Как не потерять $3,3 млрд (За монгольским долгом Россия должна прийти сама) |
Новости | Аналитика и цены | Металлоторговля | Доска объявлений | Подписка | Реклама | |||||
18.12.2002
Как не потерять $3,3 млрд (За монгольским долгом Россия должна прийти сама)
31 декабря закончится срок действия соглашения об учреждении российско-монгольского совместного предприятия "Эрдэнэт" - одного из крупнейших в мире производителей меди. Уже сегодня известно, что до конца года никакого нового документа сторонами подписано не будет. Между тем новое соглашение могло бы частично решить проблему компенсации России расходов, понесенных в Монголии начиная с советских времени. Да и никакой иной программы реструктуризации монгольского долга пока так и не выработано. В результате Россия, вложившая в разведку недр Монголии значительные суммы, вскоре может остаться просто ни с чем.
Фраза "Монголия обязана жизнью Советскому Союзу" - не преувеличение. Все, что когда-либо было построено и разведано в этой стране в прошлом веке, было сделано на деньги и силами СССР: помощь "большого брата" составляла 40% национального дохода Монголии. 100% поисковых и геологоразведочных работ в стране также выполнялись нашими специалистами. Теперь на Монголии "висит" долг перед Советским Союзом в $11 млрд, правопреемником которого является Россия. Наша страна согласилась реструктурировать 70% долга. Однако оставшиеся $3,3 млрд Россия, как просит того Монголия, списывать не намерена.
Вернуть такой долг с помощью денежных выплат Монголия неспособна. В результате кредитор может рассчитывать либо на получение в собственность акций монгольских компаний, либо на права на разработку полезных ископаемых (которые Россия в свое время сама же и открыла).
На первый взгляд, наша страна довольно активно присутствует в Монголии. Сейчас в стране работают 265 совместных российско-монгольских предприятий, несколько самых крупных из них (комбинат по производству медного концентрата "Эрдэнэт", "Монголросцветмет" - компания по добыче плавикового шпата, угля и золота, и "Улан-Баторские железные дороги") обеспечивают 60% экспорта Монголии и 40% ее ВНП. Более того: с началом нового века проблема Монголии впервые за много лет стала обсуждаться на уровне российского правительства. В 2000 г. Монголию посетил Владимир Путин - а ведь после визита Леонида Брежнева в 1974 г. к нашему соседу из российских руководителей не приезжал никто. В марте 2002 г. в Монголии побывал премьер-министр Михаил Касьянов.
Целью обоих визитов было именно намерение разобраться с монгольским долгом. И если президент Путин это намерение просто продекларировал, то премьер Касьянов был гораздо конкретнее в своих высказываниях: он предложил Монголии покончить с долгом, передав во владение России свои доли в перспективных российско-монгольских СП. Впрочем, по мнению премьер-министра, есть еще вариант "конвертации долга в инвестиции" - при строительстве российских трубопроводов через Монголию в Китай.
Однако с того момента никто - ни правительство, ни заинтересованные во владении добывающими компаниями Монголии предприятия России - идею Касьянова так и не развил.
Медная доля
Это тем более странно, что сегодня - самое время, в духе пожеланий правительства России, заняться приватизацией, например, монгольско-российского СП "Эрдэнэт", одного из крупнейших в мире производителей меди.
Срок действия соглашения об этом СП истекает совсем скоро - 31 декабря 2002 г. Заключение нового соглашения было бы очень удобным поводом для передачи монгольской доли в управление России. "Вариант конвертации долга в акции СП действительно очень перспективен", - считает специалист департамента стран Азии и Африки Минэкономразвития Артем Николаев. Скорее всего реально вести речь об увеличении российской доли в уставном капитале с 49% до 74%, как предложил в марте Михаил Касьянов. Как сказал "Фокусу" один из разработчиков нового соглашения, "переговоры об этом пока ведутся, но никакого решения еще не принято".
Проблема в том, что соглашение разрабатывается очень медленно. По словам разработчиков документа из Минэкономразвития, дело слишком сильно тормозится из-за ряда юридических сложностей. Например, за время действия предыдущего соглашения госпредприятие "Зарубежцветмет" стало акционерным обществом, а по закону, чтобы и дальше исполнять функции представителя России в совместном предприятии, оно должно получить на это разрешение Минимущества. Таких препятствий накопилось слишком много.
Однако без нового соглашения Россия не сможет не только увеличить свою долю в СП, но и получить от предприятия прибыль, намного превышающую ту, которой довольствуется сегодня (за 1999-2000 гг. российское ВО "Зарубежцветмет" получило немногим более $3 млн дивидендов, в 2002 г. они должны составить около $9 млн). "Работать без нового соглашения мы будем, однако долго это продолжаться не может, - уверен пресс-секретарь ВО "Зарубежцветмет" Сергей Свистунов. - Часть положений старого соглашения не соответствует рыночным условиям".
По словам Свистунова, у "Эрдэнэта" до сих пор нет даже акций - только распределенные между российской и монгольской стороной доли уставного капитала. Без нового соглашения выпуск акций невозможен. А без наличия акций РФФИ не может продать 15%-ную долю комбината, несмотря на то что на нее есть претенденты - "Норильский никель" и особенно Уральская горно-металлургическая компания, в условиях дефицита медного сырья в России заинтересованная в управлении меднодобывающей компанией Монголии. И уж тем более нельзя говорить ни о какой конвертации долга Монголии в акции СП, которых нет.
Кроме того, по условиям старого контракта Россия до сих пор не может влиять на сбытовую политику "Эрдэнэта". До начала 1990-х гг. в этом, собственно, не было необходимости - Монголия поставляла всю продукцию комбината в СССР. Но теперь более 80% медного и молибденового концентрата закупает Китай. России, естественно, снабжать Китай полуфабрикатом - медным концентратом с "Эрдэнэта", развивая тем самым конкурентов - медноперерабатывающую промышленность КНР, совершенно не хочется.
Однако объемы поставок в КНР год от года растут по двум причинам. Во-первых, потому, что медный концентрат монгольского производства российским предприятиям покупать сложно - из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки они еще ни разу за последние 10 лет не выбирали установленную для них квоту закупок (она составляет 140 000 т). Во-вторых, потому, что и за те небольшие объемы поставок меди, что были, российская сторона с "Эрдэнэтом" рассчитывалась весьма неохотно. На том, что кроме соглашения от 1973 г. нет никаких документов, прописывающих порядок поставок с "Эрдэнэта" в Россию, российские компании-импортеры сделали неплохой бизнес. Схема их работы была до слез проста: они закупали медный концентрат в Монголии, однако комбинату денег не платили. "Сейчас больше 50% задолженности за поставки концентрата, - говорит аудитор Счетной палаты России Михаил Бесхмельницын (он проводил проверку деятельности "Эрдэнэта" за 1999-2000 гг.), - является просроченной и возврату не подлежит".
После мартовских предложений Михаила Касьянова, по мнению представителя ВО "Зарубежцветмет" Сергея Свистунова, "время на монгольской стороне". "Теперь едва ли монголы пойдут на то, чтобы отдать нам акции "Эрдэнэта". Если и будут какие-то акции - то только "лежачих" совместных предприятий", - считает он. Так что, если Россия хочет заполучить еще немного "Эрдэнэта", ей явно нужно проводить более настойчивую политику в Монголии. И делать это быстро.
Газопровод: через Монголию в никуда
Однако если по "Эрдэнэту" ведется хоть какая-то работа, благодаря чему УГМК и "Норильский никель" продолжают рассматривать его в качестве одного из перспективных объектов инвестиций, то в отношении другой составляющей российско-монгольских экономических отношений - строительства трубопроводов в Монголии - дела обстоят совсем неопределенно.
