Рынок металлолома Украины: итоги года (Часть 3) |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
21.02.2005
Рынок металлолома Украины: итоги года (Часть 3)
Нормативно-правовая база
2004 г. ознаменовался отсутствием существенных и, главное, негативных новаций в нормативной базе, регулирующей сферу предпринимательства с ломами черных металлов. Позитивно можно оценивать Закон Украины «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «Об отходах», которым, в частности, оговорено, что особенности регулирования деятельности с металлоломом, включая операции с побочными продуктами производства и переработки черных и цветных металлов и их сплавов (шлаки, шлам и др.), определяются соответствующими законами.
Данная норма открывает возможность внесения соответствующих коррективов в Закон Украины «О металлоломе», а именно:
- необходимо дополнить статью 1 новацией из нового закона, зафиксировав тем самым уточненный перечень вторичного сырья, на который распространяется действие Закона «О металлоломе»;
- необходимо внести дополнения в прочие статьи этого закона, регламентирующие соответствующие требования к субъектам предпринимательства с шлаками, шламами и др. побочными продуктами от производства и переработки черных и цветных металлов, а также скорректировать порядок ведения операций с этими продуктами как на внутреннем рынке, так и при экспортно-импортных сделках.
Соответственно, необходимо внести соответствующие коррективы в «Лицензионные условия…». При этом следует обратить особое внимание на соблюдение экологических нормативов, а также на регулирование условий экспорта данных видов отходов. Ведь не секрет, что многие годы бесконтрольно вывозилась продукция переработки отходов черных и особенно цветных металлов с весьма высоким процентом содержания металла, задекларированная по кодам УКТ ВЭД 2619 (шлак и другие отходы производства черных металлов) и 2620 (зола и др. отходы, кроме отходов производства черных металлов), не подпадающая под металломное законодательство.
Что касается самого Закона «О металлоломе», представляется целесообразным ослабить требования к первичным заготовительным предприятиям, легализовать возможность ведения исключительно торговой деятельности с металлоломом, что сняло бы многие вопросы в этой сфере бизнеса (в т.ч. существенно снизило бы коррупционный потенциал в и вокруг нее), одновременно усилив требования к специализированным предприятиям (в части оборудования, обустройства площадок и помещений, средств контроля, квалификации персонала и пр.).
Нуждается в корректировке, а точнее – доработке, и нормативная база в части обеспечения радиационного контроля при проведении операций с металлоломом. По мнению специалистов Государственного комитета ядерного регулирования Украины, в стране все еще не создана система контроля в этой сфере. Необходимо разработать комплексный инструктивно-методический документ, включавший бы в себя: порядок проведения радиационного контроля; квалификационные требования к персоналу и средствам контроля; методику измерений и обработки результатов; порядок работы с загрязненным металлоломом; рекомендации по радиационной безопасности и прочие организационно-технические меры. Разработку такого документа можно было бы организовать скоординировав усилия Госкомитета ядерного регулирования, Минпромполитики, Минздрава, Минэкоресурсов и Украинской ассоциации Втормет. Помимо этого, нуждается в серьезной доработке соответствующий раздел ДСТУ 4121 - 2002 «Металлы черные вторичные».
В связи с недавно озвученной информацией «Укрзализныци» о грядущем очередном повышении ж/д тарифов на грузоперевозки, уместно отметить, что и до этого тариф на перевозку металлолома на экспорт (с коэффициентом 5,441) в 2,2 раза превышал тариф на перевозку на экспорт чугуна и металлопроката (2,484). Дальнейший рост стоимости транспортировки лома выглядел бы, мягко говоря, не совсем логичным. На январском балансовом совещании в Днепропетровске замминистра промышленной политики А.Федяев «предложил создать рабочую группу из представителей предприятий ГМК, объединений «Металлургпром», «Укртрубпром», «Укррудпром» и разработать механизм повышения «Укрзализницей» транспортных расценок. К сожалению, в этом перечне отсутствуют и «Укркокс» и УАВтормет. Остается надеяться, что Минпромполитики, как центральный орган государственного регулирования операций с металлоломом, восполнит это упущение.
