Продав Стойленский ГОК, “Уникор” не стал акционером НЛМК
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
29.11.2004
Продав Стойленский ГОК, “Уникор” не стал акционером НЛМК
Новолипецкий меткомбинат не признает компании, близкие к предпринимателю Борису Иванишвили, своими акционерами. За 60% акций Стойленского ГОКа с ними расплатились не 15,5% акций комбината, а деньгами, утверждают представители НЛМК. Эксперты думают, что обмен мог не состояться, потому что стал не выгоден владельцам комбината.

Многие предлагали основному владельцу “Металлоинвеста” Борису Иванишвили выкупить у него акции обоих ГОКов, но тот не соглашался на деньги, а добивался именно доли в крупном металлургическом холдинге, рассказывает “Ведомостям” бывший топ-менеджер большой металлургической компании. Наконец подходящее предложение подвернулось: в феврале 2004 г. “Металлоинвест” и акционеры НЛМК объявили, что обменяют 59,8% акций Стойленского ГОКа на 15,5% акций НЛМК. В марте президент “Металлоинвеста” Дмитрий Гиндин сообщил, что обмен акциями состоялся, а структуры “Металлоинвеста” получили обещанную долю в НЛМК. В апреле он сам и его первый зам Михаил Сагалов вошли в совет директоров НЛМК.

Позже структуры, близкие к НЛМК, выкупили еще 33% у семьи экс-председателя совета директоров Стойленского ГОКа и 2,74% — у государства. На прошлой неделе комбинат объявил о полной консолидации 96% акций Стойленского ГОКа на своем балансе.

Как говорится в пресс-релизе, распространенном НЛМК, общая сумма сделок составила около $650 млн, при этом “состав группы акционеров, контролирующих НЛМК в результате реализации проекта по покупке Стойленского ГОКа, не изменился”. Представитель НЛМК Андрей Сидоров пояснил “Ведомостям”, что консолидация акций ГОКа “не предполагала передачи контроля над 15%-ным пакетом акций НЛМК сторонним инвесторам”. “Нам ничего не известно о том, чтобы структуры, близкие Борису Иванишвили, владели каким-либо значительным пакетом акций НЛМК”, — заявил он.

Объяснить, почему сделка прошла иначе, Сидоров не сумел. Представители “Уникора” в течение нескольких дней не смогли прокомментировать заявление НЛМК.

Если верить официальным материалам комбината, то с апреля 15,5% акций комбината все же поменяли собственника, причем даже дважды. 12 мая комбинат сообщил, что три кипрских офшора — Litman Investments Ltd, Omnilax Holdings и Aheron Investments Ltd (именно у них НЛМК в марте покупал контрольный пакет акций ГОКа), до этого несколько лет владевшие 25,17% акций комбината, вышли из уставного капитала НЛМК. При этом владельцами 15,5% акций НЛМК стали Anworth Investments Ltd, Henford Investments Ltd и Sobeval Management Ltd. В июле они перепродали 15,5% кипрской Merobel Investments Ltd. Кто стоит за этим офшором, “Ведомостям” выяснить не удалось.

Партнеры и конкуренты НЛМК и “Уникора” теряются в догадках, что же произошло. Источник, близкий к “Уникору”, предполагает, что у Лисина изначально был опцион на обратный выкуп 15,5% акций и тот мог воспользоваться своим правом. “Возможно, схема с обменом акций была лишь ширмой, прикрывавшей реальные денежные потоки”, — рассуждает топ-менеджер другой крупной металлургической группы. Еще один бизнесмен, знакомый и с Лисиным, и с Иванишвили, заявил “Ведомостям”, что сделка с акциями ГОКа закрывалась “за деньги” с самого начала и сумма сделки составила около $600 млн.

Эксперты предполагают, что обмен на акции стал невыгоден НЛМК. Когда “Металлоинвест” и НЛМК только объявили о сделке с акциями ГОКа, меткомбинат был сильно недооценен. Но вскоре после сделки НЛМК сильно подорожал (капитализация комбината в РТС с марта по ноябрь увеличилась почти в 1,5 раза до $6,2 млрд), напоминает Федор Трегубенко из Brunswick UBS. По оценке аналитика МДМ-банка Марии Гускаковой, весь ГОК целиком стоит около $500 млн, в то время как 15% акций НЛМК — более чем $900 млн. Руководитель металлургического холдинга напоминает, что НЛМК — один из самых привлекательных металлургических активов не только в России, но и в мире, по уровню прибыльности равных ему нет. “Обменивать акции НЛМК на пакет в ГОКе Лисину стало невыгодно. Поэтому нельзя исключить, что в последний момент он передумал и закрывал сделку за деньги”, — считает Трегубенко. “Было бы странно, если бы Лисин расстался с крупным пакетом акций в обмен на акции Стойленского ГОКа”, — согласен бизнесмен.
Юлия Федоринова, Ведомости

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: