Конфликт властей и металлургов Украины обостряется
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
12.04.2005
Конфликт властей и металлургов Украины обостряется
Украинское правительство продолжает свои революционные преобразования практически во всех сферах экономики. Начало последним, если читатель помнит, было положено заявлением Президента Украины В.Ющенко о пересмотре приватизиции крупнейшего металлургического комбината «Криворожстали». Потом правительство, якобы, составляло списки предприятий, которые незаконно приватизированы, на предмет переоценки приватизации. Последний шаг правительства – повышение с 6 апреля 2005 года железнодорожных тарифов на 50% - вызвал бурю негодования, прежде всего, со стороны предприятий горно-металлургического комплекса Украины.

Так, по сообщениям украинской прессы, один из крупнейших железорудных комбинатов страны- Полтавский ГОК- в апреле будет вынужден отправить производимые на предприятии окатыши на склады в связи с отказом потребителей в Германии, Польше и Румынии приобретать продукцию по повышенным отпускным ценам. По словам одного из собственников предприятия К.Жеваго, предприятие повышает отпускные цены по причине роста цен на электроэнергию, природный газ, материалы и другие составляющие. А если повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки для поставок железорудного сырья (ЖРС) на экспорт превысит 5%, то экспортно-ориентированное (на 95%) предприятие может остановиться.

Другой представитель украинской металлургии, директор Мариупольского меткомбината им Ильча В.Бойко, 11 апреля сообщил, что комбинат собирается отказаться от железнодорожных перевозок и перейти на автотранспорт. “Сегодня мы уже перевозим порядка 100 тыс. тонн автотранспортом. Это дает нам экономию около 1,5 доллара на тонне. С поднятием цен экономия будет еще больше. Я поручил своим помощникам и в дальнейшем наращивать грузовые автоперевозки. Просчитываем также перевозку грузов баржами из Мариуполя до Одессы и Ильичевска, чтобы миновать услуги железнодорожного транспорта. Подобного рода политика начала хоронить железнодорожные перевозки в Европе”, — заявил Владимир Бойко.

Металлурги крайне обеспокоены.
13 апреля 2005 года украинская ассоциация предприятий черной металлургии, объединяющая практически все предприятия горно-металлургического комплекса, экстренно созывает чрезвычайное собрание членов ассоциации. Как сообщает пресс-службы ассоциации, поводом для созыва экстренного собрания послужили тревожные тенденции развития отечественной экономики, проявившиеся в первом квартале этого года, и в частности принятое правительством решение о повышении тарифов на железнодорожные грузовые перевозки, которое негативно повлияет на стабильное развитие украинской экономики.

К участию в чрезвычайном собрании Украинской ассоциации предприятий черной металлургии приглашены представители правительства, СНБОУ, народные депутаты, глава Антимонопольного комитета Украины, Председатель Национального банка Украины, руководители отраслевых ассоциаций, «Укрзализныци» и независимые эксперты.

Украинская ассоциация предприятий черной металлургии приглашает выступить на чрезвычайном собрании Министра экономики Сергея Терехина, Председателя Антимонопольного комитета Украины Алексея Костусева, Генерального директора «Укрзалізниці» Зенко Афтаназива.

От предприятий ассоциации участие в собрании примут Главы Наблюдательных советов, члены Правлений, дирекций, руководители плановых служб и финансовых департаментов, руководители профсоюзов, а также руководство управляющих компаний.

Причина созыва экстренного собрания якобы понятна. Однако, ни для кого не секрет, что не последнюю роль в таком экстренном сборе сыграла премьер-министр Украины - Юлия Тимошенко. Ее неоднократные высказывания о том, что у властей есть четкая правовая позиция и, предприятия горно-металлургического сектора, которые были приватизированы с нарушениями, вернутся в госсобственность, стали для собственников предприятий ГМК последней каплей.

Рецепты для черной металлургии от г-жи Тимошенко очень просты. Для начала проверить насколько рентабельны предприятия ГМК и сколько прибыли их собственники прячут в оффшорных зонах. И 11 апреля спецпредставители правительства, а точнее «посланники Тимошенко» (силовики и специалисты-металлурги), уже направились на металлургические предприятия Украины. Силовики должны узнать, сколько денег прячут «рыцари ковша и домны» в оффшорных зонах, а специалисты - понять, «правильные» ли цены устанавливают заводы для своей продукции. Причем, Ю.Тимошенко пообещала, что проверка металлургических предприятий на предмет их "общения с офшорными зонами" будет длиться "очень быстро".

Во-вторых, согласно Ю.Тимошенко, собственники металлургических и железорудных активов не должны саботировать решения правительства. Реакция г-жи Тимошенко на созыв экстренного съезда была мгновенной: «13 апреля состоится съезд всех олигархов Украины под названием «Съезд металлургов», которые будут стремиться сломать решение правительства о повышении цен на грузовые перевозки «Укрзализныцей» На пресс-конференции 9 апреля она также отметила, что, как правило, все нынешние руководители или владельцы металлургических комбинатов по договоренности с бывшим руководством страны добивались заниженных цен на грузоперевозки железной дорогой и условий работы, обеспечивающих сверхприбыль.

В-третьих, новое правительство все же займется пересмотром законности приватизации предприятий ГМК Украины. "Такие объекты как "Криворожсталь", как предприятия, которые добывают железорудное сырье - я думаю, что там действительно сегодня власть ведет судебные процессы по возвращению этой собственности государству. Мы убеждены, что у нас четкая правовая позиция, и эти предприятия вернутся в государственную собственность", - заявила премьер-министр 11 апреля, на встрече с представителями региональных средств массовой информации.

В-четвертых, г-жа Тимошенко замахнулась на святое - на собственность металлургических кланов в Украине. "Мы прекрасно знаем, что вследствие работы Кучмы пятерым семьям принадлежит вся металлургическая область. Там прекрасно пристроились зятья, братья, и те, кто регулярно делал авансы президенту Украины", - объяснила Тимошенко. "На полной неуплате налогов пять семей в Украине создали миллиарды сверхприбыли! Этого не будет! Будут тщательные проверки, сколько денег будет переведено в офшорные зоны", - пообещала Тимошенко.

Не секрет, что речь здесь идет об уже известных металлургических кланах: «Днепропетровской группировке», возглавляемой Виктором Пинчуком, женатым на дочери господина Кучмы, которая контролирует четыре крупных металлургических завода, «Донецкой группировке», выросшей в региональный конгломерат на государственных субсидиях угольной промышленности, во главе которой Ринат Ахметов и др. Кстати, в рейтинге журнала Forbes среди украинцев-миллиардеров первым значится Ринат Ахметов, вторым по рейтингу идет Виктор Пинчук, а глава совета директоров корпорации "Индустриальный союз Донбасса", в которую входят более 40 предприятий черной металлургии, Сергей Тарута занимает третье место.

В-пятых, премьер-министр Украины не советует шутить с правительством. «Хочу обратиться к боссам металлургических предприятий, чтобы они не шутили с правительством и украинским обществом», - сказала Тимошенко.

Премьер-министр рассказала, что в беседе с ней один из владельцев металлургических предприятий сказал, что «если правительство не вернется к старым железнодорожным тарифам, они нагонят столько "биомассы", сколько нужно, чтобы правительство поставить на место». Она призвала людей, которых будут подстрекать к забастовкам, прекратить служить людям, которые много лет издевались над страной.

Так что г-жа Тимошенко ввязалась в нешуточную битву с металлургическими олигархами. И 13 апреля станет ясно, как прошел ее первый раунд.

Ну и на последок, все же о целесообразности повышения тарифов. Итак с 6 апреля железнодорожные тарифы проиндексированы. Теперь стоимость пассажирских перевозок подорожает на 50%, а грузовые перевозки отныне будут обходиться предприятиям в два раза дороже.

Причин для повышения несколько. Главная - железнодорожники вынуждены компенсировать все возрастающие собственные расходы. Вторая - тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в Украине существенно занижены. Что касается грузовых перевозок, то в России тарифы на грузовые перевозки выше украинских в 2,5 раза, Беларуси - в 1,3, Казахстане - почти вдвое, Польше - в 4,3 раза, Словакии еще выше, а Венгрия вообще бьет рекорд - превышает украинские цены в 5,4 раза. Ну и третья- если учесть, что в прошлом году цены на металлопродукцию против 2003-го поднялись в 1,3-3,4 раза, а на дизельное топливо - почти на 70%, то железнодорожные тарифы так и остались прежними. Значит, настала пора повышать.

Правда есть еще и другие мнения, что вопрос этот пролоббировали те бизнес-структуры, которые заинтересованы в повышении спроса на автоперевозки, или те бизнес-круги, которые заинтересованы в начале новой "торговой войны" с Россией. Последнее утверждение кажется нам сомнительным, особенно после заверений украинского руководства о партнерских отношениях. Одно пока остается неясным, чем вызвано такое резкое повышение тарифов именно на внутренние перевозки. Если тариф на вывоз железорудного сырья из Украины повышается на 2,9%, а для внутренних перевозок - на 180%, то насколько положительными будут последствия для укринский товаров? Или теперь Украина будет вывозить сырье и повышать стоимость готовой продукции?

Собственно, вопросы еще есть и думается, что 13 апреля в диалоге металлургов и правительства будет найдено компромиссное решение, соответствующее законам рынка и на благо развития горно-металлургической отрасли Украины. О чем, надеемся, радеет и премьер-министр Ю.Тимошенко...
MetalTorg.Ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: