Железорудные индикаторы
Основное сырье для выпуска стали – железная руда – остается как важнейшим продуктом горнорудной промышленности мира, так и одним из ключевых товаров международной торговли.
Мировое производство железорудного сырья (ЖРС), по оценке Геологической службы США (USGS), в 2022 году снизилось на 2,9% и составило около 2,6 млрд т руды (фактически – концентрата и прочей товарной продукции с содержанием Fe 65%). Совокупная стоимость продаж несколько снизилась, но осталась выше $300 млрд. Основные производители – игроки глобального рынка ЖРС – также не изменились (см. рис. 1).
Тенденцией текущего года остается стагнация глобальных объемов добычи/обогащения железной руды ввиду низкого спроса металлургии. По данным World Steel Association (Worldsteel), мировое производство стали в первом полугодии 2023 года снизилось на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и начало восстанавливаться лишь в июле–августе. По итогам 8 месяцев Worldsteel уже показывает увеличение мирового производства стали, но всего лишь на 0,2%. В основном – за счет позитивной динамики черной металлургии Индии (+10,5%), Китая (+3,2%) и ряда других азиатских стран.
Китайский выпуск стали по-прежнему доминирует и составляет сейчас около 56,7% общемирового производства. Ввиду ограниченного применения и подорожания металлолома еще выше доля Китая (около 60%) в глобальном спросе на железорудное сырье. Собственное производство железной руды (около 380 млн т в 2022 году) обеспечивает менее трети китайского потребления – остальное импортируется. По итогам 2022 года объем импорта ЖРС в Китай составил 1,108 млрд т, а в первом полугодии 2023 года он вырос на 7,7% (в годовом сравнении), до 576,1 млн т.
Отметим, что Китай пытается диверсифицировать этот импорт, но основным поставщиком ЖРС остается главный производитель и экспортер мира – Австралия (табл. 1).
По итогам 8 месяцев 2023 года импорт железной руды в Китай составил 775,66 млн т, что на 7,4% больше, чем годом ранее, и осуществлялся в основном из Австралии. По данным таможенной статистики Австралии, за этот период общий экспорт железной руды вырос до 590 млн т (+2,6% год к году), две трети из них отправилось в Китай. Этот грузопоток полностью обеспечивается крупнотоннажными морскими перевозками, доминирует на мировом рынке ЖРС и во многом диктует его цены, которые в последние годы были весьма нестабильными (рис. 2).
Австралийские аналитики пытаются связать колебания цен ЖРС (см. Resources and energy quarterly: September 2023, Office of the Chief Economist) с изменениями производства стали в Китае. Однако, по нашему мнению, это запаздывающий показатель. Спотовые цены сырья в первую очередь реагируют на прогноз металлургии по рыночному спросу. А далее, если намечается дефицит, влияют и на цены срочной доставки. Взаимосвязь мировых цен железной руды и с... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |