Обзор мирового рынка стали: 31 января -- 7 февраля |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
14.02.2005
Обзор мирового рынка стали: 31 января -- 7 февраля
Неделя, на которую приходятся новогодние праздники по китайскому календарю, по определению не могла быть оживленной на мировом рынке металлов. Действительно, на прошлой неделе рыночная активность в КНР и странах Восточной Азии была минимальной, причем возобновление продаж ожидается не ранее второй половины февраля. На рынках других регионов продолжались прежние процессы: производители конструкционной стали старались минимизировать потери и готовились к вероятному повышению цен весной; стоимость листовой стали оставалась неизменной, однако, металлурги рассчитывают на скорое возобновление роста.
Полуфабрикаты
Временное прекращение поставок заготовок из Китая способствовало некоторому повышению цен на данный вид полуфабрикатов. Экспортерам из Турции и стран СНГ удалось поднять цены до $350-360 за т FOB и, по мнению трейдеров, у них есть неплохие шансы для продолжения роста в ближайшие недели. По крайней мере, даже китайские компании до праздников отказывались продавать заготовки дешевле $380-390 за т C&F, подняв цены, по меньшей мере, на $10 за т. Как намекают китайцы, после окончания праздников цены будут еще выше.
Немалую роль в подорожании длинномерных полуфабрикатов сыграл и рост спроса и цен на ближневосточном рынке. Высокие цены на нефть способствуют продолжению бума в региональной строительной отрасли, в то же время, строящиеся в настоящее время предприятия в странах Персидского залива еще не вошли в строй. По данным на 1 февраля, заготовки из Турции, Украины и России поступали на ближневосточный рынок по ценам порядка $420-440 за т CFR Дубаи, прибавив за месяц $20-30 за т.
Постепенно идет вверх и стоимость слябов. Непрерывный подъем цен на горячекатаные рулоны в Восточной Азии дает возможность и поставщикам полуфабрикатов требовать за свою продукцию около $550-580 за т C&F – таким образом, местные цены практически сравнялись с европейским и американским уровнями. Очевидно, чем в большей степени подорожает руда, тем большим будет спрос на товарные слябы.
Источники по-прежнему указывают стоимость украинских и российских плоских полуфабрикатов на уровне $475-490 за т FOB, однако, судя по всему, уже в скором будущем произойдет повышение. Положительным моментом, без сомнения, можно назвать снижение спроса на низкокачественные китайские слябы, с осени предлагавшиеся на экспорт по демпинговым ценам. Кроме того, в первой половине текущего года в Китае должны войти в строй несколько крупных линий горячей прокатки, что должно убрать избыток местных слябов с мирового рынка.
Конструкционная сталь
В начале февраля и в этом секторе мирового рынка стали произошли некоторые изменения к лучшему. Спрос на продукцию строительного назначения на китайском рынке был в праздничную неделю, естественно, нулевым, однако, январский спад цен на арматуру прекратился. Непосредственно перед Новым годом по китайскому календарю многие заводы даже слегка приподняли стоимость своей продукции. В крупнейших городах на востоке страны цены на стандартный материал HRB335 диаметром 16-25 мм, как правило, находятся в интервале 3480-3550 юаней ($420-429) за т ex-works. Это не препятствовало экспорту аналогичной продукции по ценам немногим выше $380 за т FOB, но китайские металлургические компании заявляют, что после праздников непременно поднимут цены в ответ на ожидаемую активизацию строительной отрасли. Собственно, приближение весны ощущается по всему региону. Как отмечают аналитики, резервы готовой продукции у потребителей, созданные осенью прошлого года и до последнего времени оказывавшие давление на рынок, наконец-то израсходованы.
Новым фактором, оказывающим серьезное влияние на цены, стало предполагаемое подорожание сырья, особенно заметное для интегрированных комбинатов. Так, японские компании, которым уже пришлось согласиться на более чем двукратное подорожание коксующегося угля, и оказавшиеся перед перспективой взлета цен на железную руду, заранее предупредили потребителей о весьма масштабном подъеме стоимости длинномерной продукции (как для строительной отрасли, так и для машиностроения) с 1 апреля. В частности, специализированный сортовой прокат, предназначенный для выпуска автомобильных деталей, может подорожать на 10-15 тыс. иен за т.
Повысились в последнее время цены на конструкционную сталь и на Ближнем Востоке. Так, аналитики указывают цены на арматуру турецкого производства при поставке CFR Дубаи в интервале $460-480 за т против $450-460 за т месяцем ранее. Сортовой прокат и катанка, поступающие в страны региона из Турции, Китая и стран СНГ, к началу февраля прибавили по $10-30 за т по сравнению с показатели месячной давности, дружно достигнув $490-520 за т.
В западных странах такого восстановления пока что не наблюдается. Европейские компании рассчитывают, в основном, на март и пока не торопятся с объявлением новых цен, ожидая исхода затянувшихся переговоров с поставщиками металлолома. В США некоторые производители длинномерной продукции пытаются компенсировать повышением базовых цен резкое снижение доплат за стоимость лома, сократившихся на $70-100 за т за последние два месяца, но это им удается лишь в незначительной степени. Проблемой для американского рынка остается высокий уровень импорта, а изобилие продукции на рынке продолжает сдвигать цены все ниже. В частности, катанка строительного назначения в начале февраля предлагалась потребителям не дороже $560-570 за короткую т (907 кг) с учетом всех доплат. По мнению местных экспертов, с учетом дешевеющего лома крайне сомнительно, что в ближайшие недели положение изменится к лучшему.
Листовая сталь
Восточная Азия, считая Китай, продолжает оставаться зоной подъема цен на листовую сталь. Пока на одном месте остаются только массовые коммерческие категории, вследствие относительно невысокого спроса, наличия резервов у потребителей и изобилия продукции украинского, китайского, латиноамериканского и местного производства, упорно не желающие подниматься выше $530-560 за т C&F для горячекатаных рулонов. Так как ближневосточный рынок также не претерпевает особых изменений (по состоянию на 1 февраля цены на украинскую и российскую горячекатаную продукцию указывались в интервале $560-620 за т CFR Дубаи), отечественным меткомбинатам уже более двух месяцев подряд, как правило, приходится держать цены на уровне $480-520 за т FOB.
Впрочем, перспективы на ближайшее будущее выглядят более-менее благоприятными. В Восточной Азии обнадеживает, прежде всего, медленный, но неуклонный рост цен в Китае. Перед праздниками стоимость горячекатаных рулонов Q235 толщиной 2-4 мм достигала в восточных провинциях 4980-5150 юаней ($601,5-622) за т ex-works, прибавив за неделю порядка $15-20 за т. Постоянно растет на китайском рынке (как, впрочем, и по всему Дальнему Востоку) толстолистовая сталь, особенно, судостроительного назначения.
Однако наибольшим спросом в странах региона в последнее время пользуется тонкий холоднокатаный материал, предназначенный для изготовления автомобильных кузовов и корпусов бытовой техники. По прогнозу китайской Федерации машиностроителей, в 2005 г. в стране будет выпущено около 5 млн. автомобилей, что на 20% превысит показатель предыдущего года и даст КНР возможность выйти на третье место в мире. При этом, действующие и строящиеся в стране предприятия не смогут полностью удовлетворить спрос национальной промышленности на высококачественную листовую сталь.
Именно по этой причине взлет китайского экспорта стали и превращение Китая в ее нетто-экспортера в четвертом квартале прошлого года мало волнует европейские, японские, корейские и прочие компании, поставляющие на тамошний рынок дорогостоящую продукцию с высокой добавленной стоимостью. А вот украинским предприятиям, находящимся в той же рыночной нише, что и китайцы, очевидно, придется столкнуться с ужесточением конкуренции.
В западных странах положение на рынке листовой стали пока остается стабильным. Местные компании поддерживают цены, примерно, на одном уровне (исключения – толстолистовая сталь и холоднокатаные рулоны в Европе), однако рассчитывают при этом на повышение стоимости своей продукции во втором квартале. С учетом того, что железная руда в текущем году в любом случае подорожает на десятки процентов, ничего иного производителям стали не остается.
Специальные сорта стали
Цены на нержавеющую сталь остались в целом стабильными в первую неделю февраля, если не считать небольшого понижения доплаты за содержание легирующих элементов на европейском рынке. Спрос на данную продукцию остается незначительным, т. к. потребители еще не успели израсходовать созданные в прошлом году запасы.
Производители пока что не ставят на повестку дня повышение базовых цен, хотя, по мнению аналитиков, при благоприятных условиях такая операция была бы возможной во второй половине текущего года. Однако не исключено, что поступление на рынок дополнительной продукции предприятий, которые вступят в строй в 2005 г., блокирует этот подъем.
Металлолом
Очередная неделя прошла без существенных изменений на рынке металлолома. Поставщики и потребители продолжают выжидать, рассчитывая на то, что их партнеры сдадутся раньше, и тогда появится возможность поднять или же понизить цены. Так что, и в начале февраля, как и прежде, материал 3А из стран СНГ предлагался по $240-250 за т C&F в Турции и $250-265 за т C&F в странах Восточной Азии. Европейские поставщики металлолома по состоянию на конец прошлой недели так же не добились повышения цен, хотя вероятность такого исхода их переговоров с металлургическими компаниями, по мнению аналитиков, остается высокой.
Экспортеры металлолома твердо рассчитывают на повышение цен во второй половине февраля, когда вновь вырастет деловая активность в странах Дальнего Востока. Правда, возможно, что ожидаемый подъем цен будет менее значительным, чем это представлялось еще недавно. Поставки металлолома на мировой рынок в последние месяцы оказались существенно выше прогнозируемых, так как увеличение стоимости этого сырья привело к расширению объема сборов по всему миру
Виктор Тарнавский, «Металл бюллетень. Украина»
Полуфабрикаты
Временное прекращение поставок заготовок из Китая способствовало некоторому повышению цен на данный вид полуфабрикатов. Экспортерам из Турции и стран СНГ удалось поднять цены до $350-360 за т FOB и, по мнению трейдеров, у них есть неплохие шансы для продолжения роста в ближайшие недели. По крайней мере, даже китайские компании до праздников отказывались продавать заготовки дешевле $380-390 за т C&F, подняв цены, по меньшей мере, на $10 за т. Как намекают китайцы, после окончания праздников цены будут еще выше.
Немалую роль в подорожании длинномерных полуфабрикатов сыграл и рост спроса и цен на ближневосточном рынке. Высокие цены на нефть способствуют продолжению бума в региональной строительной отрасли, в то же время, строящиеся в настоящее время предприятия в странах Персидского залива еще не вошли в строй. По данным на 1 февраля, заготовки из Турции, Украины и России поступали на ближневосточный рынок по ценам порядка $420-440 за т CFR Дубаи, прибавив за месяц $20-30 за т.
Постепенно идет вверх и стоимость слябов. Непрерывный подъем цен на горячекатаные рулоны в Восточной Азии дает возможность и поставщикам полуфабрикатов требовать за свою продукцию около $550-580 за т C&F – таким образом, местные цены практически сравнялись с европейским и американским уровнями. Очевидно, чем в большей степени подорожает руда, тем большим будет спрос на товарные слябы.
Источники по-прежнему указывают стоимость украинских и российских плоских полуфабрикатов на уровне $475-490 за т FOB, однако, судя по всему, уже в скором будущем произойдет повышение. Положительным моментом, без сомнения, можно назвать снижение спроса на низкокачественные китайские слябы, с осени предлагавшиеся на экспорт по демпинговым ценам. Кроме того, в первой половине текущего года в Китае должны войти в строй несколько крупных линий горячей прокатки, что должно убрать избыток местных слябов с мирового рынка.
Конструкционная сталь
В начале февраля и в этом секторе мирового рынка стали произошли некоторые изменения к лучшему. Спрос на продукцию строительного назначения на китайском рынке был в праздничную неделю, естественно, нулевым, однако, январский спад цен на арматуру прекратился. Непосредственно перед Новым годом по китайскому календарю многие заводы даже слегка приподняли стоимость своей продукции. В крупнейших городах на востоке страны цены на стандартный материал HRB335 диаметром 16-25 мм, как правило, находятся в интервале 3480-3550 юаней ($420-429) за т ex-works. Это не препятствовало экспорту аналогичной продукции по ценам немногим выше $380 за т FOB, но китайские металлургические компании заявляют, что после праздников непременно поднимут цены в ответ на ожидаемую активизацию строительной отрасли. Собственно, приближение весны ощущается по всему региону. Как отмечают аналитики, резервы готовой продукции у потребителей, созданные осенью прошлого года и до последнего времени оказывавшие давление на рынок, наконец-то израсходованы.
Новым фактором, оказывающим серьезное влияние на цены, стало предполагаемое подорожание сырья, особенно заметное для интегрированных комбинатов. Так, японские компании, которым уже пришлось согласиться на более чем двукратное подорожание коксующегося угля, и оказавшиеся перед перспективой взлета цен на железную руду, заранее предупредили потребителей о весьма масштабном подъеме стоимости длинномерной продукции (как для строительной отрасли, так и для машиностроения) с 1 апреля. В частности, специализированный сортовой прокат, предназначенный для выпуска автомобильных деталей, может подорожать на 10-15 тыс. иен за т.
Повысились в последнее время цены на конструкционную сталь и на Ближнем Востоке. Так, аналитики указывают цены на арматуру турецкого производства при поставке CFR Дубаи в интервале $460-480 за т против $450-460 за т месяцем ранее. Сортовой прокат и катанка, поступающие в страны региона из Турции, Китая и стран СНГ, к началу февраля прибавили по $10-30 за т по сравнению с показатели месячной давности, дружно достигнув $490-520 за т.
В западных странах такого восстановления пока что не наблюдается. Европейские компании рассчитывают, в основном, на март и пока не торопятся с объявлением новых цен, ожидая исхода затянувшихся переговоров с поставщиками металлолома. В США некоторые производители длинномерной продукции пытаются компенсировать повышением базовых цен резкое снижение доплат за стоимость лома, сократившихся на $70-100 за т за последние два месяца, но это им удается лишь в незначительной степени. Проблемой для американского рынка остается высокий уровень импорта, а изобилие продукции на рынке продолжает сдвигать цены все ниже. В частности, катанка строительного назначения в начале февраля предлагалась потребителям не дороже $560-570 за короткую т (907 кг) с учетом всех доплат. По мнению местных экспертов, с учетом дешевеющего лома крайне сомнительно, что в ближайшие недели положение изменится к лучшему.
Листовая сталь
Восточная Азия, считая Китай, продолжает оставаться зоной подъема цен на листовую сталь. Пока на одном месте остаются только массовые коммерческие категории, вследствие относительно невысокого спроса, наличия резервов у потребителей и изобилия продукции украинского, китайского, латиноамериканского и местного производства, упорно не желающие подниматься выше $530-560 за т C&F для горячекатаных рулонов. Так как ближневосточный рынок также не претерпевает особых изменений (по состоянию на 1 февраля цены на украинскую и российскую горячекатаную продукцию указывались в интервале $560-620 за т CFR Дубаи), отечественным меткомбинатам уже более двух месяцев подряд, как правило, приходится держать цены на уровне $480-520 за т FOB.
Впрочем, перспективы на ближайшее будущее выглядят более-менее благоприятными. В Восточной Азии обнадеживает, прежде всего, медленный, но неуклонный рост цен в Китае. Перед праздниками стоимость горячекатаных рулонов Q235 толщиной 2-4 мм достигала в восточных провинциях 4980-5150 юаней ($601,5-622) за т ex-works, прибавив за неделю порядка $15-20 за т. Постоянно растет на китайском рынке (как, впрочем, и по всему Дальнему Востоку) толстолистовая сталь, особенно, судостроительного назначения.
Однако наибольшим спросом в странах региона в последнее время пользуется тонкий холоднокатаный материал, предназначенный для изготовления автомобильных кузовов и корпусов бытовой техники. По прогнозу китайской Федерации машиностроителей, в 2005 г. в стране будет выпущено около 5 млн. автомобилей, что на 20% превысит показатель предыдущего года и даст КНР возможность выйти на третье место в мире. При этом, действующие и строящиеся в стране предприятия не смогут полностью удовлетворить спрос национальной промышленности на высококачественную листовую сталь.
Именно по этой причине взлет китайского экспорта стали и превращение Китая в ее нетто-экспортера в четвертом квартале прошлого года мало волнует европейские, японские, корейские и прочие компании, поставляющие на тамошний рынок дорогостоящую продукцию с высокой добавленной стоимостью. А вот украинским предприятиям, находящимся в той же рыночной нише, что и китайцы, очевидно, придется столкнуться с ужесточением конкуренции.
В западных странах положение на рынке листовой стали пока остается стабильным. Местные компании поддерживают цены, примерно, на одном уровне (исключения – толстолистовая сталь и холоднокатаные рулоны в Европе), однако рассчитывают при этом на повышение стоимости своей продукции во втором квартале. С учетом того, что железная руда в текущем году в любом случае подорожает на десятки процентов, ничего иного производителям стали не остается.
Специальные сорта стали
Цены на нержавеющую сталь остались в целом стабильными в первую неделю февраля, если не считать небольшого понижения доплаты за содержание легирующих элементов на европейском рынке. Спрос на данную продукцию остается незначительным, т. к. потребители еще не успели израсходовать созданные в прошлом году запасы.
Производители пока что не ставят на повестку дня повышение базовых цен, хотя, по мнению аналитиков, при благоприятных условиях такая операция была бы возможной во второй половине текущего года. Однако не исключено, что поступление на рынок дополнительной продукции предприятий, которые вступят в строй в 2005 г., блокирует этот подъем.
Металлолом
Очередная неделя прошла без существенных изменений на рынке металлолома. Поставщики и потребители продолжают выжидать, рассчитывая на то, что их партнеры сдадутся раньше, и тогда появится возможность поднять или же понизить цены. Так что, и в начале февраля, как и прежде, материал 3А из стран СНГ предлагался по $240-250 за т C&F в Турции и $250-265 за т C&F в странах Восточной Азии. Европейские поставщики металлолома по состоянию на конец прошлой недели так же не добились повышения цен, хотя вероятность такого исхода их переговоров с металлургическими компаниями, по мнению аналитиков, остается высокой.
Экспортеры металлолома твердо рассчитывают на повышение цен во второй половине февраля, когда вновь вырастет деловая активность в странах Дальнего Востока. Правда, возможно, что ожидаемый подъем цен будет менее значительным, чем это представлялось еще недавно. Поставки металлолома на мировой рынок в последние месяцы оказались существенно выше прогнозируемых, так как увеличение стоимости этого сырья привело к расширению объема сборов по всему миру
Виктор Тарнавский, «Металл бюллетень. Украина»