Дерипаска объявляет новую войну глобальным трейдерам |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
11.06.2004
Дерипаска объявляет новую войну глобальным трейдерам
"Русал" планирует резкое увеличение производства алюминия и одновременный отказ от услуг "глобальных трейдеров". Компания намерена расширить сотрудничество с производителями, которым и будет продавать свой металл. Это рискованная стратегия, но в случае ее реализации "Русал" сможет изменить мировой алюминиевый баланс в свою пользу.
"Мы собираемся отказаться от услуг глобальных трейдеров, - заявил финансовый директор компании "Русский алюминий" Владислав Соловьев, - и перейти к прямым поставкам конечным потребителям". Фактически это - объявление новой торговой войны, с такой же начиналась история компании. Только сейчас это будет схватка за мировое господство. В этом году все предприятия "Русала" произведут 2.6 млн. тонн алюминия. Это около 10% мирового производства и, как рассчитывают в компании, хорошая стартовая площадка для глобальной экспансии. В ближайшие годы здесь намерены довести объемы производства на своих крупнейших комбинатах - Братском, Красноярском и Саяногорском - до отметки 1 млн. тонн в год.
В Саяногорске уже началось строительство второй серии алюминиевого завода, с поста директора которого начинал завоевание российской алюминиевой отрасли Олег Дерипаска. Нынешний директор завода Олег Буркацкий рассчитывает, что к 2007 году 4 новых корпуса САЗа будут выпускать до 400 тыс. тонн алюминия в год. Голубая мечта директора - сделать САЗ станет крупнейшим в мире алюминиевым заводом. Сейчас на первом и втором месте - соответственно Братский и Красноярский заводы. "Я знаю их планы реконструкции, - поделился Буркацкий, - мы сможем опередить их". Таким образом, только три флагмана "Русала" в 2010 году должны произвести 3 млн. тонн алюминия. К ним добавятся мощности еще нескольких проектируемых заводов. Это должно превратить "Русал" в мирового лидера по производству и экспорту алюминия.
Доля экспорта в общем балансе "Русала" сейчас составляет 90%. Российский спрос, считают в компании, будет следовать "траектории имени удвоения ВВП" - то есть расти на 6-8% в год. "В мире спрос будет расти гораздо быстрее", - уверены аналитики международной консалтинговой компании CRU.
Таким образом, нынешние планы "Русала" означают наращивание глобального присутствия за счет использования главного российского преимущества - дешевой электроэнергии. "Электрические затраты" в общем производстве алюминия составляют в России не более 30%, а в мире - около 40%.
Основная головная боль "Русала" - глинозем. Его доля в издержках российских компаний составляет не менее 40%, что в случае продолжения роста цен на мировом рынке угрожает подорвать экспансионистские планы компании. Сейчас около 40% баланса компании покрывается за счет приобретения глинозема на стороне. Совсем недавно компания получила серьезный удар от одного из глобальных трейдеров - Glencore, который смог вырвать у "Русала" глиноземное предприятие на Ямайке. Означает ли это, что "Русал" оказался вовлечен в "сложное стратегическое взаимодействие противоположных сторон", на обычном языке именуемое войной? "Мы не думаем, что Glencore играет с нами такие "игры", - считает глава глиноземного дивизиона "Русала" Стив Ходжсон. По его мнению, это просто рыночная конкуренция за источники сырья.
Постоянный рост цен на глинозем заставляет "Русал" предельно жестко отстаивать свое единственное преимущество - цены на электричество. "Европейский опыт показывает, - говорят в CRU, - что наличие долгосрочного договора на поставку электроэнергии - основа жизнеспособности алюминиевого бизнеса. Те предприятия, которые не заключили договоры на поставку электроэнергии на 5-15 лет, оказались в Европе в сложном положении, когда тарифы начали расти".
В этой ситуации "Русал" решил сделать еще один рискованный шаг. Здесь намерены радикально изменить номенклатуру продукции и сделать ставку на сплавы - более дорогостоящую продукцию, имеющую гораздо более узкий рынок сбыта. С нынешних 15% доля сплавов должна вырасти до 50%.
"Мы собираемся отказаться от услуг глобальных трейдеров, - заявил финансовый директор компании "Русский алюминий" Владислав Соловьев, - и перейти к прямым поставкам конечным потребителям". Фактически это - объявление новой торговой войны, с такой же начиналась история компании. Только сейчас это будет схватка за мировое господство. В этом году все предприятия "Русала" произведут 2.6 млн. тонн алюминия. Это около 10% мирового производства и, как рассчитывают в компании, хорошая стартовая площадка для глобальной экспансии. В ближайшие годы здесь намерены довести объемы производства на своих крупнейших комбинатах - Братском, Красноярском и Саяногорском - до отметки 1 млн. тонн в год.
В Саяногорске уже началось строительство второй серии алюминиевого завода, с поста директора которого начинал завоевание российской алюминиевой отрасли Олег Дерипаска. Нынешний директор завода Олег Буркацкий рассчитывает, что к 2007 году 4 новых корпуса САЗа будут выпускать до 400 тыс. тонн алюминия в год. Голубая мечта директора - сделать САЗ станет крупнейшим в мире алюминиевым заводом. Сейчас на первом и втором месте - соответственно Братский и Красноярский заводы. "Я знаю их планы реконструкции, - поделился Буркацкий, - мы сможем опередить их". Таким образом, только три флагмана "Русала" в 2010 году должны произвести 3 млн. тонн алюминия. К ним добавятся мощности еще нескольких проектируемых заводов. Это должно превратить "Русал" в мирового лидера по производству и экспорту алюминия.
Доля экспорта в общем балансе "Русала" сейчас составляет 90%. Российский спрос, считают в компании, будет следовать "траектории имени удвоения ВВП" - то есть расти на 6-8% в год. "В мире спрос будет расти гораздо быстрее", - уверены аналитики международной консалтинговой компании CRU.
Таким образом, нынешние планы "Русала" означают наращивание глобального присутствия за счет использования главного российского преимущества - дешевой электроэнергии. "Электрические затраты" в общем производстве алюминия составляют в России не более 30%, а в мире - около 40%.
Основная головная боль "Русала" - глинозем. Его доля в издержках российских компаний составляет не менее 40%, что в случае продолжения роста цен на мировом рынке угрожает подорвать экспансионистские планы компании. Сейчас около 40% баланса компании покрывается за счет приобретения глинозема на стороне. Совсем недавно компания получила серьезный удар от одного из глобальных трейдеров - Glencore, который смог вырвать у "Русала" глиноземное предприятие на Ямайке. Означает ли это, что "Русал" оказался вовлечен в "сложное стратегическое взаимодействие противоположных сторон", на обычном языке именуемое войной? "Мы не думаем, что Glencore играет с нами такие "игры", - считает глава глиноземного дивизиона "Русала" Стив Ходжсон. По его мнению, это просто рыночная конкуренция за источники сырья.
Постоянный рост цен на глинозем заставляет "Русал" предельно жестко отстаивать свое единственное преимущество - цены на электричество. "Европейский опыт показывает, - говорят в CRU, - что наличие долгосрочного договора на поставку электроэнергии - основа жизнеспособности алюминиевого бизнеса. Те предприятия, которые не заключили договоры на поставку электроэнергии на 5-15 лет, оказались в Европе в сложном положении, когда тарифы начали расти".
В этой ситуации "Русал" решил сделать еще один рискованный шаг. Здесь намерены радикально изменить номенклатуру продукции и сделать ставку на сплавы - более дорогостоящую продукцию, имеющую гораздо более узкий рынок сбыта. С нынешних 15% доля сплавов должна вырасти до 50%.