на все предпринятые им ранее шаги. Не вызвана ли его тарифная агрессия, его неизменная бюджетная неудовлетворенность, необходимостью в заигрывании с электоратом в преддверии выборов?


Тем более, что, несмотря на неблагоприятную конфигурацию внутренних и внешних обстоятельств, перечисления предприятий ГМК в госбюджет устойчиво растут. Так, темп роста финансовых показателей от их производственной деятельности до налогообложения за первые три месяца 2005 года составил 117%, а по итогам пяти месяцев – 112,2%. Соответственно, темп роста чистой прибыли за первые три месяца 2005 года составил 153%, а по итогам пяти месяцев – 148%. Однако, как видно из приводимых Минпромполитики данных, динамика бюджетных выплат госпредприятий обратно пропорциональна динамике их собственного благосостояния. Если в марте предприятия ГМК перечислили государству 234,6 млн. грн., то в апреле этот показатель составил 316,56 млн. грн., в мае – 344 млн. грн. И лишь в июне этот показатель несколько упал – до 294 млн. грн., но все равно значительно превысил мартовский.


Очевидно, претензии государства к ГМК как налогоплательщику, а особенно – в контексте его последних «экономических» решений, мягко говоря, безосновательны. Намерение «задавить» некоторые финансово-промышленные группы распространяется огульно на всех – в том числе, и на так называемые независимые метпредприятия. Которым, кстати, всегда приходилось переплачивать за сырье и которые, поэтому, в гораздо большей степени страдают от последних государственных нововведений. Но, опять-таки, парадоксальным образом именно они и являются наиболее исправными налогоплательщиками.


Представители Государственной налоговой администрации Украины именно бюджетные отчисления ММК им.Ильича, «Запорожстали» и ранее – «Криворожстали» оценивают как самые крупные. В частности, по итогам первого полугодия 2005 года комбинат «Запорожсталь» увеличил отчисления в бюджеты всех уровней на 13,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – примерно до 250 млн. грн. При этом финансовый директор комбината Александр Рабцун подчеркивает, что если в 2002 году отчисления в бюджеты всех уровней составляли около 300 млн. грн., в 2003 – свыше 0,5 млрд. грн. и столько же в 2004 году, то только за первое полугодие нынешнего года, с учетом падения мирового рынка металлопроката, они выросли до 250 млн. грн., что на 30 млн. грн. больше, чем за аналогичный период прошлого года.


Итак, что же означает нынешняя позиция государства в отношении предприятий ГМК? Ослепление азарта, наивность или злой умысел? Ведь вполне ясно, что некоторые метпредприятия на сегодня уже не выдержали прессинга, а другие работают на износ, что очень немногим удается вскрывать внутренние резервы для удовлетворения требований «текущего» момента, и что давление не может нарастать бесконечно. Но, наверно, правительству это станет ясно только тогда, когда ситуация будет необратимой. Похоже, оно только тогда оставит политику и займется экономикой, когда окончательно последнюю погубит.


Елена Герасимова
«Главред»

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: