Титан: металл будущего расстается с прошлым?
Во второй половине XX века мировое производство титана развивалось стремительными темпами. Специалисты отмечали доступность и дешевизну сырья при уникальных потребительских свойствах титана и прочили ему блестящее будущее.
Сочетание легкости, прочности, термостойкости и высокой коррозионной стойкости выгодно отличало его от спецсталей, алюминиево-магниевых и прочих сплавов. К примеру, равнопрочные титановые детали оказывались почти в 5 раз легче, чем из традиционно применяемых материалов.
Такие преимущества прежде всего обусловили применение титана в бурно развивающейся аэрокосмической промышленности, хотя сразу начались попытки его применения в судостроении, двигателестроении и автомобильной промышленности.
Однако по своим химическим и физическим свойствам этот металл оказался весьма непрост. Только в 1940 году Уильямом Кроллом был предложен промышленный способ производства металлического титана в виде губки (восстановление магнием тетрахлорида титана). Способ был сложен и дорог, поэтому сам автор считал его временным. Увы, несмотря на огромные многомиллионные инвестиции в разработки, альтернативы ему не нашлось до настоящего времени. Многие десятилетия металл остается сравнительно дорогим, а основные области его применения долгое время определял военно-промышленный комплекс (как в СССР, так и в США). В годы «гонки вооружений» с затратами особо не считались. В конце 70х годов, например, едва ли не весь годовой объем производства советского титана ушел на один проект. Сейчас информация по нему стала более доступна – головная ядерная подводная лодка проекта 945 в качестве основного конструкционного материала использовала титан. Результат – экономия трети массы, глубоководность, немагнитность и самая большая скорость АПЛ под водой (мировой рекорд до сих пор!).
Дороговизна, наукоемкость и ориентация на военные нужды сильно сократила число кандидатов на производство титана. Сейчас в мире 4 заметных производителя титановой губки и немного более десятка его крупных потребителей – производителей титанового проката и изделий.
Среди них сохранилась и Россия. Наша титановая промышленность – родом из СССР, когда в стране была создана научная школа и крупнейший промышленный комплекс по производству титана, общей мощностью до 80 тыс. тонн в год, что заметно превышало производство всего остального мира. В отрасль входили крупнейшие предприятия: Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК) на Украине, Усть-Каменогорский (УКТМК) в Казахстане, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) в Свердловской области, Березниковский титано-магниевый комбинат (ныне АВИСМА) в Пермской области. Большую часть этого комплекса унаследовала Россия.
Ныне производство группы ВСМПО/АВИСМА оценивается в треть мирового выпуска титановой губки и почти в четверть производства титанового проката. Имеет оно и огромный дополнительный потенциал. Схожую ситуацию по влиянию на мировой рынок Россия имеет только по никелю и палладию, о которых мы писали уже не раз.
Сохранить и развить российское производство титана оказалось делом совсем не простым.
После распада СССР и резкого падения количества оборонных заказов загрузка предприятий титановой промышленности сократилась в десятки раз. Аналогов нет ни в одном российском производстве цветной металлургии. Однако историю героического «выживания» этой отрасли писать не позволяет объем этого краткого обзора. Вопрос о современном состоянии дел.
Объединению ВСМПО/АВИСМА удалось за прошедшие годы улучшить качество и сортамент выпускаемой продукции, сертифицировать ее по мировым стандартам и стандартам потребителей, а также сертифицировать и пройти аудит всего производства по международному стандарту ISO 9001:2000. Результат – заметное расширение сферы применений титановых (и других материалов и изделий), вплоть до морской нефтедобычи, а также заметный выход на мировой рынок. Сейчас ВСМПО снабжает изделиями из титана 240 компаний в 39 странах мира.
В наиболее емком по потреблению титана секторе мирового рынка – авиационном (США и Евросоюз), изделия из российского титана составляют сейчас серьезную конкуренцию альтернативным поставщикам. На долю «ВСМПО-Ависма» приходится 65% заказов из титана крупнейшего в Европе авиастроительного концерна «Эйрбас» и 35% – американского «Боинга», причем преимущественно по долгосрочным контрактам. Отметим также заметные поставки двигателестроителям из General Electric, Pratt & Whitney и др. Бурная экспансия ВСМПО на американский рынок замечена и американскими политиками, принимающими ряд мер по защите своих производств (Timet, RTI, ATI и Howmet ) и по ограничению зависимости военного(!) авиастроения от поставок российского титана.
Экспансия ВСМПО/АВИСМЫ за рубеж впечатляет. Это происходит на фоне того, что с 2001 года мировой рынок титанового сырья и металлического титана сократился ввиду общеэкономического кризиса и особого спада производства в авиастроении. Добавил проблем и ввод новых мощностей в США, Австралии и ЮАР. В результате загрузка этих производственных мощностей в мире (по оценке японской компании Toho Titanium) упала в 2002 году до 69%. На этом фоне особо заметны конкурентные преимущества нашей титановой промышленности.
Итоги «восстановления» и развития титановой промышленности России заметны. Объединение ВСПМО/АВИСМА в последние годы вернулось в рейтинги крупнейших российских компаний и демонстрирует устойчивую рентабельность производства. В 2003 году выручка ВСМПО составила 8,37 млрд. руб. Кроме того, по итогам 2003 г. корпорация впервые в своей истории выплатит дивиденды. Однако показатели главного поставщика титанового сырья – березниковской АВИСМЫ (контролируемой ВСМПО), в прошлом году заметно снизились. Ввиду роста затрат, магниевое производство в прошлом году стало убыточным, а рентабельность выпуска титановой губки снизилась на десятую часть (до 20,5%). Основная причина этого – рост цен энергоносителей при невысоких ценах на продукцию комбината.
Тут полезно вернуться к конъюнктуре мирового рынка титана и его сырья.
Динамика показывает, что в мире с 2001 года наблюдалось неуклонное снижение цен на основное сырье для производства титана. Это противоречит тенденции заметного роста в 2003 году мировых цен по всем (!) другим металлам (кроме палладия), их рудам и концентратам. Экономически это мало объяснимо, но долго продолжаться не может. Резкий, с конца прошлого года рост цен на ферротитан и титановый лом четко задает новую мировую рыночную коньюктуру титана: по всем оценкам «оживает» авиапромышленность мира, быстро растет и производство сталей с титановым микролегированием. Экономические показатели АВИСМЫ, а тем более – ВСМПО этого года явно будут лучше, чем в предыдущем.
Впрочем, более чем вероятно, что эти два сильно связанные технологически и организационно производства в конце года сольются. 27 марта 2004 года состоялось заседание совета директоров ОАО «ВСМПО» (г. Верхняя Салда, Свердловская область). Совет директоров обсудил возможность объединения ОАО «ВСМПО» и ОАО «АВИСМА» (г. Березники, Пермская область). В результате обсуждения было принято решение о создании рабочей группы, в составе специалистов обоих предприятий и внешних консультантов. Главная задача рабочей группы выработать рекомендаций по основным параметрам слияния двух компаний.
Опасения ряда аналитиков, что этому процессу помешает «Ренова» Виктора Вексельберга, контролирующая помимо СУАЛа более 12% акций ВСМПО, пока не подтверждаются. «СУАЛ-холдинг» заинтересован в продвижении на мировой рынок своей продукции (проката КУЗОЦМ), а достижения ВСМПО/АВИСМЫ в этом направлении впечатляют. Помимо СП «Uniti» с американской Boeing (Allegheny Technologies), компания контролирует американского производителя титанового проката – National Forge & Machining и планирует приобретение еще одного предприятия по выплавке титана (вероятно Lowrаnce Aviation или Pamona Melting). Напомним, что мощности на территории США позволяют ВСМПО обойти ограничения поставок продукции в американское производство вооружений.
Некоторое снижение рентабельности производств не смущает ВСМПО. Для реализации многих амбициозных планов свой авторитет на «западе» решено превратить в инвестиции. Компания намеревается в этом году разместить до 20% акций в форме ADR на американском и европейском фондовых рынках. Хотя аналитики и считают активы ВСМПО/АВИСМЫ сильно недооцененными, тем не менее, этот шаг способен принести менеджменту до $500 млн. Далее планируется публичное размещение своих акций, намеченное на следующий год, а компания стремится стать более прозрачной и понятной для инвесторов. Редакции такая открытая позиция – по душе. Секретность российских предприятий цветной металлургии давно стала анахронизмом.
В заключение сообщим, что 24-27 мая 2004 года на теплоходе «Санкт-Петербург» состоится конференция «Титан-2004 в СНГ». Подробности – на сайте http://titan-association.com
Основные темы конференции:
- обзор рынка титана в странах СНГ и мире;
- национальные программы развития отрасли;
- тенденции развития сырьевой базы и производства губчатого;
- новые достижения в области металловедения и металлургии титана;
- динамика развития основных сфер применения титана;
- применение титана в энергетике, медицине, потребительских товарах;
- обзор рынка титановых отходов и ферротитана.
PS. Об угрозе классическому производству титана
Все мировое промышленное производство титана ныне базируется на технологии восстановления его тетрахлорида магнием, производящей титановую губку. Последняя сильно загрязнена хлоридом магния и другими примесями, и для получения чистого продукта требуется рафинирование в условиях вакуума. Недостатки и дороговизна этой цепочки процессов, требуемых для получения конечных изделий, общеизвестна. Поэтому поиски новых технологий не прекращаются до сих пор.
Недавно в специальных СМИ прошло сообщение об открытии в Кембриджском университете (Великобритания) процесса получения титана, который называют революционным. Если его удастся применить в промышленных масштабах, то это приведёт к существенному снижению стоимости титана – именно «дороговизна» получения титана является серьёзным препятствием на пути расширения областей применения этого перспективнейшего металла.
Полагается, это открытие сможет разрешить предыдущие проблемы в процессе электролитического обогащения титана (прогнозировавшегося еще Кроллом). Главной инновацией нового так называемого FFC-Cambridge процесса (названного по имени Дерека Фрэя (Derek Fray), Джорджа Чена (George Chen) и Тома Фартинга (Tom Farthing) является электролиз двуокиси титана (в форме катодов) в электролите из расплавленного хлорида натрия. При температуре 900С° проводимость системы достаточна, катод в этом процессе теряет кислород, образуя титан в устойчивой твёрдой форме.
Пока опытные установки выдают до десятков килограмм титана ежедневно, но в исследования включены многие фирмы. Активно идет и торговля лицензиями по патенту на процесс. К примеру, американское Агентство перспективных исследовательских проектов оборонного направления (Darpa – Defence advanced research projects agency) выделило 12,5 млн. долл. консорциуму во главе с Timet для внедрения FFC-процесса в коммерческое производство. Другими членами консорциума являются British Titanium и Кембриджский университет, а также такие гиганты, как американские Boeing, General Electric, Pratt & Whitney, United Defense и Калифорнийский университет в Беркли. Причины такой активности – возможность заметного удешевления титана и снижения зависимости от поставок из России.
Точных оценок по перспективам процесса пока нет, однако российскому производству (ВСМПО/АВИСМА) останавливаться на достигнутом явно не следует.
Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 8)
|