Практика последних лет в части регистрации экспортных контрактов с металлоломом дает основание ставить вопрос о необходимости ее совершенствования. Учитывая действенность тарифной политики, метода балансового механизма обеспечения потребностей внутреннего рынка металлоломом (реализуемого совместными усилиями Минпромполитики и УАВтормет), наличие отлаженного Гостаможслужбой механизма контрактного (в т. ч. ценового) контроля, а также контроля качества и т. д., теряет смысл процедура регистрации контрактов в Минэкономики Украины. Этим вполне квалифицированно могла бы заниматься таможня, что снизило бы материальные и временные потери у экспортеров, да и смотрелось бы вполне уместным на пути вступления Украины в ВТО, а также усилило бы наши позиции в переговорном процессе с ЕС о квотах на экспорт украинского проката.
Перспективы рынка ломов черных металлов
В 2005 г., в условиях общемировых тенденций роста потребления стали и дефицита металлолома, спрос и цены и на этот, как и на другие виды сырья будут сохраняться на высоком уровне. Здесь можно отметить, что в 2004 г. объем мирового производства электростали вырос, примерно, на 14,6 млн. т., из-за чего потребление металлолома минимум на 16 млн. т. В 2005 г. ожидается, что прирост производства электростали составит ещё 10,5 млн. т и, соответственно, спрос на лом увеличится на 11,6 млн. т.
По оценке BIR (Международной ассоциации переработчиков вторсырья) мировой спрос на лом вырос с 235 млн. т в 1998 г. до 292 млн. т – в 2004 г., а к 2010 г. может достигнуть 388 млн. т. Так, в 2004 г. импорт лома по сравнению с 2003 г. вырос в КНР (с 9,3 до 10,6 млн. т), в ЕС (с 4,7 до 6 млн.т), Южной Корее (с 6,7 до7,7 млн.т), Тайване (с 3,2 до 4,9 млн. т), США (с 3,0 до 3,8 млн. т). За 4 года импорт лома в Индию вырос на 4-5 млн. т. Турция сократила импорт лома с 12,8 до 12,5 млн. т (в связи с ростом объемов внутренней заготовки). В стоимостном выражении объем мировой торговли ломом составляет порядка 60 млрд. долл., а физический объем оценивается, примерно, в 85 млн. т.
Вместе с тем, при столь позитивных ожиданиях на глобальном уровне, на региональном – черноморском не все будет радужным. Основную погоду здесь будет делать Россия. Так, в 2004 г. объем заготовки металлолома в РФ вырос на 30% - до 28,8 млн. т, из которых для внутреннего потребления было поставлено 15,3 млн. т (годовой рост – 7%), а объем экспорта вырос на 67% -до 13,5 млн. т. Только в декабре 2004 г. из заготовленных 2,1 млн. т было экспортировано 880 тыс. т.
К началу 2005 г. ведущие металлургические предприятия РФ накопили складские запасы лома в объеме, примерно, двухмесячной потребности. По мнению российских экспертов в ближайшие 5-8 лет объем ломозаготовки в стране достигнет 40 млн. т за год при потенциальном внутреннем спросе на уровне 17-18 млн. т. По прогнозу компании МАИР в 2005 г. в России будет собрано около 30 млн. т ломов черных металлов, из которых на экспорт будет отгружено 14-14,5 млн. т. Таким образом, следует ожидать, что прирост российского экспорта лома в 2005 г. составит 0,5-1 млн. т, существенная часть которого будет отгружаться из портов Азовского и Черного морей, чем весьма усилит конкуренцию на этом региональном, но главном для Украины рынке металлолома.