Планы протянуть ветку в Китай из России через Монголию разрабатывались в "Газпроме" и "ЮКОСе". Это наиболее короткий путь до Китая. Обычно страна, по территории которой планируется вести трубопровод, настаивает на своем участии в проекте. Монголия - это такое государство, с которым, в качестве компенсации долгов, можно не только не делиться долей в проекте, но и получить льготные тарифы за транзит углеводородов через ее территорию.
Окончание статьи в журнале "Русский Фокус"
Фраза "Монголия обязана жизнью Советскому Союзу" - не преувеличение. Все, что когда-либо было построено и разведано в этой стране в прошлом веке, было сделано на деньги и силами СССР: помощь "большого брата" составляла 40% национального дохода Монголии. 100% поисковых и геологоразведочных работ в стране также выполнялись нашими специалистами. Теперь на Монголии "висит" долг перед Советским Союзом в $11 млрд, правопреемником которого является Россия. Наша страна согласилась реструктурировать 70% долга. Однако оставшиеся $3,3 млрд Россия, как просит того Монголия, списывать не намерена.
Вернуть такой долг с помощью денежных выплат Монголия неспособна. В результате кредитор может рассчитывать либо на получение в собственность акций монгольских компаний, либо на права на разработку полезных ископаемых (которые Россия в свое время сама же и открыла).
На первый взгляд, наша страна довольно активно присутствует в Монголии. Сейчас в стране работают 265 совместных российско-монгольских предприятий, несколько самых крупных из них (комбинат по производству медного концентрата "Эрдэнэт", "Монголросцветмет" - компания по добыче плавикового шпата, угля и золота, и "Улан-Баторские железные дороги") обеспечивают 60% экспорта Монголии и 40% ее ВНП. Более того: с началом нового века проблема Монголии впервые за много лет стала обсуждаться на уровне российского правительства. В 2000 г. Монголию посетил Владимир Путин - а ведь после визита Леонида Брежнева в 1974 г. к нашему соседу из российских руководителей не приезжал никто. В марте 2002 г. в Монголии побывал премьер-министр Михаил Касьянов.
Целью обоих визитов было именно намерение разобраться с монгольским долгом. И если президент Путин это намерение просто продекларировал, то премьер Касьянов был гораздо конкретнее в своих высказываниях: он предложил Монголии покончить с долгом, передав во владение России свои доли в перспективных российско-монгольских СП. Впрочем, по мнению премьер-министра, есть еще вариант "конвертации долга в инвестиции" - при строительстве российских трубопроводов через Монголию в Китай.
Однако с того момента никто - ни правительство, ни заинтересованные во владении добывающими компаниями Монголии предприятия России - идею Касьянова так и не развил.
Медная доля
Это тем более странно, что сегодня - самое время, в духе пожеланий правительства России, заняться приватизацией, например, монгольско-российского СП "Эрдэнэт", одного из крупнейших в мире производителей меди.
Срок действия соглашения об этом СП истекает совсем скоро - 31 декабря 2002 г. Заключение нового соглашения было бы очень удобным поводом для передачи монгольской доли в управление России. "Вариант конвертации долга в акции СП действительно очень перспективен", - считает специалист департамента стран Азии и Африки Минэкономразвития Артем Николаев. Скорее всего реально вести речь об увеличении российской доли в уставном капитале с 49% до 74%, как предложил в марте Михаил Касьянов. Как сказал "Фокусу" один из разработчиков нового соглашения, "переговоры об этом пока ведутся, но никакого решения еще не принято".
Проблема в том, что соглашение разрабатывается очень медленно. По словам разработчиков документа из Минэкономразвития, дело слишком сильно тормозится из-за ряда юридических сложностей. Например, за время действия предыдущего соглашения госпредприятие "Зарубежцветмет" стало акционерным обществом, а по закону, чтобы и дальше исполнять функции представителя России в совместном предприятии, оно должно получить на это разрешение Минимущества. Таких препятствий накопилось слишком много.
Однако без нового соглашения Россия не сможет не только увеличить свою долю в СП, но и получить от предприятия прибыль, намного превышающую ту, которой довольствуется сегодня (за 1999-2000 гг. российское ВО "Зарубежцветмет" получило немногим более $3 млн дивидендов, в 2002 г. они должны составить около $9 млн). "Работать без нового соглашения мы будем, однако долго это продолжаться не может, - уверен пресс-секретарь ВО "Зарубежцветмет" Сергей Свистунов. - Часть положений старого соглашения не соответствует рыночным условиям".
По словам Свистунова, у "Эрдэнэта" до сих пор нет даже акций - только распределенные между российской и монгольской стороной доли уставного капитала. Без нового соглашения выпуск акций невозможен. А без наличия акций РФФИ не может продать 15%-ную долю комбината, несмотря на то что на нее есть претенденты - "Норильский никель" и особенно Уральская горно-металлургическая компания, в условиях дефицита медного сырья в России заинтересованная в управлении меднодобывающей компанией Монголии. И уж тем более нельзя говорить ни о какой конвертации долга Монголии в акции СП, которых нет.
Кроме того, по условиям старого контракта Россия до сих пор не может влиять на сбытовую политику "Эрдэнэта". До начала 1990-х гг. в этом, собственно, не было необходимости - Монголия поставляла всю продукцию комбината в СССР. Но теперь более 80% медного и молибденового концентрата закупает Китай. России, естественно, снабжать Китай полуфабрикатом - медным концентратом с "Эрдэнэта", развивая тем самым конкурентов - медноперерабатывающую промышленность КНР, совершенно не хочется.
Однако объемы поставок в КНР год от года растут по двум причинам. Во-первых, потому, что медный концентрат монгольского производства российским предприятиям покупать сложно - из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки они еще ни разу за последние 10 лет не выбирали установленную для них квоту закупок (она составляет 140 000 т). Во-вторых, потому, что и за те небольшие объемы поставок меди, что были, российская сторона с "Эрдэнэтом" рассчитывалась весьма неохотно. На том, что кроме соглашения от 1973 г. нет никаких документов, прописывающих порядок поставок с "Эрдэнэта" в Россию, российские компании-импортеры сделали неплохой бизнес. Схема их работы была до слез проста: они закупали медный концентрат в Монголии, однако комбинату денег не платили. "Сейчас больше 50% задолженности за поставки концентрата, - говорит аудитор Счетной палаты России Михаил Бесхмельницын (он проводил проверку деятельности "Эрдэнэта" за 1999-2000 гг.), - является просроченной и возврату не подлежит".
После мартовских предложений Михаила Касьянова, по мнению представителя ВО "Зарубежцветмет" Сергея Свистунова, "время на монгольской стороне". "Теперь едва ли монголы пойдут на то, чтобы отдать нам акции "Эрдэнэта". Если и будут какие-то акции - то только "лежачих" совместных предприятий", - считает он. Так что, если Россия хочет заполучить еще немного "Эрдэнэта", ей явно нужно проводить более настойчивую политику в Монголии. И делать это быстро.
Газопровод: через Монголию в никуда
Однако если по "Эрдэнэту" ведется хоть какая-то работа, благодаря чему УГМК и "Норильский никель" продолжают рассматривать его в качестве одного из перспективных объектов инвестиций, то в отношении другой составляющей российско-монгольских экономических отношений - строительства трубопроводов в Монголии - дела обстоят совсем неопределенно.
Планы протянуть ветку в Китай из России через Монголию разрабатывались в "Газпроме" и "ЮКОСе". Это наиболее короткий путь до Китая. Обычно страна, по территории которой планируется вести трубопровод, настаивает на своем участии в проекте. Монголия - это такое государство, с которым, в качестве компенсации долгов, можно не только не делиться долей в проекте, но и получить льготные тарифы за транзит углеводородов через ее территорию.
Окончание статьи в журнале "Русский Фокус"