Казахстан как козырь в рукаве у хозяев “Испата”
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
22.06.2004
Казахстан как козырь в рукаве у хозяев “Испата”
Корпорация “Испат Интернэшнл”, являющаяся хозяином ОАО “Испат-Кармет”, судя по ходу и результатам ее деятельности на территории Казахстана, относится к нашей стране так, как какая-нибудь метропольная британская компания относилась к колониальной территории. В этой связи вспоминается, к примеру, опыт отношения английской Восточно-Индийской компании (The English East India Company) к странам Азии. В частности - к той же Индии, откуда родом владелец “Испат Интернэшнл” Лакшми Миттал. Когда-то индийцы как колонизированная нация терпели угнетения от британской метрополии, а теперь ее представитель, обосновавшись в той же Британии, устраивает произвол уже в духе неоколониализма таким вновь появившимся на политической карте мира новым независимым государствам третьего мира, как Республика Казахстан. Когда-то Советский Союз, куда входила и Казахская ССР, оказывая братскую помощь Индии в создании своей сталелитейной промышленности, построила там в городе Бхилай металлургический завод, а теперь выходец из этой страны, заполучив в собственность в казахстанском Темиртау построенный в советский период комбинат, управляет им как заблагорассудится. Да, такова ирония судьбы и воля истории.

Именно колониальный характер произвола от этой компании в том и заключается, что ее представители в своих действиях ничем не гнушаются. То есть для них в Казахстане нет никаких не только ограничений, но и просто границ. Такая формулировка применима с точки зрения не только юридической и деловой, но и также элементарной этической. К примеру, в своих беседах с британскими журналистами индийские менеджеры “Испат Интернешнл” становятся в позу оказавшихся в дикой Азии европейских бизнесменов с безупречной репутацией и начинают жаловаться на то, в какой же ужасной коррупционной среде им в Казахстане приходится работать. И это при той очевидности, что тут у нас крупнейшие инвесторы типа этой компании, как правило, сами занимаются беспределом в отношении местных правил и норм, поскольку предоставленные им в реальности условия таковы, что вплоть до правительственного уровня никто им не указ.

А бывает иногда так, что и правительство при противостоянии им с позиции государственных интересов оказывается побежденным и униженным. В последний раз такой факт имел место на состоявшемся 4 июня с.г. в Мангыстауской области выездном заседании Совета иностранных инвесторов, когда руководитель Евразийской группы А.Машкевич поставил перед председательствовавшим там главой государства ребром вопрос о неприемлемости (для своего бизнеса, надо полагать) постановления Антимонопольного комитета и министерства транспорта о повышении тарифов на перевозку сырья, и оно тут же было отменено. И таким образом лишний раз было доказано, что крупный капитал у нас в стране бывает неподвластным даже правительству.

Конечно, это вовсе не означает того, что у нас коррупции нет. Ее тут хватает с избытком. Но иностранные киты экономики Казахстана ей практически неподвластны. Более того, если даже коррупция в отношении них все же наличествует, то не они вынуждены обслуживать ее, а она является их беспрекословной слугой и палочкой-выручалочкой, позволяющей им обходить все существующие на месте законы и нормы.

Если говорить конкретно об “Испате”, надо отметить тот факт, что лично президент Н.Назарбаев неоднократно публично нахваливал его. Казахстанские менеджеры “Испат-Кармета” и Л.Миттал, их проживающий в Лондоне хозяин, имеют прямой доступ к главе Республики Казахстан и премьер-министру страны. И разве можно поверить в то, что кто-то тут у нас, кем бы он ни был по должности или общественному положению, посмеет потребовать от этих индийцев что-то противозаконное. Такой человек еще, так сказать, не родился. Индийцы из “Испата” прекрасно осознают исключительность своего положения в Казахстане именно в силу чрезвычайной благосклонности его официальных властей.

Но они именно их в первую очередь и дискредитируют в глазах Запада с тем, чтобы возвысить за счет этого себя: они там, мол, такие чуждые цивилизации варвары, а мы такие хорошие, такие цивильные. Чем больше наше чиновничество для блага “Испата” в Казахстане старается, тем больше и чаще индийские менеджеры из этой компании выставляют его извращенным коррупцией. Такая линия поведения противоречит элементарным человеческим нормам. И оно было бы непонятно, если бы не знать истинную цену отношения “Испата” к Казахстану и его властям. А заключается она, по всей видимости, в том, что в этой корпорации не видят необходимости относиться к нашей стране в целом по-человечески. Помните, сколько было в свое время разговоров о том, как много настрадался индийский народ от подобного высокомерия своих колонизаторов. Теперь его кое-какие представители практикуют аналогичное положение уже в отношении третьих стран и народов. В частности – Казахстана и казахстанцев. Это – с одной стороны.

С другой стороны, кому-кому, а именно им не пристало бы говорить британцам о коррумпированности других в то время, когда в той же Великобритании и Западной Европе в целом становятся известными неприглядные обстоятельства, сопутствовавшие приходу корпорации “Испат Интернэшнл” именно в Казахстан. Как говорится, чья бы корова мычала, а ваша бы молчала… О чем речь? Летом 2002 года в британских СМИ с подачи немца Йоханнеса Ситтарда разразился коррупционный скандал, связанный, с одной стороны, с “Испат Интернэшнл”, а с другой – базирующейся в основном в Казахстане Евразийской группой.

Речь шла о закулисной стороне обстоятельств приобретения индийцами Карметкомбината, имевших место 9 лет тому назад. Д-р Й.Ситтард являлся человеком номер два в стальной империи Л.Миттала в 1995-2001 г.г. И в этом качестве он в 1995 году участвовал в переговорах, имевших целью покупку гигантского металлургического комбината в Темиртау за $350 млн. Спустя 7 лет он заявил, что Л.Миттал дал посредникам миллионы долларов в качестве “специальных комиссионных” с тем, чтобы облегчить приобретение этого сталелитейного предприятия. Й.Ситтард сказал журналистам, что в качестве ходоков между “Испатом” и руководством РК им использовались люди из Евразийской группы. И что он принял условие выплатить им гигантское по размеру комиссионное вознаграждение за это. Однако конкретную сумму не назвал. Только признался так: “Мы выплачивали определенные комиссионные некоторый период времени за услуги, которые они предоставляли на начальном этапе процесса, поскольку очень важно было получить помощь в отношении местных властей и налоговых вопросов”. Когда журналисты сообщили ему о том, что им говорили о комиссионных в размере $100 млн., Й.Ситтард не стал оспаривать это. Просто ответил: “Это была значительная сумма”.

В своей специальной передаче от 24 июля 2002 года телеканал Би-Би-Си сообщил, что три ведущих деятеля Евразийской группы были также обвинены в Бельгии в отмывании денег. Но и это не все. Имена этой же группы бизнесменов, состоящей из уроженцев соседних с Казахстаном республик, Узбекистана и Кыргызстана, упоминались в этой же стране и в связи с делом “Трактебеля”. Этой бельгийской компании Евразийская группа, оказывается, тоже помогала внедриться со своим бизнесом в казахстанскую экономическую систему. И также не безвозмездно. К примеру, как сообщалось в Бельгии, в случае с получением бельгийцами концессии на управление газопроводом длиной 8 тыс. км “эти казахские партнеры” получили бесплатно 45% акций предприятия, созданного “Трактебелем” в Казахстане.

То есть самую настоящую коррупцию в нашей стране насаждают в первую очередь те, кто приезжает сюда извне и желает любой ценой получить самые доходные объекты здешней экономики. Потом они же еще воротят нос от казахстанской реальности, заявляя о крайней коррупционности здешней среды.

В холдинге г-на Л.Миттала факт передачи ”евразийцам” из Казахстана $100 млн. отрицать перед британскими журналистами не стали. Но там теперь придерживаются такой версии, что все эти деньги были вовсе не комиссионным вознаграждением, а являлись платой за поставку железной руды и энергии на Карметкомбинат. Проверить ее достоверность не представляется возможным постольку, поскольку холдинг Л.Миттала зарегистрирован в офшорной зоне и британским или иным нормальным западным налоговым службам не подотчетен. Итак, передача $100 млн. вроде как все же имела место. Бывший высокопоставленный служащий ”Испата” Й.Ситтард, ведший переговоры о приобретении Карметкомбината, открыто признает, что это было вознаграждение за оказание конфиденциальных услуг.

Они в том виде, в каком их характер описывается этим человеком, спокойно попали бы под действие принятого сейчас в Казахстане антикоррупционного законодательства. Но именно “Испат Интернэшнл” запросил и получил эти самые услуги. Они заключаются в максимальном удешевлении цены покупаемых в Казахстане объектов и организации налоговых льгот в обход действующих в стране норм. “Испат Интернэшнл” получил не только один из крупнейших в бывшем СССР металлургических комбинатов, но и также полтора десятка шахт с лучшим в мире коксующимся углем и промышленный комплекс с отменным железорудным месторождением.

Благо, если бы он предполагал пустить потенциал этих вспомогательных объектов на расширение и, главное, совершенствование основного производства в Темиртау. Но нет. Даже сейчас, спустя 9 лет после прихода индийского инвестора, “продукция, производимая ОАО "Испат-Кармет", является продукцией низкого передела, что, соответственно, отрицательно влияет на ее конкурентоспособность по сравнению с продукцией таких металлургических комбинатов, как "Магнитогорский металлургический комбинат", "Челябинский металлургический комбинат", "Орско-Халиловский металлургический комбинат" и др.” (жирным выделены справочные данные из “Плана развития Республиканского государственного предприятия “Актауский морской порт” на 2003-2005 годы”). То есть тот факт, что уровень технологического развития на Карметкомбинате значительно ниже, чем на аналогичных производствах России, признается в Казахстане официально. Чем ниже передел продукции, тем она дешевле. И тем меньше комбинат приносит прибыли своим хозяевам и налогов и иных платежей в казну государству. Почему “Испат Интернэшнл” такая ситуация не беспокоит – в общем-то понятно. Значит, долгосрочные стратегические интересы индийского сталелитейного барона не предполагают технологического углубления производственного процесса на Карметкомбинате. Он не думает доводить его даже до уровня принятого без всяких там иностранных инвесторов уже давно на уральских металлургических заводах России. Так какой же был смысл Казахстану приводить сюда “Испат Интернэшнл”?! И почему наше правительство терпит такое безобразное положение? Непонятно. Но зато уже давно стало понятно другое. Л.Миттал и его холдинг явно рассматривают Казахстан не как страну, куда они пришли делать производственные инвестиции по взаимному интересу. Нет. Они, по всем данным, относятся к Казахстану как к стране, чьи административно-политические и сырьевые ресурсы можно самым беззастенчивым образом приспосабливать к своим глобальным стратегическим интересам. Эти ресурсы индийцы из “Испата” без стеснения предъявляют в качестве своих собственных козырей на переговорах по различным проектам и сделкам со своими партнерами в Западной и Восточной Европе, Китае, Иране. Сейчас уже, к примеру, карагандинские шахты, находящиеся в собственности “Испата”, снабжают углем по принятым внутри холдинга условиям купленный этими же индийцами в Румынии металлургический комбинат.

На переговорах по его приобретению в свое время на стороне “Испата” не раз и не два возникали аргументы, связанные с государственно-политическими и сырьевыми ресурсами Республики Казахстан. Скоро карагандинский коксующийся уголь может начинать поставляться в больших объемах, но вовсе не по международным ценам, и в Польшу, где “Испат” также приобрел сталелитейные заводы. Так наша страна все больше вживается в роль козыря в рукаве у хозяев “Испат Интернэшнл” при ведении ими дел с третьими сторонами и странами.


Канат Егембердиев Навигатор

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

    Установите мобильное приложение Metaltorg: