Обзор мирового рынка свинца на 7 июля 2005 года
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
08.07.2005
Обзор мирового рынка свинца на 7 июля 2005 года
Котировки свинца на Лондонской бирже металлов (LME) опустились до самой низкой отметки в этом году. Средняя цена за июнь составила $986, а за первую неделю июля - $866. Правда, 7 июля цена поднялась до $871 за тонну, но запасы свинца на складах LME за последний месяц увеличились с 32 до 49 тыс. тонн. Основные спекулятивные движения сейчас происходят на рынке валют, акций нефтяных компаний и в топливно-энергетической сфере.

7 июля Лондонская биржа металлов (LME) прекратила работу после утренних торгов и новостей о шести взрывах в Лондоне. На бирже проводились только электронные торги.

Почему рынок свинца упал? Еще 20 июня тонну наличного свинца продавали на Лондонской бирже по $1008, а спустя всего десять дней цены упали до $927 за тонну. При этом запасы свинца стали увеличиваться. Причин, по которым котировки свинца достигла своего минимума за последние полгода, несколько. Скорее всего, такая ситуация на Лондонской бирже металлов вызвана взятием прибыли от высоких цен с соответствующей игрой на понижение. Кроме того, есть и объективные причины. Сюда относится, в первую очередь, сезонный спад закупок свинца мировой аккумуляторной отраслью - основным потребителем этого металла на рынке. Затишье на аккумуляторном рынке, ожидание осенне-зимнего периода, когда продается основная доля батарей, повлекло за собой увеличение запасов металлов составляли 29 тыс. тонн, а спустя чуть больше месяца выросли до 49 тыс. тонн. Также можно заметить, что экономический цикл, от которого зависит рынок металлов, вошёл в ту стадию, когда темпы роста производства свинца превысили темпы роста его потребления на мировых рынках, в связи с чем начали расти складские запасы и ситуация постепенно выровнялась. Все эти факторы в совокупности и дали тот результат, который мы имеем на сегодняшний день. И в ближайшее время ситуация, судя по всему, кардинально не изменится.

Самым активным игроком на мировом рынке свинца остается Китай. Экспорт рафинированного свинца из Китая за январь-май 2005 года увеличился и составил 173,6 тысяч тонн, в том числе в Южную Корею 47 тыс. тонн, на Тайвань - 39, в Гонконг – 21 тыс. тонн. Импорт рафинированного свинца за январь-май составил 15,8 тыс. тонн, что на 10,6% меньше аналогичного показателя 2004 года. Однако в последние два месяца импорт свинца в Китай нарастает.

Напомним, что с 2003 года Китай является мировым лидером по производству рафинированного свинца, и по данным австралийской исследовательской компании AME Mineral Economics, сохранит свое лидерство до 2010 года. Только в 2004 году рост производства рафинированного свинца в Китае составил 8,2%, или 1,75 млн. тонн, а за пять месяцев нынешнего года увеличился еще на 18%, что вызвано ростом внутреннего спроса на этот металл.

Компания AME отмечает, что на долю свинцовых батарей приходится 77% общего объема потребляемого свинца. При этом в отрасли по производству аккумуляторных батарей в Китае идет активный процесс консолидации, как в географическом, так и структурном смысле. Производство перемещается из традиционных центров производства США, Японии и Западной Европы в Китай, Мексику, Восточную Европу и Юго-Восточную Азию. В результате достигается не только сокращение издержек производства, но ускоряется развитие автомобильной промышленности в этих регионах.

По данным компании AME, производство автомобилей в Китае, Южной Корее, Индии и Малайзии за период 1998-2004 годы возросло в два раза, в то время как в странах Западной Европы, США и Японии только на 1%. Компания AME прогнозирует, что спрос Китая и других стран Азии на свинец будет и дальше расти, и к 2010 году его доля в общемировой потребности в свинце составит 21%. В то же время доля стран Западной Европы и США в общемировом потреблении свинца сократится с 56% в 1996 году до 42% в 2010 году.

Китайская компания Yunnan Jinding Zinc в июне этого года начала эксплуатацию крупнейшего в стране рудника Ланьпин по добыче свинцово-цинковой руды в юго-западной провинции Юньнань.

В целом, по данным Международной группы по изучению рынков свинца и цинка (ILZSG), потребление свинца в мире выросло за последний год на 2,7% и оценивается в 6,9 млн. тонн. За первую половину 2005 года сохранилась тенденция роста потребления свинца в мире на 1,8% (за счет США и Китая) и роста производства на 2,4%, и сейчас дефицит свинца на мировом рынке остается высоким.

Уральская горно-металлургическая компания начала производство свинцово-кальциевых сплавов. Первые 130 тонн новой продукции УГМК поставила нижегородскому заводу «Тубор» (производитель аккумуляторных батарей нового поколения). Также ведутся переговоры о возможном сотрудничестве и с другими российскими предприятиями. Сплавы, полученные на основе чистого свинца с добавлением кальция и алюминия, недавно стали использоваться в аккумуляторном производстве. Это позволяет выпускать автомобильные аккумуляторы с высокими эксплуатационными свойствами. Потребности российского рынка в свинцово-кальциевых сплавах оценивается экспертами в 6 тыс. тонн в год. Все большее количество предприятий проявляют интерес к этой продукции. Запуск нового производства позволит УГМК в числе первых занять нишу на рынке свинцово-кальциевых сплавов. УГМК занимается вопросами промышленного получения свинцово-кальциевых сплавов с 2003 года. В ходе лабораторных исследований были отработаны оптимальные параметры технологического процесса.

Перспективы увеличения производства свинца в России связаны с завершением ранее начатого строительства Рубцовского и Степного рудников на Алтае (18,3 тыс. тонн свинца в концентрате ежегодно), Ново-Широкинского рудника в Читинской области (13,3 тыс. тонн) и крупного Озерного комбината в Республике Бурятия (10,7 тыс. тонн), а также с расширением действующего Горевского ГОКа с 200 тыс. тонн до 1 млн. тонн руды в год и освоение крупного Холоднинского месторождения в Республике Бурятия.

Сейчас в Росии структура аккумуляторной отрасли более или менее приведена в соответствие с новыми возможностями, и на комбинатах происходит упорядочение базы сбора вторичного свинца и увеличения объемов лома, а также с сезонными снижениями уровня производства на аккумуляторных заводах. Однако, общая тенденция изменения цен на свинец, направлена на увеличение цен на аккумуляторы.

В Казахстане за первое полугодие 2005 года произведено 66 тыс. тонн свинца, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2004 года.

Что касается будущего развития автомобильной аккумуляторной отрасли в зависимости от сырьевой базы, то, учитывая нестабильность мирового рынка свинца, а также токсичность этого металла, во всем мире идут поиски заменителей. В настоящее время разрабатываются и используются самые различные сплавы: никель-марганцевые, серебряно-цинковые, железо-никелевые и другие. Однако наиболее приемлемыми все же остаются свинцовые, поэтому, скорее всего, глобальному производству в аккумуляторной отрасли придется развиваться в этом направлении и добиваться сокращения расходов путем сокращения издержек на других этапах производства.

Недавние прогнозы западных специалистов по средним ценам на свинец в 2005 году (Macquarie - $821, MBR- $868, Barclays Capital - $960 за тонну), видимо, подтвердятся. Фактически, невзирая на плохую экологию, мировой рынок, особенно Китай, продолжает требовать и потреблять свинец в растущих объемах. Альтернативы применения свинца во многих промышленных применениях, в частности в аккумуляторной промышленности пока нет.

Эксперты Международной группы International Lead & Zinc Study Group прогнозируют, что в 2005 году рост производства свинца превысит рост спроса на него, а это позволит сократить дефицит, способствовавший значительному повышению цен. Выпуск свинца может увеличиться в этом году на 4%. При этом рост спроса за год замедлится и составит 2,2% против 2,8% в 2004 году.

Компания Natexis прогнозирует, что в 2005 году суммарный дефицит свинца в странах Запада составит 40 тыс. тонн (годом ранее достигал 242 тыс. тонн), а в 2006 году баланс спроса и предложения металла даже сместится в сторону профицита, который может достигнуть 70 тыс. тонн. Средняя цена свинца на LME в нынешнем году прогнозируется этой компанией на уровне $925 за тонну, что несколько выше прошлогодней. В целом нынешняя ситуация на мировом рынке свинца согласуется с этим и другими подобными прогнозами.


Владислав НИКОЛАЕВ



Kazakhstan today

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: