Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
О компании
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Сырье
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


02.11.2022    Топим коксующимся углём?



Энергетический кризис, стартовавший год назад, естественно, продолжает усугубляться негативом, связанным с военным конфликтом на Украине. Мировые цены энергоносителей выросли до рекордных значений, что оживило интерес к весьма неэкологичному топливу – каменному углю. Спрос на него вырос настолько, что рост угольных цен (в отличие от нефти и газа) продолжился вплоть до осени 2022 года. Более того, дефицит энергетического угля на ряде рынков привел к небывалым последствиям – попыткам частично заместить его коксующимися углями металлургии.

Об этом, в частности, писало в сентябре агентство Fitch Ratings, которое снизило прогноз стоимости коксующегося угля на 2022 год с $400 до $370 за т. Оно отмечало, что цены на это сырье упали до самого низкого уровня за последний год, что заставило некоторых производителей направить продукцию на рынок энергетического угля, который сейчас «в выигрыше» от высокого спроса и цен.

Появился повод проанализировать ситуацию с конъюнктурой на рынке металлургических углей, а также отраслевую статистику по итогам первого полугодия 2022 года.

Во-первых, обратимся к сравнению мировых цен на типовые угли для коксования и энергетические угли (рис. 1).



Оказалось, что лучшие марки энергетических углей, экспортируемые на мировой рынок, например эталонный австралийский уголь в порту Ньюкасл (ICE Newcastle Coal LQZ22), еще летом обогнали по средним ценам коксующийся уголь у основного потребителя – металлургии Китая.

Соотношение мировых цен на угли для металлургии и энергетики, которое всегда было 2–3-кратным, в настоящее время практически выровнялось. Более того, дефицит угля у многих стран продолжает нарастать, тогда как металлургия демонстрирует некоторый спад производства с соответствующим снижением спроса на коксующийся уголь.

По данным Всемирной ассоциации стали (World Steel Association, WSA), мировое производство стали в 64 странах в августе 2022 году составило 150,6 млн т, что на 3% ниже уровня прошлого года. А по недавнему прогнозу WSA, в целом за год мировой спрос на металл упадет на 2,3%, до 1,8 млрд т, после повышения на 2,8% в 2021 году. При этом, по данным Мирового энергетического агентства (IEA), по итогам 2021 года мировое потребление угля увеличилось примерно на 6%, а в 2022 году спрос вырастет еще на 0,7%, до рекордных 8 млрд т, что сопоставимо с историческим максимумом 2013 года. Так что попытки сжигать в энергетике «недорогие» металлургические угли, если это технологически получится, видимо, продолжатся.

Все эти факторы, включая конфликты, санкции и подорожавшую логистику, гарантируют сохранение аномальной ситуации на мировом угольном рынке на многие месяцы, если не годы вперед. Но далее дефицит коксующихся углей для металлургии (с повышенными требованиями к зольности, летучим веществам, примесям и спекаемости), безусловно, возьмет верх. А пока ситуация как на мировом, так и на российском рынке угля очень далека от стабильности.

Напомним, что с марта 2022 года от импорта всех видов российского угля отказались США, с апреля – Австралия, с августа – страны ЕС и Великобритания. Россия, переориентируя экспортные потоки с западных стран в Азию, скрыла официальную статистику по экспорту/импорту угля. Оценки этих грузопотоков стали косвенными – по данным стран – покупателей угля, отгрузок РЖД в адрес портов и т.п. Еще более важной стала информация самих предприятий – производителей угля для металлургии. Обобщим ее для российской угольной отрасли по итогам первого полугодия 2022 года.

По отчетным данным угледобывающих компаний, добыча угля в России за январь–июнь 2022 года составила 212,7 млн т и снизилась по сравнению с первым полугодием прошлого года на 0,2%. При этом в январе–июне 2022 года было добыто 53,6 млн т коксующегося угля, что на 13,1% выше, чем годом ранее.

Это означает, что доля углей для коксования в общей добыче первого полугодия в РФ выросла до 25,2% (годом ранее – 23,3%).

Основной объем добычи этих углей пришелся на предприятия Кузбасса – 74,5%. Здесь было добыто 31,65 млн т угля для коксования, что на 3,19 млн т меньше, чем годом ранее (-9,2%). В Республике Саха (Якутия) было добыто 16,36 млн т угля для коксования (+98,3%). Добыча коксующегося угля в Печорском бассейне составила 5,37 млн т (+23,8%).

Показатели компаний – крупнейших производителей углей для металлургии в РФ приведены в табл. 1.



Приведенные в таблице компании суммарно добыли в январе–июне 2022 года 49,67 млн т угля для коксования, что составляет 92,6% от общего объема добычи этого вида углей в России.

Отметим, что основной прирост объемов этого производства в текущем году обеспечили компании «Эльга Уголь» и «Колмар» со сравнительно новых предприятий в Якутии. Информация по группе «Мечел» в части цепочки добычи/обогащения/отгрузок угля, включая коксующийся (от роста на 7% до спада на 2,6%), остается противоречивой. Традиционно крупнейший в РФ производитель коксующегося угля – холдинг «Евраз» (шахта «Распадская») – в текущем году заметно снизил свои показатели (9,8 млн т, -15,6%).

В подробном отчете «Евраз» сообщает, что добыча угля в России замедляется из-за экспортных ограничений: в Европе от российского угля отказываются, а поставки в Азию сдерживаются пропускной способностью транспортных коридоров. При этом, по мнению компании, потребление угля в России за отчетный период просело на 7,5% из-за снижения загрузки сталеплавильных мощностей.

Отмечается также, что некоторые корейские и японские клиенты отказались покупать уголь из-за санкций, в результате чего продажи сместились в Китай, составив 70–90% от экспорта угольной продукции «Евраза». Хотя сами объемы экспорта и доля коксующихся углей компанией не разглашаются.

Себестоимость добычи коксующегося угля «Евраза» увеличилась до $62 за т (в первом полугодии 2021 года — $36 за т), однако весьма благоприятная ценовая конъюнктура нивелировала негативные эффекты этого. В первом полугодии 2022 года базовая цена FCA «Кузбасс» на премиальный коксующийся уголь Zh-grade составила в среднем $350 за т против $101 за т в первом полугодии 2021 года. В результате рекордно высоких цен выручка угольного дивизиона «Евраза» в первом полугодии 2022 года составила около $1,9 млрд, что в 2,3 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

В целом по отрасли объем экспорта всех видов российского угля в январе–июне 2022 года, по отчетным данным угледобывающих компаний, составил 98,9 млн т, снизившись в годовом сравнении на 9,3%. По прочим (зарубежным) оценкам, общий экспорт угля из РФ, наоборот, вырос, вплоть до объемов 108,7 млн т (оценка CoalMint).

По всем оценкам, доля коксующихся углей в общем объеме экспорта из РФ была чуть ниже 10% и составила около 9,7 млн т, то есть на порядок меньше объемов вывоза энергетических углей. А также почти вдвое меньше, чем отгрузки коксующегося угля (включая незначительный импорт) для коксования и в российскую металлургию, составившие 17,6 млн т (-6,8% в годовом сравнении). Так что погоду на российском рынке металлургических углей продолжает создавать именно внутренний спрос.

В части экспорта коксующегося угля и надежд наших угольщиков на Китай отметим следующее. Суммарно за полгода Китай импортировал 26,1 млн т (+17%) коксующегося угля, притом что его собственная добыча составила около 550 млн т. В последние месяцы китайские закупки импортного коксующегося угля быстро растут, хотя едва превысили 2% собственного производства. Кроме того, основным поставщиком этого угля с долей в импорте около 35% стала Монголия.

Отметим, что дальнейший рост монгольских поставок коксующегося угля гарантирован ввиду открытия 9 сентября железнодорожной линии Таван-Толгой – Гашуунсухайт повышенной грузоподъемности. Данная железная дорога позволит снизить стоимость экспорта угля в Китай в 4 раза: с $47 до $12 за т за счет отказа от автоперевозок.

Российские поставки коксующегося угля в Китай за 8 месяцев составили 12,3 млн т, что составляет менее 32% этого импорта. Помимо Монголии нашему экспорту на этом направлении приходится конкурировать с углем из Канады и США, поскольку китайский импорт сырья весьма диверсифицирован.

Другое перспективное направление экспорта коксующегося угля из РФ – в Индию – пока не в полной мере оправдывает ожидания. По объемам индийский импорт уже вырос до уровня 28,3 млн т за полугодие, но доля российских поставок остается много ниже 10%.

Другие традиционные покупатели – Япония, Тайвань, Южная Корея и Турция – сокращают закупки российского коксующегося угля. В проработке у наших компаний (помимо Индии) – рост поставок в Малайзию, Вьетнам, Индонезию и даже в Бразилию. Метод внедрения на новые рынки остается традиционным – демпинговые цены на треть ниже рыночных.

Но самым узким местом экспортеры российского угля вновь и вновь называют проблемы логистики. Мало того что летом тарифы РЖД на его перевозку выросли на 11%, переориентация на Азию практически всех грузопотоков российского сырья в 2022 году обострила традиционные проблемы Восточного полигона российских железных дорог. При этом глава РЖД недавно обратился к правительству с предложением существенно сократить объем отгрузок угля на экспорт из Кузбасса в восточном направлении.

Для частичной «разгрузки» БАМа вновь рассматривается идея строительства железной дороги длиной 660 км от Эльгинского месторождения коксующихся углей до побережья Тихого океана. Но этот проект с созданием крупного порта для перевалки угля (в районе села Чумикан) может быть реализован лишь за несколько лет.

А пока вновь сдвигаются на год плановые сроки ускоренной модернизации Восточного полигона РЖД (III этап развития БАМа и Транссиба). Причины традиционные – недостаточное финансирование и нехватка дальневосточных строительных мощностей.

Угольщикам напоминают о хорошей конъюнктуре их рынка, высокой рентабельности и вновь предлагают подождать. Есть сейчас проблемы и поважнее…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: