Металлургию назначают крайней за инфляцию |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
19.04.2005
Металлургию назначают крайней за инфляцию
В редакцию "Нефтегазовой Вертикали" поступила статья, поднимающая вопросы ценообразования в металлургической отрасли, работающей в теснейшем контакте с компаниями и предприятиями нефтегазовой сферы. Отраслевой эксперт проводит в ней прямую параллель между раскручиванием спирали инфляции и ростом стоимости продукции металлургов, причем, как свидетельствуют цифры - далеко не безосновательно. Учитывая важность поднимаемой темы, мы решили ознакомить читателей с этой точкой зрения.
Председатель Центрального банка РФ Сергей Игнатьев сообщил, что инфляция в первом квартале текущего года составила 5,3%. И хотя этот показатель не внушает никакого оптимизма, глава ЦБ не стал отказываться от заявленного в кредитно-денежной политике показателя годовой инфляции в размере 8,5%. Менее оптимистичным оказалось правительство. В результате анализа общих экономических тенденций Минфин поднял уровень прогнозируемой в текущем году инфляции до 10%. Причем, по мнению многих экспертов, пересмотр инфляционных прогнозов на 2005 г. - далеко не последний. Тут есть от чего начать беспокоиться - это практически пороговый уровень инфляции, после которого начинается стагнация экономики. А высокие инфляционные ожидания никак не сочетаются с задачей двукратного увеличения ВВП.
По мнению экспертов, причиной подобной ситуации является рост цен и тарифов на внутреннем рынке, во многом заданный российскими металлургическими предприятиями. И это не удивительно. Металлопродукция являются ключевым элементом базовых отраслей экономики: горнодобывающей промышленности, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, автомобилестроения, машиностроение, производства труб, стройматериалов. Увеличение стоимости металла приводит к дополнительным расходам компаний, которые, в свою очередь, вынуждены принимать ответные меры.
Стоимость металлопродукции в России неуклонно растет уже второй год подряд. Сами металлурги связывают это, прежде всего, с ростом цен на исходные материалы. Однако если стоимость сырья за это время увеличилась на 15-20%, то практически весь ассортимент металлов подорожал на 50-70%. В прошлом году рентабельность в металлургической отрасли составила 30-50 %, почти в 10 раз превысив мировые показатели, а предприятия черной металлургии получили более 250 млрд. руб. прибыли, По показателям рентабельности и чистой прибыли металлургические компании вплотную подошли к нефтяным корпорациям. Так же необходимо учитывать тот факт, что для металлургов внутренние тарифы на железнодорожные перевозки и энергоресурсы оставались неизменными для того, чтобы минимизировать повышение себестоимости металла и приостановить стремительный рост цен на рынке металла.
К сожалению, не смотря благоприятные условия, способствующие стабилизации внутреннего рынка, ожидать снижения темпов роста цен на металлопродукцию, похоже, не приходится - в этом году российские производители металла намерены продолжать поднимать цены на свою продукцию. И "первые ласточки", доказывающие это, уже появились. Так, в конце февраля крупнейшие российские металлургические компании "Северсталь", "Евразхолдинг" и Магнитогорский металлургический комбинат направили в адрес ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) уведомление о повышении расценок на металлопродукцию во втором квартале 2005 г. на 14-15%. Кроме того, металлурги предупредили и о дальнейшем последовательном росте цен.
Уже сейчас понятно, что ни к чему хорошему это не приведет. Предприятия будут соразмерно поднимать цены на собственную продукцию, что неизбежно приведет к росту инфляции в российской экономике. В частности, по расчетам РЖД, в целом за год ее контракты с тремя вышеназванными металлургами подорожают на 40-60%, что приведет к дополнительным расходам компании в размере 4 млрд. руб. Но это еще не все. По прогнозам железнодорожников, в дальнейшем о росте цен на свою продукцию могут заявить также другие металлурги и машиностроители. В результате дефицит бюджета РЖД на 2005 г. составит 16 млрд. руб. В этих условиях, едва ли стоит удивляться, если в ближайшее время тарифы на железнодорожные перевозки вновь возрастут. РЖД уже заявили о необходимости пересмотра тарифов на отдельные виды перевозок из-за роста цен на металлы. Соответственно, грузовладельцы также будут вынуждены включиться в ценовую гонку, раскручивающую инфляционный маховик.
Однако уведомления от металлургов о росте цен во втором квартале получили не только РЖД, но и практически все крупные металлопотребляющие российские компании, стабильная работа которых напрямую зависит от поставок металлопродукции. В частности, поставками металла во многом определяется ситуация в газовом секторе. В "Газпроме" уже заявляли о необходимости с 2006 г. перейти к рыночному формированию цен на газ, чтобы сбалансировать собственные потери от ценовой политики контрагентов, и в первую очередь - металлургов. То же самое относится к автомобильной промышленности и строительной индустрии. Доля стройматериалов (среди которых металл и металлоконструкции занимают основное место) в себестоимости строительных работ достигает 60-70%. Низшего предела рентабельности достигла и трубная отрасль, показатели динамики производства в которой снижаются прямо пропорционально росту цен на трубную заготовку.
Получается какой-то замкнутый круг, по которому вращается российская экономика. Еще немного, и контроль над темпами инфляции будет потерян. Дальнейшее повышение стоимости металла, по мнению экспертов, способно привести Россию к стагнации темпов экономического развития. И если в прошлом году не было принято никаких мер, чтобы хоть как-нибудь исправить сложившуюся ситуацию, то сейчас настал критический момент. Причем, что предпринимать, уже понятно. Не так давно президент РЖД Геннадий Фадеев предложил ввести антимонопольное регулирование ценовой политики металлургических комбинатов, а также повысить тарифы на перевозки металлов. Кроме того, неоднократно упоминалась роль ФАС, как один из правительственных рычагов, способных повлиять на изменение сложившейся ситуации.
Председатель Центрального банка РФ Сергей Игнатьев сообщил, что инфляция в первом квартале текущего года составила 5,3%. И хотя этот показатель не внушает никакого оптимизма, глава ЦБ не стал отказываться от заявленного в кредитно-денежной политике показателя годовой инфляции в размере 8,5%. Менее оптимистичным оказалось правительство. В результате анализа общих экономических тенденций Минфин поднял уровень прогнозируемой в текущем году инфляции до 10%. Причем, по мнению многих экспертов, пересмотр инфляционных прогнозов на 2005 г. - далеко не последний. Тут есть от чего начать беспокоиться - это практически пороговый уровень инфляции, после которого начинается стагнация экономики. А высокие инфляционные ожидания никак не сочетаются с задачей двукратного увеличения ВВП.
По мнению экспертов, причиной подобной ситуации является рост цен и тарифов на внутреннем рынке, во многом заданный российскими металлургическими предприятиями. И это не удивительно. Металлопродукция являются ключевым элементом базовых отраслей экономики: горнодобывающей промышленности, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, автомобилестроения, машиностроение, производства труб, стройматериалов. Увеличение стоимости металла приводит к дополнительным расходам компаний, которые, в свою очередь, вынуждены принимать ответные меры.
Стоимость металлопродукции в России неуклонно растет уже второй год подряд. Сами металлурги связывают это, прежде всего, с ростом цен на исходные материалы. Однако если стоимость сырья за это время увеличилась на 15-20%, то практически весь ассортимент металлов подорожал на 50-70%. В прошлом году рентабельность в металлургической отрасли составила 30-50 %, почти в 10 раз превысив мировые показатели, а предприятия черной металлургии получили более 250 млрд. руб. прибыли, По показателям рентабельности и чистой прибыли металлургические компании вплотную подошли к нефтяным корпорациям. Так же необходимо учитывать тот факт, что для металлургов внутренние тарифы на железнодорожные перевозки и энергоресурсы оставались неизменными для того, чтобы минимизировать повышение себестоимости металла и приостановить стремительный рост цен на рынке металла.
К сожалению, не смотря благоприятные условия, способствующие стабилизации внутреннего рынка, ожидать снижения темпов роста цен на металлопродукцию, похоже, не приходится - в этом году российские производители металла намерены продолжать поднимать цены на свою продукцию. И "первые ласточки", доказывающие это, уже появились. Так, в конце февраля крупнейшие российские металлургические компании "Северсталь", "Евразхолдинг" и Магнитогорский металлургический комбинат направили в адрес ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) уведомление о повышении расценок на металлопродукцию во втором квартале 2005 г. на 14-15%. Кроме того, металлурги предупредили и о дальнейшем последовательном росте цен.
Уже сейчас понятно, что ни к чему хорошему это не приведет. Предприятия будут соразмерно поднимать цены на собственную продукцию, что неизбежно приведет к росту инфляции в российской экономике. В частности, по расчетам РЖД, в целом за год ее контракты с тремя вышеназванными металлургами подорожают на 40-60%, что приведет к дополнительным расходам компании в размере 4 млрд. руб. Но это еще не все. По прогнозам железнодорожников, в дальнейшем о росте цен на свою продукцию могут заявить также другие металлурги и машиностроители. В результате дефицит бюджета РЖД на 2005 г. составит 16 млрд. руб. В этих условиях, едва ли стоит удивляться, если в ближайшее время тарифы на железнодорожные перевозки вновь возрастут. РЖД уже заявили о необходимости пересмотра тарифов на отдельные виды перевозок из-за роста цен на металлы. Соответственно, грузовладельцы также будут вынуждены включиться в ценовую гонку, раскручивающую инфляционный маховик.
Однако уведомления от металлургов о росте цен во втором квартале получили не только РЖД, но и практически все крупные металлопотребляющие российские компании, стабильная работа которых напрямую зависит от поставок металлопродукции. В частности, поставками металла во многом определяется ситуация в газовом секторе. В "Газпроме" уже заявляли о необходимости с 2006 г. перейти к рыночному формированию цен на газ, чтобы сбалансировать собственные потери от ценовой политики контрагентов, и в первую очередь - металлургов. То же самое относится к автомобильной промышленности и строительной индустрии. Доля стройматериалов (среди которых металл и металлоконструкции занимают основное место) в себестоимости строительных работ достигает 60-70%. Низшего предела рентабельности достигла и трубная отрасль, показатели динамики производства в которой снижаются прямо пропорционально росту цен на трубную заготовку.
Получается какой-то замкнутый круг, по которому вращается российская экономика. Еще немного, и контроль над темпами инфляции будет потерян. Дальнейшее повышение стоимости металла, по мнению экспертов, способно привести Россию к стагнации темпов экономического развития. И если в прошлом году не было принято никаких мер, чтобы хоть как-нибудь исправить сложившуюся ситуацию, то сейчас настал критический момент. Причем, что предпринимать, уже понятно. Не так давно президент РЖД Геннадий Фадеев предложил ввести антимонопольное регулирование ценовой политики металлургических комбинатов, а также повысить тарифы на перевозки металлов. Кроме того, неоднократно упоминалась роль ФАС, как один из правительственных рычагов, способных повлиять на изменение сложившейся ситуации.