Труба дело? |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
10.08.2004
Труба дело?
РОССИЙСКИЕ металлурги заявили, что повышают цены на свою продукцию, в первую
голову - на стальные трубы, главными потребителями которых являются нефтяники и
газовики. Конечно, проблема кроется не только в производстве труб, но и в
состоянии всей машиностроительной отрасли, явно предрасположенной к свертыванию
объемов выпуска оборудования для нефтегазового комплекса. Чтобы убедиться в
этом, совсем не обязательно углубляться в дебри этого важнейшего сектора рынка.
Достаточно побывать на любом месторождении Тюменского Севера и посмотреть, какая
техника там работает. Большая часть машин и труб - зарубежного выпуска. На одном
из транспортных предприятий Урая мне как-то с гордостью показывали громадный
бульдозер, сконструированный японцами для нефтяников. Даже служебный автопарк
почти полностью состоит из иномарок, как оказалось, более надежных в техническом
отношении и хорошо приспособленных к местным дорожным условиям. Что происходит?
Почему отечественная индустрия столь явно уступает зарубежной? Разве не мы
первыми в мире изобрели космический спутник и вывели корабль на околоземную
орбиту с человеком на борту? Кроме того, только с 1999 по 2001 год
машиностроителями было освоено производство около 700 видов нового оборудования
на ряде предприятий оборонного комплекса. Резкий спад наступил в последние годы.
В разных информационных источниках значится, что в 2002 году производство
отечественной техники, в том числе для нефтяной промышленности, снизилось на 18,
а в 2003 - почти на семь процентов. Специалисты считают, что конфликт между
производителями металла и его потребителями грозит превратиться в межотраслевую
войну. В ситуации, когда металл составляет в себестоимости готового механизма
30-35 процентов, заводам придется сокращать объемы производства. Дальше
поднимать цену на отечественную машиностроительную продукцию - некуда. Более
того, рост цен на металлопродукцию вызовет и рост цен на трубы
жилищно-коммунального хозяйства - не меньше чем на треть. Стало быть, в
очередной раз подскочат тарифы на услуги населению. Цепная реакция грозит
непредсказуемыми результатами. Однако вернемся к отношениям нефтяников и
машиностроителей. Из-за удорожания трубной продукции освоенцам недр придется
пересмотреть программы разработки запасов - потребуются большие инвестиционные
средства на разработку месторождений. Добыча станет дороже. Если стоимость труб
в ближайшее время вырастет на 30 процентов и будет продолжать расти до конца
года, это приведет к пересмотру всего объема финансирования нефтегазодобывающей
отрасли как минимум на ближайшие пять лет. Наконец, все это крайне отрицательно
скажется на экономике страны и на уровне жизни населения. В связи со сложившейся
ситуацией компании <ЛУКОЙЛ> <Сургутнефтегаз> и <ЮКОС> вынуждены были обратиться
в правительство. Нефтяники просили премьера рассмотреть возможность снижения или
полной отмены таможенных пошлин на импортные трубы. Правительство, конечно, не
может приказать ценам остановиться, но ему вполне по силам ввести экспортные
пошлины на металл, в зависимости от глубины его переработки. Таким образом,
диктуя свои ценовые условия, и металлурги, и машиностроители рубят сук, на
котором сидят. Чем выше цены, тем меньший спрос на их продукцию. Неспроста
производители труб и оборудования обижаются на нефтяников за то, что они
неохотно приобретают отечественное оборудование. Снижение закупок привело к
сокращению выпуска дизелей, буровых установок и многих наименований другого
оборудования, необходимого для топливно-энергетического комплекса.
Эксплуатационники, похоже, вовсе не настроены вести тяжбу с машиностроителями,
поэтому проторили дорожку к зарубежным поставщикам. Вот что говорит по этому
поводу советник аппарата Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и
связи Лариса Дмитриева; <Российские предприятия, испытывая трудности с
реализацией продукции, вынуждены сокращать ее производство, что не только
негативно сказывается на их функционировании, но и усиливает технологическую
зависимость нашего сырьевого комплекса от иностранной продукции. В условиях
рыночной экономики для поддержки российских предприятий необходимо создание
системы экономических стимулов...>. Экономические стимулы - это, разумеется,
очень важно, но я возьму на себя смелость дополнить высказывание советника, на
мой взгляд, не менее значимой фразой: <Качество нашего оборудования подчас не
выдерживает никакой критики>. Мне доводилось много раз брать интервью у
проходчиков Шаима. Так вот, монтируя буровую отечественного производства, им
приходилось заменять или заново переделывать целый ряд деталей ее конструкции.
Надо, видимо, учитывать еще и то, что высокая конкурентоспособность зарубежного
оборудования заключается не только в высоком качестве или низкой цене. Причина
еще и в том, что зарубежные компании способны обеспечить сопровождение
оборудования практически на всем протяжении его <жизни>. И цена его эксплуатации
тоже гораздо ниже, нежели отечественного. Конечно, не такие уж мы бестолковые,
чтобы не понимать серьезность сложившегося положения. Из него надо как-то
выходить, ведь если российские нефтяники добывают 10 процентов всей нефти в
мире, а газовики - 20% всего газа, то доля отечественных производителей
нефтегазового оборудования не превышает и трех процентов. По данным агентств
оборонной промышленности, созданные в процессе конверсии мощности по
производству оборудования для ТЭК используются менее чем наполовину. Например,
имеющиеся мощности <Уралтрансмаша> по выпуску 1500 станков-качалок в год
загружены только на 25 процентов, хотя предприятие имеет сертификат качества
Американского нефтяного института. По информации правительства Свердловской
области, на предприятиях региона в прошлом году сокращение производства
отдельных видов нефтегазового оборудования составило от 20 до 70 процентов. А
ведь мы можем, образно выражаясь, легко <заткнуть за пояс> западных конкурентов
в поставках нефтяного оборудования! Надо только немного постараться и
урегулировать, в первую очередь, монопольную ценообразовательную политику. Не
секрет, что на основе разработанных в оборонной промышленности технологий уже
внедряются в производство оборудование для повышения нефтеотдачи и импульсной
обработки скважин, техника для добычи нефти на шельфе и т. д. Целый ряд
предприятий оборонной промышленности готов к выпуску высокотехнологического
оборудования. Оно может и должно поставляться в российские нефтяные, газовые,
энергетические компании. Но если не принять срочных мер, то тот уровень
импортозамещения, который в последние годы был завоеван, может быть потерян.
Прежде всего - из-за высокой конкурентоспособности по качеству, техническому
уровню, потребительским свойствам, сервису, цене и кредитным возможностям
продукции зарубежных предприятий. Был недавно на нефтяном промысле. На Шаиме их
довольно много. Все статные, благоустроенные, как братья-близнецы. Обратил
внимание на аккуратно уложенные трубы в сторонке. Подошел поближе, посмотрел -
импортные. Боже мой, на кой черт надо было их везти из-за кордона, если сами
умеем делать намного лучше? Как-то неловко стало на душе. И обидно. Рядом -
парень в потертой спецовке что-то ломиком долбил в гусеницах нашего русского
трактора. Наверное <махина> сломалась. Но знаю, что он поедет. Обязательно
поедет.
голову - на стальные трубы, главными потребителями которых являются нефтяники и
газовики. Конечно, проблема кроется не только в производстве труб, но и в
состоянии всей машиностроительной отрасли, явно предрасположенной к свертыванию
объемов выпуска оборудования для нефтегазового комплекса. Чтобы убедиться в
этом, совсем не обязательно углубляться в дебри этого важнейшего сектора рынка.
Достаточно побывать на любом месторождении Тюменского Севера и посмотреть, какая
техника там работает. Большая часть машин и труб - зарубежного выпуска. На одном
из транспортных предприятий Урая мне как-то с гордостью показывали громадный
бульдозер, сконструированный японцами для нефтяников. Даже служебный автопарк
почти полностью состоит из иномарок, как оказалось, более надежных в техническом
отношении и хорошо приспособленных к местным дорожным условиям. Что происходит?
Почему отечественная индустрия столь явно уступает зарубежной? Разве не мы
первыми в мире изобрели космический спутник и вывели корабль на околоземную
орбиту с человеком на борту? Кроме того, только с 1999 по 2001 год
машиностроителями было освоено производство около 700 видов нового оборудования
на ряде предприятий оборонного комплекса. Резкий спад наступил в последние годы.
