Медь: на пути к драгметаллам?
Цены на медь, на протяжении 5 лет, с 1998 по апрель 2003 год остававшиеся сравнительно стабильными (их колебания были в интервале 1400 – 1700 $/т), вдруг начали с 2004 года расти, и продолжают расти до сих пор, с легкостью пробив недосягаемый, казалось бы, потолок – в 3000 $/т, далее - 4 000 $/т, и добравшись к 11 января 2006г до нового рекорда – 4600 $/т.
Быстро забылась ошибка китайского биржевого брокера в конце ноября. Тогда цены на медь (продажами из госрезерва) пыталось «сбить» даже Правительство КНР. Цены продолжили свой неуклонный рост.
В начале января в статье «Медь: трансформация из сырья в финансовое орудие» (MBR) и ранее, в своем отчете, эксперты из Bloomsbury Minerals Economics высказали мнение, что медь стала объектом особого внимания инвестиционных фондов (и приблизилась по значимости к драгоценным металлам). Однако нового в этой оценке ничего нет.
Агенство Bloomberg еще 15-16 декабря 2005 года опросило группу аналитиков, торговцев и инвесторов рынка меди. Девять из 20 опрошенных сказали, что металл понизится на этой неделе. Восемь - что медь повысится, и трое предсказывали колебания. В целом аналитики ждали ухода инвестиционных фондов с медного рынка и того, что к 2006 году производство этого металла догонит его потребление. Цены после этих прогнозов за месяц выросли еще на 150$/т.
Что же в конце-концов послужило причиной столь затяжного и мощного роста цен на медь?
Если оценить баланс мирового спроса/потребления меди с динамикой цен в этот период, то очевиден закономерный рост цен при нарастании дефицита меди.
С 1996 по 2002 год предложение меди на рынке превышало спрос, что привело сначала к стабилизации, а затем и к падению цен. С 2004 года спрос уже стабильно превышает предложение, и стоимость товара начала подниматься. Однако вопрос адекватности этого подъема возникшему дефициту остается открытым. Производство меди за 2005 г практически сравнялось с ее потреблением, а на динамике цен это не отразилось.
На рынок в качестве «потребителей» пришли многие игроки, прежде работавшие на фондовых рынках. Контракты на поставку промышленных металлов, включая медь, стали рассматриваться как инструменты хеджирования и спекуляции. В результате, хотя в основе изменения цен остается реальный спрос, амплитуда колебаний значительно увеличивается, и возникает задержка реакции рынка на возникновение реального, а не спекулятивного, избытка или дефицита.
Максимальный дефицит металла пришелся на 2004 год, но ситуацию несколько смягчило наличие реального металла у трейдеров на внебиржевом рынке. Судя по всему, к началу этого года заначки трейдеров иссякли и цены резко пошли вверх. Косвенным подтверждением служит динамика запасов наличной меди на LME (см. рис. 3) – в течение 2004-2005 гг. они падали, достигнув к середине 2005 г абсолютного минимума.
Отсутствие резервов делает рынок «нервным» и даже неадекватным. Любое сообщение о проблемах с поставками ведет к росту цен. В прошедшем и нынешнем году таких сообщений было предостаточно. Это забастовки на рудниках компании Asarco и на ее заводах в штатах Аризона и Техас, на рудниках Konkola в Замбии, Zaldivar в Чили. Толчком к июньскому взлету цен послужило землетрясение силой до 8 баллов по шкале Рихтера в Чили, крупнейшей по объемам производства стране мира.
В ноябре быстрый взлет был подогрет статистикой. В предыдущем месяце производсво меди в Чили сократилось на рекордные 6,3%.
Рост цен в первых числах января был «подогрет» забастовкой на шахте Эль-Теньенте, прошедшей перед Новым годом, а также абастовкой после Нового года на крупном заводе по рафинированию меди, начавшейся 4 января. Оба предприятия принадлежат Codelco (Чили). В результате 10 января в Лондоне стоимость меди с поставкой через 3 месяца перевалила за 4600 $/т, а при расчетах сразу – за 4700 $/т. В Шанхае 11 января цены превысили 5400 $/т (с налогами на поставку в апреле). Из-за биржевых игр даже в течение дня цена менялась на $100.
Ряд экспертов считает, что дополнительным фактором «автоматического» роста цен на медь стало падение курса доллара относительно основных мировых валют, начавшееся в конце 2002 г. Наверное, это действительно один из факторов, пусть и не решающих: большинство контрактов на поставку номинировано в долларах, соответственно, производители многих стран мира сразу начали терять прибыль.
Еще одной причиной роста цен называют сезонный фактор: осенью, после летних отпусков, начинает расти производство промышленной продукции, а с ней и потребление меди. Однако, если посмотреть на динамику цен на LME (рис. 1), то станет очевидно, что эти утверждения сейчас не имеют под собой оснований.
Чего же ждать дальше? И кто способен сократить наличие дефицита меди на рынке? Естественно производство.
Ряд крупных мировых компаний заявил в этом году об инвестициях в расширение и модернизацию производства.
Codelco в 2006 году увеличивает инвестиционный бюджет на 27%, до $2 млрд. Инвестиции пойдут, прежде всего, на расширение производства в чилийских комбинатах El Teniente, Mina Sur и Chuquicamata. Новый завод на руднике Chuquicamata будет "полностью готов к эксплуатации" через несколько месяцев. При этом производство рафинированной меди вырастет с 710 тыс т до 855 тыс т в год. Вложения компании к 2018г достигнут $6 млрд.
Так, Escondida намерена в 2005 году вложить средства на расширение рудника Escondida Norte и увеличение производства медных катодов,
В целом крупнейший регион мировой добычи – Чили, в 2006 году планирует поднять производство на 6% до 5,6 млн. тонн.
О росте производственных мощностей по выпуску меди сообщили компании BHP Billiton и Phelps Dodge (производство вырастет приблизительно на 11%). Бразильская компания CVRD запустила новое производство меди производство в Sossego. Корпорация «Казахмыс» увеличила на 2005 год инвестиции до $245 млн.
Российские УГМК и «Норникель» свой вклад в рост производства меди по всем признакам не внесут. У обоих компаний стоит вопрос модернизации рудной базы.
В итоге, по всем прогнозам, рост мировой добычи меди в 2006 году составит 5-6%. Однако закроет ли это ее дефицит?
Многие годы, независимо от конъюнктуры, мировой спрос на медь неуклонно растет.
Уже давно крупнейшим потребителем меди является Китай, именно его потребности, в данный момент, определяют динамику цен. Так, например, по оценкам экспертов, в 2005 г рост спроса в Китае составит от 8,4 до 9,6 % по отношению к 2004г, до 3,6- 3,8 млн. т, в США – на 3%, до 2,6 млн. тонн. Вместе с Японией, Германией, Южной Кореей, Италией и Тайванем они увеличат потребление меди по сравнению с 2004 годом на 4% - до 10,9 млн. т. Эти результаты близки к оценке чилийской государственной комиссии по меди Cochilco, согласно которой мировой спрос на медь в 2005 г. увеличился на 3.7%.
Даже при высоких ценах меди ее применению в кабельном производстве, электронике, энергетике и т.д. альтернативы нет!
Попробуем подвести итоговый баланс.
Сначала – по 2005 году. По последнему прогнозу авторитетной International Copper Study Group (ICSG) рудничная добыча меди в 2005 г. составит 14.98 млн т; это на 695 тыс.т меньше, чем ICSG ожидала в марте 2005 г. Производство рафинированной меди в 2005 г. составит 16.34 млн т, что на 831 тыс.т больше, чем ожидалось ранее. Потребление рафинированной меди в 2005 г., по мнению ICSG, составит 16.45 млн т, что на 920 тыс.т меньше, чем та же группа предсказывала в марте 2005 г. При этом дефицит в 2005 г. составит 122 тыс.т (предыдущий прогноз от марта 2005 г. – 260 тыс.т дефицита). Дефицит на рынке меди в прошедшем году сохранился, что мы и наблюдаем.
В 2006 году прогнозируется, что рудничная добыча меди в 2006 г. составит 15.74 млн т (рост на 5.1% по сравнению с 2005 г.), а производство рафинированной меди – 17,65 млн т (рост на 8.1%). При этом потребление составит 17,36 млн т (т.е. рост на 5.5% по сравнению с 2005 г.).
При этом в текущем году избыток на рынке меди может составить 295 тыс.т (ранее прогнозировался избыток в 93 тыс.т).
А избыток – это, естественно, снижение цен.
Именно его прогнозируют практически все западные аналитики, причем весьма существенное. При текущей (на 11:00 16 января) цене меди в 4611 $/т, они прогнозируют среднюю в 2006 году на уровне 3445 $/т.
Фактически в 2006 году прогнозируется обвал медных цен, чего мы никак не разделяем. В среднем по году вероятнее их малое снижение или даже стабилизация.
Многие аналитики, трейдеры и производители считают, что в первом полугодии на рынке меди сохранится напряжённость при высоких ценах. Повышательные тенденции будут сохранятся, и только позже начнется постепенный спад, который может продлиться довольно длительное время.
В драгоценные металлы медь, безусловно, не попадет. Однако ее возможный избыток (по ICSG до 300 тыс.т в 2006 году) легко может быть скуплен мировыми инвестиционными фондами. Сейчас, при падении интереса к американским ценным бумагам, в мире образуются триллионы (!) «непристроенных» долларов. Кроме того, для покрытия дефицита платежного бюджета США, сейчас печатается более $1 млрд. ежедневно. Это как раз, на весь прогнозируемый избыток меди…
|