Медь: «светлое» или «блестящее» будущее?
Состояние мирового рынка
По данным аналитической группы World Bureau of Metal Statistic (WBMS) за 8 месяцев 2007 г., дефицит на мировом рынке меди достиг 243 тыс. т. Это означает, что от прошлогоднего предновогоднего избытка (41 тыс. т) не осталось и следа. В августе, например, мировое производство рафинированной меди составило 1,489 млн т, потребление – 1,448 млн т, т. е. за месяц дисбаланс рынка «подрос» еще на 41 тыс. т.
Процесс перехода этого металла в дефицитное состояние продолжается.
В целом за 8 месяцев 2007 г. добыча меди в мире составила 10,1 млн т (на 3% больше, чем год назад), а производство рафинированного металла (включая рециклинг лома) выросло на 2,6%, до 11,78 млн т.
Рост выпуска меди зафиксирован в большинстве регионов мира (богатых соответствующим сырьем). Производство меди в Китае выросло на 245 тыс. т, в Индии, Японии и Чили – на 85 тыс. т, 38 тыс. т и 104 тыс. т соответственно. Только в Замбии производство меди снизилось на 25 тыс. т.
При этом, по оценке WBMS, мировое потребление меди за первые 8 месяцев 2007 г. росло быстрее, чем ее выпуск, и увеличилось на 5,1%, до 12 млн т. Потребление меди в Китае выросло до 3,162 млн т (2,291 млн т за 8 месяцев 2006 г.). Потребление в странах ЕС за указанный период снизилось на 3,3%, до 2,79 млн т.
Данные, приводимые другой исследовательской группой – International Copper Study Group (ICSG) – традиционно несколько отличаются от оценок WBMS (таблица 1). Однако расчеты ICSG также подтверждают возникновение дефицита на рынке, причем еще большего, чем по предыдущей оценке.
Обе группы западных аналитиков дружно «винят» в нарастающем дефиците Китай. По данным ICSG, видимое потребление меди в КНР выросло в первом полугодии 2007 г. на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем чистый импорт меди вырос на 245%(!), до 853 тыс. т. Весь остальной мир за этот период увеличил потребление меди всего на 1%.
Динамика мировых цен на медь последних «веяний» рынка не прочувствовала (рис. 1).
После «взлетов» цен LME весной 2006 и 2007 гг., западные аналитики считают цены на медь завышенными и в основной своей массе на перспективу прогнозируют тот или иной «откат» стоимости меди.
Российский рынок
Отличной конъюнктурой мирового рынка меди российские производители воспользовались весьма ограниченно. Крупнейший производитель меди на российском рынке – ГМК «Норильский никель» – производство меди на российских предприятиях не увеличил, ввиду стабильной ситуации с рудной базой. В III квартале 2007 г. выпуск меди составил 104 тыс. т, что немного больше, чем в прошлом году, но на 8% меньше аналогичного показателя 2005 г.
Общий объем производства меди в группе за 9 месяцев 2007 г. достиг 312 тыс. т, однако фактически он остался близким к уровню годовой давности.
Второй по величине производитель меди в нашей стране – холдинг УГМК – сообщил о росте выпуска рафинированной меди за 8 месяцев на головном предприятии (ОАО «Уралэлектромедь») на 10,8%, до 254,248 тыс. т.
Третий крупный игрок российского рынка – «Русская медная компания» – совсем не балует прессу статистикой. Последние опубликованные данные относятся к итогам 2006 г. (164 тыс. т рафинированной меди). В планах РМК значилось достижение к концу 2007 г. объемов выпуска меди около 290 тыс. т в год, однако о результатах их выполнения пока ничего не известно.
По данным Росстата, за 8 месяцев выпуск меди в России составил 98,2% к уровню годовой давности, т. е. роста производства меди в РФ нет.
Зато известно, что экспорт рафинированной меди из РФ за 8 месяцев вырос на 8,9%, до 178,1 тыс. т. При этом выручка увеличилась на 17%, до $1,14 млрд. Как обычно, почти вся медь была продана в дальнее зарубежье, в страны СНГ попало только 3 тыс. т.
Таким образом, в 2007 г. можно ожидать, что производство меди российскими компаниями приблизится к уровню 1 млн т. Объем добычи рудной меди в РФ USGS оценивает в 720–750 тыс. т, т. е. около 200 тыс. т меди производится из импортного концентрата либо медного лома. Доля РФ на мировом рынке производства меди не превысит 8% (в экспорте меди – 2 %), поэтому нашей стране и ее производствам придется «подстраиваться» под общемировые тенденции.
Перспективы мирового спроса на медь
При ограниченных и все более бедных горнорудных ресурсах спрос на медь в мире стабильно растет, причем со средними темпами 4–5% в год, т. е. не ниже темпов роста мировой экономики.
Более 1,5 лет назад в статьях «Медь: на пути к драгметаллам?» (от 16.01.2006 г.) и «Металлы: кто есть кто?» (от 31.01.2006), опубликованных на сайте MetalTorg.ru (далее – в журнале «Металлургический бюллетень») мы писали об отсутствии реальных альтернатив меди как проводника электротока (в кабельно-проводниковом производстве, электронике, энергетике и т.д.).
Сейчас, с развитием или модой на ряд технологий, полезно рассмотреть также и перспективные тенденции применения меди. Речь идет, прежде всего, об энергосберегающих и экологичных направлениях развития мировой индустрии.
Альтернативная энергетика, медь и прочие металлы
С ростом цен на углеводородные энергоносители и загрязнением атмосферы все активнее начинает продвигаться идея замены привычных видов топлива (нефть, газ, уголь и т. п.) на другие способы получения энергии.
Чего только не предлагается – энергия солнца, ветра, приливов, атомная и термоядерная, в конце концов.
Автомобилистам предлагают отказаться от бензина, перейдя на водород или биоэтанол, а то и вовсе заправлять автомобиль энергией из розетки. Дома ему также предлагают отказаться от использования топлива и экономно удовлетворять все свои нужды с помощью электричества.
Что ж, попробуем представить себе, что сулит нам такой «новый мировой порядок».
Автомобильная промышленность
Основная шумиха последних лет разворачивается вокруг автомобилей – дескать, они расходуют бесценные углеводороды неприемлемо расточительно (КПД бензинового двигателя порядка 30%, дизельного – 40%), да к тому же являются одними из основных загрязнителей атмосферы.
Над обеими автомобильными проблемами конструкторы бьются уже многие десятилетия. Но технологической «революции» не наблюдается, скорее, идет эволюционный процесс. С грязным выхлопом наметился определенный прогресс, входящий сейчас в производственные стандарты многих стран. Применение сложных систем подачи топлива вкупе с каталитическими нейтрализаторами позволило снизить вредность автовыбросов в несколько раз.
Однако стоило нейтрализаторам стать серийной и массовой продукцией, как стоимость металлов, применяющихся в их производстве, выросла в разы. Сначала палладий, стоивший до 1996 г. $100–200 за унцию, вырос до $1100 за унцию в 2000 г. Конструкторы переключились на платину, которая в 1999 г. еще никуда не торопилась и оценивалась в $300–400 за унцию. Такие перемены моментально сказались на ценах – палладий подешевел к 2003 г. в 5 раз, а платина – поднялась в 2004 г. до $1000 за унцию. Аналогичная судьба постигла и родий, который «отвечает» за оксиды азота – широкое применение этого металла привело к росту цен на него с $200 до $2300 за унцию.
Однако нейтрализаторы не решают второй проблемы – экономии нефти.
Идея, любимая президентом США Д. Бушем, по замене бензина на биоэтанол (в США субсидируется его выпуск из кукурузы) просто абсурдна. Для перевода всего мирового автопарка на более экологичный спирт, придется «перегнать» около 80% мирового сбора зерна.
Более реально применение гибридных автомобилей, серийный выпуск которых уже начался (Toyota Prius, Lexus RX 400h, GS 450h и других). Комбинация специального двигателя внутреннего сгорания, генератора, буферного аккумулятора, конвертора и электродвигателей привода обеспечивает при типовом городском движении двукратную экономию бензина. Однако почти половину веса всего нового оборудования гибридных авто составляет медь (до 40 кг).
Особо чистыми и перспективными считаются автомобили с использованием водородного топлива, «сжигаемого» на батареях прямых преобразователей в электричество (топливных элементах). Но по дополнительному применению меди они аналогичны гибридным.
Развитие массового производства перспективных автомобилей в мире создаст новый и мощный толчок спросу на медь. Если по новым технологиям будет производиться порядка 10% автомобилей (около 7 млн в год), то прирост потребления меди в мире составит около 280 тыс. т (+3% к нынешнему потреблению). При выпуске же 50% автомобилей на новых экологичных технологиях только потребности автопрома приведут к росту мирового спроса на медь на 16%.
Энергетика
Серьезных альтернатив существующим методам получения электроэнергии в мире нет. Разговоры о перспективном термоядерном синтезе идут более 50 лет, но почти не продвигаются к практическому применению. Нет даже идей, как сделать стойкую «первую стенку» и забрать энергию «вялогорящей» и управляемой водородной бомбы.
Политики многих стран мира, экологи и прочие «зеленые специалисты» на практике продвигают ряд альтернативных, но давно известных источников электроэнергии.
Реально производятся и внедряются в ряде стран:
- ветряные электрогенераторы;
- малые гидрогенераторы (приливные, на малых реках и т. п.),
- малые гидротермальные электростанции;
- солнечные батареи-генераторы.
Первые три варианта с точки зрения электротехники – это малые электрогенераторные установки.
При этом замена современной крупной электростанции (любого типа) на «россыпь» малых приведет к простому снижению КПД системы. Дополнительный расход меди (в обмотках генераторов) систем равной мощности составит 10–20%. Поскольку концентрация населения в городах мира продолжается – добавьте потери в линиях электропередач, трансформаторах и т. п.
Солнечные батареи «большой» мощности, т. е. размером с крышу дома, футбольное поле и выше – вообще образец крайне малоэффективной системы. Даже если погода в регионе преимущественно солнечная, а эти огромные площади регулярно моются от пыли и грязи. По оценкам, Москву обеспечить энергией способна только система размером с Московскую область.
Для сбора энергии от ячеек батареи, ее преобразования в стандартное напряжение и дальнейшей передачи, масса проводников (лучше – меди) составит в общей сложности минимум 5% материалов солнечной электростанции. Итог – еще хуже, чем с малыми электрогенераторами. Рост применения меди по сравнению с традиционными энергосистемами составит многие десятки и сотни раз!
Итоговые перспективы рынка меди
Никакие модные технологии в мировой индустрии не могут «притормозить » рост мирового спроса на медь. Наоборот, они провоцируют дальнейший рост ее потребления. Быстрая индустриализация Китая идет старым методом, с построением гигантской промышленности («мастерской мира»), направленной на обслуживание растущего общества потребления.
Мировая наука, все более занятая собственным PR с целью привлечения финансов, основную свою квалификацию теряет на глазах. Сберегающих медь технологий она не предлагает вовсе. Лишь частичная замена на алюминий (проводящий электроток вдвое хуже) с заметным снижением КПД энергосистем способна несколько притормозить аппетиты электроники и прочих потребляющих медь отраслей.
Ситуация с медью все более напоминает ситуацию с нефтью: мировые запасы тают на глазах, но сокращения применения нет.
Зато прогнозы западных аналитиков отличаются завидным постоянством.
ICSG обещает, что мировая добыча меди вырастет в текущем году на 5,1%, до 15,79 млн т. В группе «надеются», что в текущем году появится небольшой избыток меди – порядка 110 тыс. т. При этом прогнозируется, что мировое производство рафинированной меди увеличится в 2007 г. на 4,4%, до 18,1 млн т, а потребление рафинированной меди вырастет на 5%, до 18 млн т.
По мнению ICSG, в будущем году производство руды, вероятно, увеличится на 1,2 млн т, до 17 млн т за счет разработки новых месторождений и расширения производства. Производство рафинированной меди в 2008 г. вырастет, по прогнозам ICSG, на 830 тыс. т, до 18,95 млн т, потребление в 2008 г. вырастет на 3,8%, до 18,7 млн т. Избыток меди, как ожидается, вырастет в будущем году до 250 тыс. т. В 2009 г., по прогнозу группы, производство вновь обгонит спрос и сформируется еще более значительный избыток.
В итоге - западные аналитики прогнозируют падение цен на медь в 2008–2009 гг.
Если LME изменит свои правила торгов (аналогично никелю) или хозяева LME – группа банков (и хедж-фондов) – «сбросят» свои запасы, спады цен возможны. Вот только в длительной перспективе причин дешеветь у меди нет… |