Кокс становится дефицитом
Коксующиеся угли для металлургии, - особая статья. Главное энергетическое сырье сталелитейным заводам нужно как воздух. Многие российские специалисты даже считают, что существование самого металлургического бизнеса прямо зависит от степени интегрированности в него угольных шахт и разрезов. Запасы коксующихся углей ограничены и заметно выработаны. В мире давно уже ощущается физический дефицит коксующихся углей, начало 2004 года для его цен стало рекордным.
Мировой рынок
Постоянный рост цен в 2003 году на сталь ускорил процесс мировых переговоров по ценам на металлургическое сырье. Все сырьевики, ссылаясь на конъюнктуру рынка металлов, подняли свои цены на заоблачную высоту, да еще в рекордно короткие сроки.
Так, 19 декабря завершились переговоры японских сталелитейных компаний с поставщиками коксующегося угля из Австралии и Канады. Итог переговоров – быстрый рост цен. Так, в частности, цены на коксующийся уголь Elk Valley Coal Corp., вырастут на 20% в течение следующего года, а цены BMA Coal (совместное управление BHP Billiton и Mitsubishi Corp.) увеличатся на $10 в следующем году, до $56 за тонну. Это наиболее существенное повышение цены в течение года за последние 29 лет!
Такие темпы роста цен опередили ожидания большинства мировых аналитиков более чем в 2 раза! И, наконец, 16 февраля, австралийская BHP Billiton - самый крупный производитель угля, объявила о повышении цен на свою продукцию на 28%! Это заметно выше роста цен на рудное сырье, например от бразильской CVRD, где повышение цен на окатыши дошло только до 20%.
Китай
Виноватым в таком скачке цен на коксующийся уголь считают опять-таки, Китай. С 1993 г. он является крупнейшим производителем кокса в мире (36% общемирового производства кокса и около 50% его мирового экспорта).
Темпы развития китайской металлургии в последние годы таковы, что быстрое сокращение его экспорта (в самом конце 2003 года) было вполне ожидаемо. Более того в 2003 году Китай в 10(!) раз увеличил его импорт. Результат +15% рост внутренних цен на кокс, и +20% скачок цен на коксующийся уголь, импортируемый из Китая (по данным Bloomberg) к декабрю 2003 года. Точных данных по январю 2004 года нет, но рост китайских цен продолжился!
Повышение цен на кокс вынуждает металлургов искать выход из сложившейся ситуации. Так, итальянская металлургическая компания Riva в феврале 2004 года объявила о сокращении производства стали в связи с трудностями с поставками кокса, особенно из Китая.
Предприятия корпорации Riva ежегодно покупают за рубежом 1,2–1,5 млн. т кокса, при том, что сама корпорация производит ежегодно 3-4 млн. т кокса.
Азиатские корпорации Nippon Steel (Япония) и POSCO (Южная Корея) приняли решение объединить усилия двух своих шахт, расположенных в австралийском штате Новый Южный Уэльс, с целью увеличения ими выпуска коксующихся углей.
Индийская металлургия, столкнувшаяся с жестоким дефицитом кокса, угля и железной руды вынуждена в 2004 году обратиться за сырьем на рынки СНГ, России, Румынии, Польши и Европы. Рост цен за 2003 год в Индии составил по коксу до $50 за тонну (почти на 30%). В такой ситуации мелкий производитель вынужден идти на сокращение производства в попытке обуздать галопирующие производственные издержки.
Российский рынок
А как же ситуация с коксом на российском рынке?
Производство углей для коксования и кокса в 2003 году в России заметно выросло.
Причина – рост плавный цен. В целом за последний год внутренние российские цены на кокс выросли на 25 %, а экспортные на 12,6 %. Однако за первых два месяца 2004 г. выросли на 12%, а экспортные соответственно куда больше – на 31%. В феврале внутренние и экспортные цены на кокс практически сравнялись
А темпы растут и растут! Сейчас, в конце февраля уже не удивляют сообщения о ценах $ 200 за тонну кокса в России. Как это? Почему?
Многие годы российские металлурги, понимая значение кокса, активно боролись за контроль над месторождениями коксующихся углей. И успехи такие есть. Так, например, произошло в компании «Северсталь», которая выкупила акции угольщиков и теперь контролирует «Кузбассуголь», «Печорауголь»(75%), «Воркутауголь» и шахту Воргашорскую. Компания «Южный Кузбасс» вошла в состав Стальной группы «Мечел», «Южкузбассуголь» и шахта Распадская принадлежат «ЕвразХолдингу». А в феврале 2004 года Новолипецкий МК тоже решил обзавестись собственным угольным активом в Кемерской области (Новокузнецкий район).
Отчего же тогда растут цены на кокс? А потому, что есть компании, металлургами полностью не контролируемые и заметно ориентированные на экспорт. Ниже представлены цены на кокс за последние полгода ряда российских производителей (среди которых и ММК и Мечел).
Приложили руку к повышению цены на угли (и кокс) и российские транспортники. С начала 2004 года произошло почти 40-% повышение железнодорожного тарифа на экспортные перевозки коксующегося угля. Уголь для металлургии стал едва ли не дешевле, чем цена за его перевозки. А в своем интервью 18 февраля газете «Время новостей» губернатор Кемеровской области (80% добываемого коксующегося угля в России) сказал, что «по сведениям Росуглепрофа, планируется еще одно повышение тарифов: как на перевозку коксующегося угля в том же объеме, так и на внутренние перевозки энергетического угля. Тогда вместо обещанного роста на уровне инфляции (12%) тариф на перевозку угольной продукции по ряду позиций вырастет на 80%.» Еще бы не расти ценам?
В качестве заключения
В ряду причин роста цен на сталь в последнее время цены на кокс вырываются на первое место. Директор «Уральской стали» (НОСТЫ) 3 февраля оценил этот фактор как обеспечивающий половину дополнительных издержек, т.е. факторов роста цен на сталь. Российская металлургия потеряет от роста цен на кокс около $500 млн. в год, что естественно переложит в цены на металл.
А у нас в России при таких ценах на угли и кокс может появиться еще одна рентабельная отрасль промышленности. Словно достучались шахтеры на «горбатом» мосту в Москве у Дома правительства РФ до справедливых цен. Может - и зарплат…
Статья будет опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 4)
|