Цены на железную руду установлены
Переговоры по мировым ценам на железную руду на 2006-2007 финансовый год завершены. После тяжелых и долгих обсуждений (только после пятого раунда переговоров) 13 июня металлурги КНР все-таки сдались. Бразильский железорудный гигант Cia Vale do Rio Doce (CVRD) снова на высоте, компания сумела убедить металлургические компании повысить на компромиссную величину цены на базовую железную руду.
Отметим, что тактика ведения переговоров CVRD, как и других горнорудных гигантов весьма напоминала прошлогоднюю. Сначала железорудная компания заявляет металлургам о нереально высоком проценте роста, а потом снижает цену до «приемлемого» для обеих сторон уровня.
В прошлом году это были шокирующие цифры. На переговорах CVRD согласилась снизить рост цен до 71,5 % с 90 % ранее заявленных. В этом году CVRD сначала просила 24,5 %, но позже смилостивилась до 19-процентного роста цен.
Впрочем, это очень хороший для горняков результат. Аналитики в среднем прогнозировали рост цен на 15 %.
CVRD – законодатель железорудной моды
В этом году первая (и, как правило, базовая) цена на железную руду была установлена в Европе. CVRD сделала основную ставку в переговорах на уравновешенную «старушку» Европу, а не на быстроразвивающийся и емкий Китай. Он стал сейчас самым крупным импортером железной руды в мире, поэтому особо неуступчивым в переговорах.
Горняки сделали акцент не на ведущего производителя стали в Европе — компанию Arcelor. Первая сделка была заключена с четвертой металлургической компанией в Европе — Thyssen Krupp.
К 16 мая обе стороны договорились о росте цены на железорудную мелочь (как указывалось выше — на 19 %) при снижении цены на окатыши на 3 %.
Как и ожидалось, вслед за этой первой сделкой последовали и многие другие. Буквально за 10 дней CVRD подписала контракты с основными потребителями по всему миру на аналогичных (как с Thyssen Krupp) условиях. В список металлургических компаний, принявших цены CVRD, уже входят помимо Thyssen Krupp (Германия) также Ilva S.P.A (Италия), Arcelor (Люксембург), Posco (Южная Корея), China Steel (Тайвань), неназванные японские меткомбинаты (предположительно Nippon Steel, JFE Steel и Kobe Steel) и даже крупнейшая по объемам выплавки стали компания Mittal Steel.
Отметим, что Mittal Steel обычно не принимает особого участия в переговорах по ценам на железную руду, т. к. около 70 % ЖРС используется из ее собственных рудников. У CVRD компания Mittal Steel покупает только мелочь и окатыши прямого восстановления, а переговоры по последнему виду сырья еще только предстоят.
Второй по величине производитель железной руды в мире — Rio Tinto —последовала примеру своего коллеги. Hamersley Iron (австралийское дочернее предприятие Rio Tinto) незамедлительно установила цены на железорудную мелочь и крупнокусковую руду с 19-процентным ростом к прошлогодним ценам для ряда японских потребителей и южнокорейской Posco.
Крупнейший в Европе производитель железорудных окатышей — шведская компания LKAB — договорилась о 4,5-процентном снижении цены на окатыши c металлургическими комбинатами SSAB (Швеция) и Salzgitter (Германия). Разница между ценами окатышей LKAB и CVRD объясняется разницей в стоимости фрахта на перевозках Бразилия-Роттердам и Швеция-Роттердам. Номинально европейские цены на железную руду выровняются с бразильскими ценами при доставке сырья в Роттердам.
Самый крупный производитель ЖРС в Индии – компания National Mineral Development Corp (NMDC) —также решила установить аналогичное ценовое повышение, достигнутое мировыми горнорудными гигантами. Напомним, что NMDC с 1 апреля 2006 г. уже установила промежуточное ценовое повышение на 15 %, и сейчас компания намерена поднять цены еще на 4 %.
Третья по величине железорудная компания мира — BHP Billiton — самой последней из крупнейших производителей пришла к соглашению с металлургами, сообщив об аналогичном (19 %м) повышении цен для потребителей в Японии, Корее и Европе. Однако, как верно заметил аналитик из Stock Resource Grant Craighead, процесс установления базовой цены имеет долгую историю и, несмотря на то, что стороны выражают свое недовольство по поводу ценообразования, они неизбежно принимают базовый процент изменения цены.
Динамика по годам установленных базовых цен на железорудное сырье приведена в таблице 1.
Табл. 1
Следует отметить, что CVRD и японские металлургические компании в 2006 году договорились рассчитывать базовые цены не за длинную т (как это раньше обычно делалось на японском рынке), а за более широко используемую метрическую т, поэтому процентное изменение, может быть, будет еще откорректировано.
Новые цены на азиатском рынке действуют с 1 апреля 2006 г. и до 31 марта 2007 г. Цены, установленные в Европе, действуют на протяжении календарного года. Контракты на поставку железной руды, установленные до появления новых базовых цен, будут выполняться по прошлогодним ценам с оплатой разницы по мере достижения ценового соглашения.
Упрямый Китай
Переговоры этого года характеризовались жесткой позицией Китая, представленного крупнейшей металлургической компанией Baosteel.
Сначала ее главной целью было не допустить какого-либо повышения цен на железную руду (особенно после 71,5-процентного скачка в 2005 году).
Чуть позже местные аналитики и Китайская ассоциация чугуна и стали (CISA), отмечая ведущую роль Китая в мировом потреблении руды и стали, неоднократно заявляли, что цены на железную руду в 2006 году для местных предприятий могут быть увеличены, но не более чем на 10 %.
За долгие месяцы дальнейших переговоров текущая ситуация на рынке менялась явно не в пользу китайских металлургов. Тем более, когда с Европой и Японией была установлена новая цена на железорудную мелочь — наиболее потребляемое сырье на китайском металлургическом рынке.
На фоне активного заключения новых сделок по руде по всему миру CISA и Baosteel почти месяц отчаянно настаивали, что 19 %подорожание импортной железной руды является «неприемлемым» для текущего состояния стальной промышленности Китая, обижаясь на азиатских соседейметаллургов, которые нарушили устное соглашение способствовать более умеренному росту контрактных цен на 2006 финансовый год внутри региона.
С 1 апреля мировая торговля рудой фактически осталась без базовых цен. Поставки руды в КНР с мая 2006 года начали сокращаться.
В конце мая Китай предпринял последнюю попытку выторговать себе исключительную, особую цену — с повышением не более 12,5 %. Но… все старания и надежды Китая оказались напрасны.
CVRD твердо и ясно заявила в СМИ, что «уже достигнут значительный прогресс с ведущими китайскими импортерами», и поэтому о рассмотрении или установлении какойлибо «второй» цены не может быть и речи. Конкурентного преимущества металлургии Китая CVRD не подарит, несмотря на предлагаемую перспективу установления долгосрочного бизнеса на этом огромном и растущем рынке.
Более того, CVRD пригрозила перенаправить свои поставки другим потребителям, если Китай в ближайшие дни (до 1 июня) не примет новую базовую цену на железную руду.
Похоже, Китай капитулировал 29 мая, когда 16 крупнейших метпредприятий страны собрались в Пекине. Они закончили переговоры согласием поднять цены на железную руду на 19 %. Переговоры с горняками были завершены, однако официальное сообщение об установлении «китайской» цены отложено на июнь. Напомним, что КНР давно предпринимает разнообразные защитные меры, чтобы уменьшить зависимость от «железорудной тройки»:
– увеличивает внутреннее производство железной руды (на 22,3 % в апреле т. г. и 29,4 % за январьапрель с. г.);
– накапливает запасы руды в портах (38,9 млн т состоянием на 15 марта) и складах меткомбинатов;
– ужесточает требования к импортерам руды, которые теперь должны иметь акционерный капитал не ниже RMM 20 млн юаней, годовой импорт должен равняться или превышать 350 тыс. т (в 2005 г. — 300 тыс. т), при этом запрещена продажа руды метзаводам с доменными печами объемом менее 200 куб. м и с EAF менее 20 т;
– ищет альтернативных поставщиков железной руды в России, Казахстане, Украине и т. д.;
– участвует в разработке железорудных месторождений в Австралии, Африке, США и Северной Корее;
– добивается согласия на заключение долгосрочных (на 5 лет) контрактов по руде с Индией;
– заключают бартерную сделку по железной руде с Мавританией в обмен на строительство в африканской стране аэропорта.
В 2006 году, согласно прогнозам CISA, производство стали в Китае составит 363 млн т стали, а импорт железной руды вырастет на 10 % по сравнению с импортом в 2005 году и достигнет 301 млн т.
Однако фактически, по данным главного таможенного управления КНР, в январеапреле 2006 года Китай на четверть увеличил импорт железной руды (до 108,9 млн т), а производство стали (согласно Международному институту чугуна и стали — IISI) выросло на 18 %, до 126,241 млн т. Темпы роста потребления импортной железной руды Китаем превысили все прогнозы.
Причем соглашения по поставке руды из альтернативных странисточников и развитие собственного производства ЖРС совершенно не обеспечили этот прирост.
Особенно заметным было то, что за время переговоров существенно улучшилась конъюнктура стального рынка. Котировки азиатских, в т. ч. китайских, стальных цен постепенно движутся к уровню мировых цен. С января 2006 года цены на сталь в Азии в среднем выросли с $350 до $550 за т.
С начала года подорожала сталь и в Европе (на ?30-70 за т), а также в США (на $100 за т). В этом году мировые цены на сталь растут в отличие от ситуации прошлого года, когда отмечалось понижение цен на 30-40 % (см. рис. 1).
Рис. 1
Позитивная тенденция наблюдается также в части объемов продаж. Если в прошлом году многие потребители избегали закупок стального проката, рассчитывая на понижение цен, то теперь, исчерпав свои запасы, покупатели вынуждены возвращаться на рынок. Многие металлургические компании отмечают полный пакет заказов на несколько месяцев вперед.
По единодушному мнению экспертов, цены на сталь в III квартале текущего года продолжат свой рост. В первую очередь благодаря росту мирового спроса на сталь, а не увеличению затрат на энергию и металлургическое сырье, в том числе железную руду.
Именно позитивная ситуация на мировом рынке стали не позволила Китаю добиться снижения или стабилизации цен на железную руду в 2006/2007 финансовом году. Общая инфляция явилась при этом только дополнительным фактором.
Перспективы цен на ЖРС России и Украины
После установления базовых цен на ЖРС в мире, в России и Украине ожидается изменение стоимости железной руды в сторону повышения на внешних рынках сбыта (в т. ч. Восточной Европе, Китае) обеих стран. А пока экспортные цены на окатыши и концентрат российского и украинского производства в 2006 году, снизившись в январе, до сих пор удерживаются на одинаковом уровне. В мае окатыши из России и Украины в Европу продают в среднем по $55-60 за т (DAF), а котировки по концентрату аналогичного производства колеблются в пределах $45-50 за т (рис. 2).
Рис. 2
На рынке Китая в первые месяцы 2006 года окатыши из России и Украины продавались по $80-85 за т (CIF), тогда как концентрат поставляли по $70-75 за т. Отметим, что цены СНГ вполне соответствуют ценам поставщиков из Индии, Австралии, Бразилии. К примеру, сейчас спотовые цены ЖРС на рынке Китая - около $74-77 за т CIF. При этом цены на руду в китайских портах составляют $65-67 за т (CIF), а на окатыши — $85-90 за т (рис. 3).
Рис. 3
Увеличению экспортных российских и украинских цен также будет способствовать укрепление рынка проката в мире и запланированное повышение цен на сталь в III квартале.
Внутренние котировки на железную руду России и Украины также обещают вырасти с текущих уровней на фоне повышения международных цен и восстановления внутреннего потребления. Окатыши российского и украинского производства на внутренних рынках сейчас реализуются в среднем по $55 и $50 за т без НДС соответственно, а концентрат — по $40-45 и $36-42 за т.
Отметим, что металлурги России продолжают получать сравнительно недорогое сырье.
Выводы
Мировые цены на железную руду практически установлены, поскольку все переговоры завершены.
Однако Китай, кроме скромного сообщения ассоциации CISA от 13 июня, их результаты словно не признал. В прессу продолжали поступать сообщения об «особой роли КНР на этом рынке», «несправедливой системе переговоров» и т.п.
Тем не менее, пресс-релизы это одно, а годовые договора на поставку совсем другое... Эта статья, практически готовая, долго ждала сообщения о заключенном контракте на поставки руды в Китай.
Такая новость появилось только 20 июня. Представитель Baosteel Liu Yongshun сообщил, что в этот день подписано соглашение с австралийской BHP Billiton. Цены на рудную мелочь и крупнокусковую руду будут увеличены на 19%. На следующий день, 21 июня, аналогичный контракт был заключен с Rio Tinto. Далее Китаю, безусловно, придется согласиться на аналогичные условия для Бразилии, т. е. для контрактов с CVRD.
Специалисты признают «поражение Китая» в очередной битве за цены сырья, однако считают в будущем не стоит сбрасывать со счетов его влияние на мировой рынок железной руды. Китай впервые проявил себя как крайне настойчивый и упрямый участник переговоров. Ему не нравится огромное давление трех ведущих поставщиков железной руды, образовавших мировую монополию. Китай начал сложную и долговременную игру с целью потеснить экспортеров ЖРС на своем рынке. Это произойдет как за счет увеличения объемов, качества и эффективности собственного производства, так и за счет создания мощных СП по производству железной руды во многих странах.
Рост вариантов предложения ЖРС, предстоящий в ближайшие годы, диктует новые задачи всем горнорудным предприятиям мира, включая российские. При этом особо важным является повышение качества готовой продукции и диверсификация рынков его сбыта — как внешних, так и внутренних.
|