Цветмет на распутье (Часть I)
Новый, 2011 год многие предприятия цветной металлургии в России, да и во всем мире, встречали с весьма оптимистичными планами. Еще бы – только за вторую половину 2010 г. цены на цветные металлы поднялись в среднем на 50%! Та же медь взлетела с $6000 в июне 2010 г. почти до $9500 к концу декабря.
«Это явный выход из кризиса!» – дружно заявляли предприниматели, банкиры и инвесторы разных мастей. Однако сейчас, во второй половине 2011 г., восторгов стало меньше.
Весеннее землетрясение в Японии, конечно, разом повлияло на общие настроения, но не оно стало переломным фактором. Раз за разом возвращающиеся одни и те же проблемы в экономиках развитых стран заставляют все сильнее нервничать потребителей, производителей, трейдеров и прочих участников рынка. Тем не менее стратегически, на фоне взлетов и провалов, спрос и цены на цветные металлы все же растут. Вот только куда и зачем? До какого разумного уровня? Попробуем разобраться на примере лидеров цветмета – алюминия и меди.
Алюминий
Последнее десятилетие для рынка алюминия явно прошло под знаком «Восточного Дракона» – только два региона в мире демонстрировали стремительный рост объемов выпуска этого легкого металла. Это Китай и остальная Азия (рис. 1).
Азия, по классификации Inter-national Aluminium Institute, – это Индия, Япония и страны арабского мира. Япония, как и положено развитой экономике, имеет относительно стабильные параметры выпуска и потребления продукции. Зато остальные страны только пытаются достичь этого статуса.
В результате объемы производства в данном регионе активно возрастают с начала 1990-х гг., увеличившись к настоящему времени в 5 раз. Однако пока это только 13% общемирового производства. Учитывая то, что в условиях глобализированного мира можно ожидать распределения производства и потребления примерно в соответствии с численностью населения, у Азии очень большой потенциал. Ведь в регионе живет 1,8 млрд человек – больше, чем в Китае!
А вот с самим Китаем все не так однозначно. Доля КНР на рынке алюминия в 2010 г. приблизилась к 40% и в 2011 г., судя по всему, превысит этот уровень. Более того, по объемам выпуска алюминия на душу населения КНР уже обогнала США и Европу, показав 12 кг на человека в 2010 г. против 10 кг в Америке и 10,5 кг – в Западной Европе (здесь и далее приводятся показатели для чистого алюминия). Теперь впереди Поднебесной остались только откровенно сырьевые (экспортно ориентированные) по алюминию Восточная Европа (фактически – Россия) и Австралия с астрономическими 80 кг на каждого жителя.
Но Китай недаром ориентируется не на них – вторым и более важным показателем состояния экономики является объем внутреннего потребления цветных металлов. И здесь стране тоже есть чем гордиться – спрос на алюминий уже много лет стабильно растет вместе с показателями производства, даже несколько превышая их. Что, впрочем, типично для любой растущей экономики. Гораздо больше всех интересует другое: сколько еще сохранится такая динамика?
И здесь на помощь приходят исторические аналогии. Если сопоставить динамику развития алюминиевой промышленности в США и Китае, налицо некоторое сходство (рис. 2).
Если не вдаваться в математические подробности, то даже с учетом всплеска американского производства алюминия в годы Второй мировой войны Китай демонстрирует удивительно близкие к американским темпы роста – 12,5% в год в последние 30 лет против 11,6% в год за океаном на полвека раньше.
Этот вполне ожидаемый и логичный факт влечет за собой сразу несколько следствий.
Во-первых, как это ни грустно для Китая и остального мира, уже в ближайшие годы стремительное развитие спроса на алюминий, т.е. алюминиевой промышленности, начнет тормозиться, а затем и остановится.
Пока прогнозы большинства специалистов, включая Alcoa, говорят об 11–15%-м росте потребления и 13–14%-м увеличении выпуска. При такой динамике рынка алюминия его выпуск в Китае обеспечит внутреннее потребление около 20 кг на человека уже в 2015 г.
Далее можно ожидать стагнацию спроса на уровне до 25 кг на человека – не более, аналогично потреблению в США в 1975–2005 гг.
При этом изменения структуры спроса на алюминий в современном Китае и в США 50 лет назад нам кажутся непринципиальными. Некоторый спад спроса на алюминиевые сплавы и прокат в стройиндустрии, авиации и другом транспорте Китай компенсирует большим применением этого... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |