Нет ли у Вас лишнего кобальта?
Весной прошлого года одна из самых уважаемых в мире аналитических групп – британская консалтинговая компания Gold Fieds Mineral Services (GFMS)– отмечала, что «на рынке наблюдается существенное перепроизводство кобальта». Результатом этого, по мнению аналитиков, должно было стать неминуемое падение цен. Впрочем, они уточняли, что «падение стоимости кобальта будет меньше ожидаемого обвала цен на цветные металлы».
О том, что «обвала» цен цветных металлов так и не состоялось, многие будут помнить еще очень долго. Скорее, наоборот, к радости российской цветной металлургии, хорошо представленной на этом рынке.
Не состоялось падения цен и на кобальт. Предсказанный GFMS «кризис перепроизводства» явно откладывается год за годом. Попробуем разобраться, что именно происходило на этом специфическом рынке в последнее время?
Рынок в 2005-2006 годах
Мировое производство кобальта, по данным Cobalt Development Institute (CDI), с 2003г. стабильно росло на 9-10% в год. Однако столь же активно росло и его потребление.
Росту спроса на этот металл рынок обязан активному развитию как сектора жаропрочных и специальных сплавов, применяющихся в авиации, криотехнике и производстве магнитов, так и более чем стремительному росту производства энергоемких аккумуляторных батарей.
Объем потребления кобальта в мире вырос в 2005г. до 54,044 тыс. т, при количестве доступного на рынке кобальта в 54,83 тыс.т (включая 1,2 тыс.т, проданные из запасов оборонного ведомства США). Статистика по 2006 году ожидается только в апреле, однако, налицо все признаки стабильного развития рынка.
Крупнейшими потребителями этого металла в мире сейчас являются США, Япония и Китай (табл.1). Но если в Америке основной спрос обеспечивают производители суперсплавов (Boeing и др.), то две других страны более специализируются на производстве магнитов и особенно - аккумуляторных батарей, использующих кобальт. Несмотря на неоднократные заявления многих продуцентов электроники и мнение руководителя CDI, что при цене выше $10 за фунт все производители перейдут на выпуск других батарей (с низким содержанием кобальта), этого в 2004-2006 годах не произошло. Причем стоимость металла на мировом рынке в этот период не опускалась ниже $11,5 за фунт (99,3% Co) (рис.1).
Отметим, что объемы потребления и производства кобальта в мире, оцениваемые различными аналитическими группами, иногда довольно существенно различаются. Традиционно для рынка кобальта, как попутного металла, затруднительно дать объективную и устойчивую картину производства и поставок.
Также практически невозможно получить достоверную доступную информацию у добывающих компаний по содержанию кобальта в рудах крупнейших медных и никелевых проектов. Кроме того, сочетание поставок кобальта с разных месторождений, переработки горно-рудных отходов и шламов, извлечение кобальта из использованной продукции и материалов есть величина заметно изменяющаяся от года к году. Тем более, что в ход идет все более бедное сырье, вплоть до отвалов ГОКов, накопившихся за многие десятки лет. Баланс сходится слабо, но общие оценки мирового рынка кобальта вполне возможны (Табл.1).
Рынок США
Хотя в США добыча и производство рафинированного кобальта почти не осуществляются, в незначи¬тельном количестве он извлекается как промежуточный продукт производств, выпускающих другие металлы. Сообщается, например, что около 2,4 тыс. тонн кобальта было извлечено в 2005 г. из закупленного лома, что соответствует примерно 27% всего потребления кобальта (по отчетам компаний). Распродажи стратегических запасов US Defense Logistics Agency (DLA), обеспечивавшие ранее от 10% до 30% потребностей американского рынка, в 2006г. составили менее 200т. В итоге на динамику мировых цен они оказывают все меньшее влияние (рис.2). Отметим, что суммарные запасы оставшегося к январю 2007г. в распоряжении DLA кобальта уже невелики и составляют около 1,3 тыс.т.
Рынок КНР
Бурно растущая индустрия КНР оказывает на мировой рынок кобальта все большее влияние. В Китае производство источников электропитания потребляет до половины всего производимого в стране кобальта. Суммарный спрос на этот металл в КНР, по оценке CDI, в 2005г. составил около 12 тыс.т, при росте на 25%. По всей видимости, эта тенденция сохранится, так как производство батарей для телефонов, ноутбуков и других электронных приборов в Китае растет на те же 25% в год.
Основная масса концентрата для производства кобальта (порядка 75%) поступает в КНР из Конго. В июле 2006 года компания China Nonferrous приобрела 85% акций предприятия, разрабатывающего замбийское месторождение Chambishi, что позволит расширить список поставщиков кобальтового сырья в КНР и довольно существенно усилит китайское присутствие на рынке. Предприятие в Chambishi за 2005г. выпустило более 3,6 тыс.т кобальта, а за I полугодие 2006г. – 1,64 тыс.т, то есть около 20% всего необходимого КНР кобальта.
Несмотря на отсутствие собственных месторождений и растущее внутреннее потребление, в 2005г. экспорт кобальта (3,7 тыс.т) превышал его импорт (2,7 тыс.т). Чтобы предотвратить фактическую работу собственных предприятий по толлинговым схемам, китайское правительство в конце 2006г. ввело 10% пошлины на экспорт низкопередельной продукции цветной металлургии, в том числе – и на первичный кобальт.
Тенденции, как несбывшиеся ожидания
Прогнозирования цен кобальта CDI избегает. Институт предпочитает более предсказуемый параметр – объемы производства. Однако эта предсказуемость оказалась весьма относительна. Опубликованная CDI весной 2006г. таблица-прогноз объемов производства кобальта в 2006-2010гг. почти сразу стала нуждаться в коррекции (табл.2).
К лету 2006 года оказалось, что динамика производства кобальта идет много ниже прогноза. Резкий рост цен на биржевые цветные металлы спровоцировал многие мелкие компании отказаться от производства кобальта в пользу увеличения выпуска стремительно дорожающих меди или никеля. В результате уже в I полугодии 2006г. вместо обещанного роста производства оно сократилось почти на 4%.
Крупные компании – производители кобальта также не внесли на рынок стабильности. Весной 2006г. резко активизировался и оброс будоражащими рынок подробностями процесс слияния компаний Inco и Falconbridge. Сольются - не сольются, если сольются, то как, и что будет с рынком? Эти вопросы, плюс угроза забастовки на никелевом заводе Inco в Садбери (Канада) заставили цены устойчиво двигаться вверх.
К осени долгожданный процесс слияния наконец-то завершился. Однако совсем не так, как исходно планировалось: Inco поглотил бразильский горнорудный гигант CVRD, а Falconbridge - швейцарская Xstrata. Осмысливать последствия этих слияний пришлось заново.
Осень 2006г. вообще оказалась богатой на сюрпризы, прямо влияющие на рынок кобальта. Всеобщая забастовка в Новой Каледонии практически парализовала работы на самом перспективном никель-кобальтовом проекте компании Inco (теперь CVRD) – месторождении Goro. Затем, в конце ноября, Парижский суд постановил прекратить на нем вообще все работы. А в случае их продолжения обязал компанию выплачивать штраф в размере 30000 евро за день просрочки. CVRD пытается опротестовать это решение, но разбирательство длится уже третий месяц.
Перспективы запуска проекта Goro стали размытыми: конфликт с коренными жителями – канаками – по поводу экологии работ и привлечения иностранной рабочей силы в итоге привел к тому, что проект подорожал с $1,4 млрд до $3 млрд. По некоторым данным, руководство CVRD вообще рассматривает вариант замораживания всех работ на неопределенное время.
Очень значимым событием осени 2006г., стало приобретение Норильским никелем части бизнеса корпорации OM Group. Согласно официальному пресс-релизу, Норникелю за $0,4 млрд проданы никелевые (и кобальтовые), второстепенные для OMG, активы – финские заводы в Harjavalta, Talvivaaran Kaivososakeyhtiö и австралийские подразделения по добыче и переработке руды в Cawse, Black Swan и Silver Swan.
«Норникель», в свою очередь, в течении 5 лет обязуется поставлять OMG продукцию побочного для себя кобальтового производства в количестве «до 2 500 тонн металлического кобальта, до 2 500 тонн кобальта в гидроксиде и до 1 500 тонн кобальта в сульфатном растворе…»
Норникель, по данным CDI, в 2005г. выпустил 4,75 тыс.т кобальта, а в 2006г. объем производства, вероятно, составит около 4,7 тыс.т. Производственные мощности по кобальту завода Harjavalta, по нашей оценке, составляют порядка 800-1200 т в год. До 500 т могут дать австралийские проекты.
В результате бартера с OMG получается, что «Норникель», обеспечивавший около 10% производства с мирового рынка кобальта на 5 лет уходит, полностью отдавая всю кобальтовую продукцию новому партнеру.
Сообщение о заключении и об условиях этой сделки осенью привело рынок в состояние, для описания которого лучше всего подходят слова «шок» и «паника». За последние две недели ноября 2006 года цены выросли вдвое!
По сообщениям потребителей, «торговцы максимально затягивали время, используя любые предлоги, вплоть до наступления Дня Благодарения в США». Стоимость российского кобальта 99,3% дошла до 25 $/фунт, а высококачественный кобальт (99,8%) поднялся до 27,8 $/фунт.
Беспокойство потребителей было вполне обосновано. Как видно на рис.3, после сделки OMG и Норникеля, на рынке обозначились 2 явных лидера – Китай и OMG.
Причем доли КНР и OMG таковы, что антимонопольным комитетам беспокоится еще рано, а вот рядовым европейским потребителям – пожалуй, уже поздно. Китайские трейдеры всегда придерживались политики повышения цен под любым предлогом. Если же и OMG примет схожие условия игры, остальные производители (48% производства) на цены повлиять существенно не смогут.
Напуганные бывшие клиенты Норникеля, по информации Metal Bulletin, в поисках альтернативы вышли на руководство Уфалейникеля с предложением перейти на переработку импортного концентрата кобальта, однако перспективы этого остаются туманными. Верхний Уфалей от комментариев воздержался.
Рынок несколько успокоился только к Новому году. В самом начале января Норильский никель сообщил о том, что не будет прекращать поставки на спот-рынок, а затем постепенно начались реальные продажи. Значительная часть потребителей ушла с рынка на период новогодних праздников, трейдеры успокоились, и цены стали падать.
Рынок стабилизировался настолько, что даже когда 21 января 2007г. на Chambishi взорвалась печь, рынок просто проигнорировал это событие, как будто ничего не произошло. А ведь компания, чтобы выполнить обязательства перед клиентами, сама вышла на спот-рынок в качестве покупателя.
Перспективы
Тем не менее, спокойствие оказалось призрачным. Подготовка Китая к празднованию Нового года вызвала сильное снижение активности на рынке, но привела к росту цен – с 1 по 14 февраля цены выросли на $2 за фунт, «добравшись» до практически рекордных отметок – $25-26 за фунт кобальта 99,3% и $26-27 за фунт кобальта 99,8%.
BHP Billiton 14 февраля сообщила о поставках в Азию металла по цене $27,25 и $27,75 за фунт. Следующие партии предлагаются уже по $28,25 за фунт. Поддерживает рост цен и Норникель, поднявший за 2 недели отпускную стоимость своего металла с $23 до $26 за фунт. На ситуацию не может повлиять даже то, что в Норильске пошли на изменение политики продаж, согласившись реализовывать металл трейдерам, а не только конечным покупателям. По словам трейдеров, компания старается избавиться от части складских запасов до начала работы с OMG.
«Первой ласточкой» среди металлотрейдеров стал Glencore, которому Норникель на 2-й неделе февраля продал партию кобальта. Остальные с нетерпением ожидают, когда же они смогут отхватить свой «кусочек» с норильских складов. Рынок ждет дальнейшего роста цен.
Сделка OMG-Норникель должна быть закрыта к 1 марта 2007г. К этому моменту завершатся продажи российского кобальта и вернутся на рынок отпраздновавшие Новый год китайцы, складские запасы которых также подошли к концу. Вот тогда и станет понятно, а есть ли «кризис перепроизводства» … |