В 2005 г. украинские металлурги, как и в минувшие годы, планируют наращивать объемы выплавки стали, по-видимому, ориентируясь, в основном, на внешние рынки проката и труб. Соответственно, метпредприятиям потребуется еще большее количество металлолома, чем ими было закуплено в прошлом году. Учитывая прогнозируемый дефицит железорудного сырья, кокса, известные проблемы с ж/д вагонным парком, продолжающийся рост цен на энергоносители и ж/д тарифов, можно предположить, что металлургическое лобби усилит нажим на металлоломный бизнес как непосредственно, так и на уровнях центральных и региональных органов власти с целью еще большего усиления регулирования вывоза металлолома за пределы ряда «металлургических» областей, коррекции отраслевых нормативов в части увеличения (в свою пользу) расходных коэффициентов потребления металлолома и т. д.
Ко всему этому металлоломным компаниям не привыкать. Если бы отечественный потребитель лома параллельно с возможными жесткими мерами кардинально улучшил бы условия приемки лома и платежей за него, устанавливая при этом на взаимных началах конкурентные закупочные цены – то какие проблемы? В условиях существующей и так архисложной и затратной разрешительной системы экспорта металлолома его поставщикам намного проще иметь «под боком» надежных и платежеспособных потребителей.
Инстинкт выживания обусловит продолжение тенденции укрупнения ломного бизнеса как в своей сфере, так и путём встраивания в структуры основных металлургических групп. При этом сохранится и тенденция сокращения реальной численности реальных игроков ломного рынка Украины, особенно – фирм- экспортеров.
С другой стороны, рост мирового спроса на лом при его глобальном и объективно существующем дефиците, заинтересованность украинских метпредприятий в увеличении доступа их продукции на рынки ЕС, США и др., провозглашенные Украиной цели евроинтеграции, вступления в ВТО и получения статуса страны с рыночной экономикой, а также озвученные новым руководством страны намерения проведения реформ в налогообложении, вывода части экономики «из тени», могут стать действенными противовесами отечественным потребителям металлолома в их привычной и незатейливой игре «в монопольку».
Вениамин Крамер
2004 г. ознаменовался отсутствием существенных и, главное, негативных новаций в нормативной базе, регулирующей сферу предпринимательства с ломами черных металлов. Позитивно можно оценивать Закон Украины «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «Об отходах», которым, в частности, оговорено, что особенности регулирования деятельности с металлоломом, включая операции с побочными продуктами производства и переработки черных и цветных металлов и их сплавов (шлаки, шлам и др.), определяются соответствующими законами.
Данная норма открывает возможность внесения соответствующих коррективов в Закон Украины «О металлоломе», а именно:
- необходимо дополнить статью 1 новацией из нового закона, зафиксировав тем самым уточненный перечень вторичного сырья, на который распространяется действие Закона «О металлоломе»;
- необходимо внести дополнения в прочие статьи этого закона, регламентирующие соответствующие требования к субъектам предпринимательства с шлаками, шламами и др. побочными продуктами от производства и переработки черных и цветных металлов, а также скорректировать порядок ведения операций с этими продуктами как на внутреннем рынке, так и при экспортно-импортных сделках.
Соответственно, необходимо внести соответствующие коррективы в «Лицензионные условия…». При этом следует обратить особое внимание на соблюдение экологических нормативов, а также на регулирование условий экспорта данных видов отходов. Ведь не секрет, что многие годы бесконтрольно вывозилась продукция переработки отходов черных и особенно цветных металлов с весьма высоким процентом содержания металла, задекларированная по кодам УКТ ВЭД 2619 (шлак и другие отходы производства черных металлов) и 2620 (зола и др. отходы, кроме отходов производства черных металлов), не подпадающая под металломное законодательство.
Что касается самого Закона «О металлоломе», представляется целесообразным ослабить требования к первичным заготовительным предприятиям, легализовать возможность ведения исключительно торговой деятельности с металлоломом, что сняло бы многие вопросы в этой сфере бизнеса (в т.ч. существенно снизило бы коррупционный потенциал в и вокруг нее), одновременно усилив требования к специализированным предприятиям (в части оборудования, обустройства площадок и помещений, средств контроля, квалификации персонала и пр.).
Нуждается в корректировке, а точнее – доработке, и нормативная база в части обеспечения радиационного контроля при проведении операций с металлоломом. По мнению специалистов Государственного комитета ядерного регулирования Украины, в стране все еще не создана система контроля в этой сфере. Необходимо разработать комплексный инструктивно-методический документ, включавший бы в себя: порядок проведения радиационного контроля; квалификационные требования к персоналу и средствам контроля; методику измерений и обработки результатов; порядок работы с загрязненным металлоломом; рекомендации по радиационной безопасности и прочие организационно-технические меры. Разработку такого документа можно было бы организовать скоординировав усилия Госкомитета ядерного регулирования, Минпромполитики, Минздрава, Минэкоресурсов и Украинской ассоциации Втормет. Помимо этого, нуждается в серьезной доработке соответствующий раздел ДСТУ 4121 - 2002 «Металлы черные вторичные».
В связи с недавно озвученной информацией «Укрзализныци» о грядущем очередном повышении ж/д тарифов на грузоперевозки, уместно отметить, что и до этого тариф на перевозку металлолома на экспорт (с коэффициентом 5,441) в 2,2 раза превышал тариф на перевозку на экспорт чугуна и металлопроката (2,484). Дальнейший рост стоимости транспортировки лома выглядел бы, мягко говоря, не совсем логичным. На январском балансовом совещании в Днепропетровске замминистра промышленной политики А.Федяев «предложил создать рабочую группу из представителей предприятий ГМК, объединений «Металлургпром», «Укртрубпром», «Укррудпром» и разработать механизм повышения «Укрзализницей» транспортных расценок. К сожалению, в этом перечне отсутствуют и «Укркокс» и УАВтормет. Остается надеяться, что Минпромполитики, как центральный орган государственного регулирования операций с металлоломом, восполнит это упущение.
Практика последних лет в части регистрации экспортных контрактов с металлоломом дает основание ставить вопрос о необходимости ее совершенствования. Учитывая действенность тарифной политики, метода балансового механизма обеспечения потребностей внутреннего рынка металлоломом (реализуемого совместными усилиями Минпромполитики и УАВтормет), наличие отлаженного Гостаможслужбой механизма контрактного (в т. ч. ценового) контроля, а также контроля качества и т. д., теряет смысл процедура регистрации контрактов в Минэкономики Украины. Этим вполне квалифицированно могла бы заниматься таможня, что снизило бы материальные и временные потери у экспортеров, да и смотрелось бы вполне уместным на пути вступления Украины в ВТО, а также усилило бы наши позиции в переговорном процессе с ЕС о квотах на экспорт украинского проката.
Перспективы рынка ломов черных металлов
В 2005 г., в условиях общемировых тенденций роста потребления стали и дефицита металлолома, спрос и цены и на этот, как и на другие виды сырья будут сохраняться на высоком уровне. Здесь можно отметить, что в 2004 г. объем мирового производства электростали вырос, примерно, на 14,6 млн. т., из-за чего потребление металлолома минимум на 16 млн. т. В 2005 г. ожидается, что прирост производства электростали составит ещё 10,5 млн. т и, соответственно, спрос на лом увеличится на 11,6 млн. т.
По оценке BIR (Международной ассоциации переработчиков вторсырья) мировой спрос на лом вырос с 235 млн. т в 1998 г. до 292 млн. т – в 2004 г., а к 2010 г. может достигнуть 388 млн. т. Так, в 2004 г. импорт лома по сравнению с 2003 г. вырос в КНР (с 9,3 до 10,6 млн. т), в ЕС (с 4,7 до 6 млн.т), Южной Корее (с 6,7 до7,7 млн.т), Тайване (с 3,2 до 4,9 млн. т), США (с 3,0 до 3,8 млн. т). За 4 года импорт лома в Индию вырос на 4-5 млн. т. Турция сократила импорт лома с 12,8 до 12,5 млн. т (в связи с ростом объемов внутренней заготовки). В стоимостном выражении объем мировой торговли ломом составляет порядка 60 млрд. долл., а физический объем оценивается, примерно, в 85 млн. т.
Вместе с тем, при столь позитивных ожиданиях на глобальном уровне, на региональном – черноморском не все будет радужным. Основную погоду здесь будет делать Россия. Так, в 2004 г. объем заготовки металлолома в РФ вырос на 30% - до 28,8 млн. т, из которых для внутреннего потребления было поставлено 15,3 млн. т (годовой рост – 7%), а объем экспорта вырос на 67% -до 13,5 млн. т. Только в декабре 2004 г. из заготовленных 2,1 млн. т было экспортировано 880 тыс. т.
К началу 2005 г. ведущие металлургические предприятия РФ накопили складские запасы лома в объеме, примерно, двухмесячной потребности. По мнению российских экспертов в ближайшие 5-8 лет объем ломозаготовки в стране достигнет 40 млн. т за год при потенциальном внутреннем спросе на уровне 17-18 млн. т. По прогнозу компании МАИР в 2005 г. в России будет собрано около 30 млн. т ломов черных металлов, из которых на экспорт будет отгружено 14-14,5 млн. т. Таким образом, следует ожидать, что прирост российского экспорта лома в 2005 г. составит 0,5-1 млн. т, существенная часть которого будет отгружаться из портов Азовского и Черного морей, чем весьма усилит конкуренцию на этом региональном, но главном для Украины рынке металлолома.
В 2005 г. украинские металлурги, как и в минувшие годы, планируют наращивать объемы выплавки стали, по-видимому, ориентируясь, в основном, на внешние рынки проката и труб. Соответственно, метпредприятиям потребуется еще большее количество металлолома, чем ими было закуплено в прошлом году. Учитывая прогнозируемый дефицит железорудного сырья, кокса, известные проблемы с ж/д вагонным парком, продолжающийся рост цен на энергоносители и ж/д тарифов, можно предположить, что металлургическое лобби усилит нажим на металлоломный бизнес как непосредственно, так и на уровнях центральных и региональных органов власти с целью еще большего усиления регулирования вывоза металлолома за пределы ряда «металлургических» областей, коррекции отраслевых нормативов в части увеличения (в свою пользу) расходных коэффициентов потребления металлолома и т. д.
Ко всему этому металлоломным компаниям не привыкать. Если бы отечественный потребитель лома параллельно с возможными жесткими мерами кардинально улучшил бы условия приемки лома и платежей за него, устанавливая при этом на взаимных началах конкурентные закупочные цены – то какие проблемы? В условиях существующей и так архисложной и затратной разрешительной системы экспорта металлолома его поставщикам намного проще иметь «под боком» надежных и платежеспособных потребителей.
Инстинкт выживания обусловит продолжение тенденции укрупнения ломного бизнеса как в своей сфере, так и путём встраивания в структуры основных металлургических групп. При этом сохранится и тенденция сокращения реальной численности реальных игроков ломного рынка Украины, особенно – фирм- экспортеров.
С другой стороны, рост мирового спроса на лом при его глобальном и объективно существующем дефиците, заинтересованность украинских метпредприятий в увеличении доступа их продукции на рынки ЕС, США и др., провозглашенные Украиной цели евроинтеграции, вступления в ВТО и получения статуса страны с рыночной экономикой, а также озвученные новым руководством страны намерения проведения реформ в налогообложении, вывода части экономики «из тени», могут стать действенными противовесами отечественным потребителям металлолома в их привычной и незатейливой игре «в монопольку».
Вениамин Крамер