В разных информационных источниках значится, что в 2002 году производство
отечественной техники, в том числе для нефтяной промышленности, снизилось на 18,
а в 2003 - почти на семь процентов. Специалисты считают, что конфликт между
производителями металла и его потребителями грозит превратиться в межотраслевую
войну. В ситуации, когда металл составляет в себестоимости готового механизма
30-35 процентов, заводам придется сокращать объемы производства. Дальше
поднимать цену на отечественную машиностроительную продукцию - некуда. Более
того, рост цен на металлопродукцию вызовет и рост цен на трубы
жилищно-коммунального хозяйства - не меньше чем на треть. Стало быть, в
очередной раз подскочат тарифы на услуги населению. Цепная реакция грозит
непредсказуемыми результатами. Однако вернемся к отношениям нефтяников и
машиностроителей. Из-за удорожания трубной продукции освоенцам недр придется
пересмотреть программы разработки запасов - потребуются большие инвестиционные
средства на разработку месторождений. Добыча станет дороже. Если стоимость труб
в ближайшее время вырастет на 30 процентов и будет продолжать расти до конца
года, это приведет к пересмотру всего объема финансирования нефтегазодобывающей
отрасли как минимум на ближайшие пять лет. Наконец, все это крайне отрицательно
скажется на экономике страны и на уровне жизни населения. В связи со сложившейся
ситуацией компании <ЛУКОЙЛ> <Сургутнефтегаз> и <ЮКОС> вынуждены были обратиться
в правительство. Нефтяники просили премьера рассмотреть возможность снижения или
полной отмены таможенных пошлин на импортные трубы. Правительство, конечно, не
может приказать ценам остановиться, но ему вполне по силам ввести экспортные
пошлины на металл, в зависимости от глубины его переработки. Таким образом,
диктуя свои ценовые условия, и металлурги, и машиностроители рубят сук, на
котором сидят. Чем выше цены, тем меньший спрос на их продукцию. Неспроста
производители труб и оборудования обижаются на нефтяников за то, что они
неохотно приобретают отечественное оборудование. Снижение закупок привело к
сокращению выпуска дизелей, буровых установок и многих наименований другого
оборудования, необходимого для топливно-энергетического комплекса.
Эксплуатационники, похоже, вовсе не настроены вести тяжбу с машиностроителями,
поэтому проторили дорожку к зарубежным поставщикам. Вот что говорит по этому
поводу советник аппарата Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и
связи Лариса Дмитриева; <Российские предприятия, испытывая трудности с
реализацией продукции, вынуждены сокращать ее производство, что не только
негативно сказывается на их функционировании, но и усиливает технологическую
зависимость нашего сырьевого комплекса от иностранной продукции. В условиях
рыночной экономики для поддержки российских предприятий необходимо создание
системы экономических стимулов...>. Экономические стимулы - это, разумеется,
очень важно, но я возьму на себя смелость дополнить высказывание советника, на
мой взгляд, не менее значимой фразой: <Качество нашего оборудования подчас не
выдерживает никакой критики>. Мне доводилось много раз брать интервью у
проходчиков Шаима. Так вот, монтируя буровую отечественного производства, им
приходилось заменять или заново переделывать целый ряд деталей ее конструкции.
Надо, видимо, учитывать еще и то, что высокая конкурентоспособность зарубежного
оборудования заключается не только в высоком качестве или низкой цене. Причина
еще и в том, что зарубежные компании способны обеспечить сопровождение
оборудования практически на всем протяжении его <жизни>. И цена его эксплуатации
тоже гораздо ниже, нежели отечественного. Конечно, не такие уж мы бестолковые,
чтобы не понимать серьезность сложившегося положения. Из него надо как-то
выходить, ведь если российские нефтяники добывают 10 процентов всей нефти в
мире, а газовики - 20% всего газа, то доля отечественных производителей
нефтегазового оборудования не превышает и трех процентов. По данным агентств
оборонной промышленности, созданные в процессе конверсии мощности по
производству оборудования для ТЭК используются менее чем наполовину. Например,
имеющиеся мощности <Уралтрансмаша> по выпуску 1500 станков-качалок в год
загружены только на 25 процентов, хотя предприятие имеет сертификат качества
Американского нефтяного института. По информации правительства Свердловской
области, на предприятиях региона в прошлом году сокращение производства
отдельных видов нефтегазового оборудования составило от 20 до 70 процентов. А
ведь мы можем, образно выражаясь, легко <заткнуть за пояс> западных конкурентов
в поставках нефтяного оборудования! Надо только немного постараться и
урегулировать, в первую очередь, монопольную ценообразовательную политику. Не
секрет, что на основе разработанных в оборонной промышленности технологий уже
внедряются в производство оборудование для повышения нефтеотдачи и импульсной
обработки скважин, техника для добычи нефти на шельфе и т. д. Целый ряд
предприятий оборонной промышленности готов к выпуску высокотехнологического
оборудования. Оно может и должно поставляться в российские нефтяные, газовые,
энергетические компании. Но если не принять срочных мер, то тот уровень
импортозамещения, который в последние годы был завоеван, может быть потерян.
Прежде всего - из-за высокой конкурентоспособности по качеству, техническому
уровню, потребительским свойствам, сервису, цене и кредитным возможностям
продукции зарубежных предприятий. Был недавно на нефтяном промысле. На Шаиме их
довольно много. Все статные, благоустроенные, как братья-близнецы. Обратил
внимание на аккуратно уложенные трубы в сторонке. Подошел поближе, посмотрел -
импортные. Боже мой, на кой черт надо было их везти из-за кордона, если сами
умеем делать намного лучше? Как-то неловко стало на душе. И обидно. Рядом -
парень в потертой спецовке что-то ломиком долбил в гусеницах нашего русского
трактора. Наверное <махина> сломалась. Но знаю, что он поедет. Обязательно
поедет.