Металлопрокат на Металл Торг.Ру
  РЕГИСТРАЦИЯ
  НОВОСТИ
Рынка металлов
Новости компаний
Торговой системы
  АНАЛИТИКА
Черные металлы
Цветные металлы
Драгоценные металлы
Металлолом
Сырье
Статистика
Индекс цен России
Мировые цены
Цены на биржах
Вопрос месяца
Публикации
Цены и прогнозы
  МЕТАЛЛОТОРГОВЛЯ
Металлоторговля
Каталог
Прайс-листы
Маркетплейс      <<
Доска объявлений  <<
Classified
Подшипники
ГОСТы и стандарты
Список должников
  ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Регистрация               <<
Подписка
Вопросы FAQ
Биржа труда
Металлургический чат
Разделы
Информеры
Выставки
Реклама
О компании
Контакты
  РЕГИСТРАЦИЯ
  ПОИСК ПО САЙТУ


Черные металлы
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама


31.05.2023    Стальные цены: Восток или Запад?



Многие политики и массмедиа мира говорят сейчас о глобальной смене эпох – переходе от доминирования США с группой союзников к многополярному миру с заметным влиянием Китая, России и целой группы развивающихся стран. В экономике это переход от глобализации к системе защиты национальных рынков и производств. Отметим, что в металлургии мира этот процесс начался давным-давно. Еще 15 лет назад отрасль стала лидером по количеству введенных таможенных тарифов, квот на импорт и прочих ограничений международной «свободной» торговли.

Как обычно, особо отличились и продолжают свой прессинг США, которые в период президентства Дональда Трампа «оптом» ввели 25%-е тарифы на импорт практически всех видов продукции черной металлургии. И, естественно, получили схожий рост цен на американский металлопрокат, трубы и метизы. Новые волны санкций США и ЕС в отношении РФ, принципиальных для нашей металлургии, стартовали с началом СВО на Украине. Они включают полный запрет на импорт российской металлопродукции, ограничения логистики и финансовых расчетов. На очереди – американские и европейские санкции для зарубежных партнеров, рискнувших сохранить отношения с российскими компаниями.

Вытеснение российской металлопродукции с западных рынков совпало с сокращением импорта украинской (ввиду СВО), турецкой (последствия землетрясения) и индийской стали (по решению властей). А также – с сокращением собственного производства в США, и особенно – в ЕС ввиду дефицита энергоносителей и металлургического сырья.

Итог – новый виток роста западных стальных цен, особо заметный на фоне сравнительно стабильных азиатских, например в Китае и Индии. Напомним, что эти две страны давным-давно закрепились в роли первого и второго производителя стальной продукции в мире (рис. 1).



В феврале 2023 года, например, производство Китая и Индии достигло 63,4% общемирового выпуска стали, тогда как доля суммарных объемов США и стран ЕС, наоборот, снизилась до 11,6%. Оценки приведены по данным авторитетной World Steel Association (WSA, Worldsteel), расположенной в Брюсселе, городе штаб-квартиры ЕС. Там же, или чаще в Великобритании, «прописаны» основные офисы информационных агентств Platts, Argus, MEPS International, MetalBulletin и многих других изданий, задающих тон во всех оценках и прогнозах цен на черные металлы. Эта традиция сохраняется притом, что доля самих Бельгии и Великобритании в мировом производстве стали сейчас снизилась до крайне незначительного уровня – около 1%.

Однако в информационном пространстве Запад, безусловно, остается вне конкуренции. Игнорировать рост реального производства он уже давно не может. Открыты филиалы офисов в Шанхае и прочих азиатских столицах, но «аналитика» производств по-прежнему остается прозападной. К примеру, продолжается продвижение крайне дорогой технологии перехода на водород в металлургии и игнорируется тот факт, что объявленные экологические цели много легче достигаются применением природного газа вместо угля.

Впрочем, свои проблемы Запад предпочитает сейчас не решать, а компенсировать, разгоняя инфляцию и повышая цены на любой реальный товар.

Значит, пора заняться «импортозамещением» информации и «евразийским анализом» индикаторов стальных цен в мире. И в конечном итоге понять, «что и почем» стоит покупать, особенно в России.

Начнем с анализа мирового спроса и предложения, когда-то бывшего лозунгом глобализации. Они разбалансированы повсюду в мире ввиду упомянутых беспрецедентных ограничений и спада спроса на сталь во многих странах. О значительном избытке мощностей черной металлургии в мире все настойчивее говорит большинство производителей стали.

Начиная с пандемии COVID-19 одной из главных проблем географически удаленных партнеров стали перекосы в логистике. Пик взлета стоимости морских перевозок (по индикаторам Baltic Dry Index и World Container Index) позади, но ставки только-только возвращаются на приемлемые уровни (рис. 2). Естественно, аналогично дорожали и все виды сухопутных перевозок, что внесло дополнительный вклад в «разделение» региональных рынков, осложняя жизнь экспортерам и импортерам.



А главный итог «деглобализации» металлургии, принципиально важный для огромного числа потребителей металлопродукции, – дальнейшее расхождение региональных стальных цен. Причем лидером здесь вновь оказались все более нестабильные США.

Приведем несколько характерных тенденций последних месяцев. В марте ряд американских производителей дружно повысил цены на арматуру, «сигнализируя об окончании сопротивления росту цен на сырье», сообщило агентство Argus. Три завода компании Nucor объявили о повышении базовой цены на $50 за короткую тонну арматуры для наиболее ликвидных размеров № 4–11 (диаметры 13–36 мм). За размер №3 (10 мм) взимается дополнительная плата $80 за т, а за размеры №14 и 18 (диаметр 43 и 57 мм соответственно) – дополнительная плата $50 за т. Компания Gerdau также объявила, что американские цены её арматуры выросли на $50 за т, и источники на рынке сообщают о схожем росте цен у компании CMC.

До этого цены на арматуру США на условиях ex-works колебалась в пределах $890–930 за короткую тонну (до $1025 за метрическую тонну) в течение нескольких месяцев, в зависимости от цен на лом и ассигнований (дотаций) стройкомпаниям в рамках Закона об инфраструктурных инвестициях и рабочих местах (IIJA).

Отметим, что ранее в США произошел еще более заметный рост цен на плоский стальной прокат. Та же компания Nucor за шесть повышений с конца ноября 2022 года добавила к его ценникам $360 за т. С 21 февраля 2023 года компания преодолела значимый порог – установила минимальную целевую цену на горячекатаный рулон в размере $1000 за короткую тонну (впервые с 28 июня 2022 года).

Завод NLMK USA с 2 марта выставил минимальную цену горячекатаного рулона на уровне $1200 за короткую тонну. За ним компания Cleveland-Cliffs сообщила, что повысила стоимость своего плоского проката на $100 за короткую тонну до того же уровня. А Nucor, догоняя конкурентов, 3 марта подняла цены до «скромных» $1150 за короткую тонну ($1268 за метрическую тонну). Это означает, по оценке Argus, что «стоимость плоского проката ex-works для Среднего и Южного Запада США выросла на 83% с середины октября» прошлого года. При этом американские сталелитейные заводы сохраняют загрузку на уровне 75% или ниже, таким образом подогревая спрос на сталь. Одновременно «импорт стали сократился, что привело к исчезновению мощного источника поставок, который обычно заполняет пробелы, если внутреннего предложения не хватает и цены растут», пишет Argus.

В странах ЕС ситуация с балансом спроса и предложения, т.е. с ценами, оказалась еще более сложной. В 2022 году (с началом СВО) резко сократился импорт стальных полуфабрикатов и металлопродукции из России и Украины. Но местным производителям это не помогло –региональный взлет цен на газ и электроэнергию обвалил рентабельность европейской металлургии. В текущем году ситуация, казалось бы, начала налаживаться. Во многом – за счет налоговых льгот и целевых дотаций отдельных стран отдельным металлургическим компаниям.

В Германии, например, по словам федерального министра финансов Кристиана Линднера, в 2022–2023 году энергоемкие производства получили налоговые послабления на общую сумму €6,6 млрд.

В начале марта агентство Platts оптимистично сообщило: «Европейские металлурги возобновляют производство на простаивающих домнах и наращивают объемы выпуска на фоне роста цен на сталь. Так, ArcelorMittal в Германии, не останавливавшая домны, но работавшая на пониженных объемах, восстановила уровень производства. Во Франции металлургический гигант готовится в апреле перезапустить домну мощностью 2 млн т. В Финляндии SSAB возобновила работу доменной печи после технического обслуживания. Перезапускаются домны в Словакии, Румынии, Польше, Венгрии: с начала года девять крупных предприятий объявили о перезапуске или росте загрузки производства».

Но расклад для металлургических компаний Европы оказался весьма неравноценным. В апреле последовало закрытие электрометаллургического сталелитейного завода Lech-Stahlwerke в Германии, мощностью более 1 млн т металлопродукции в год. Владельцы закрытого завода сообщили, что «квоты на выброс в атмосферу и цена на электричество больше не дают гарантии прибыли». По схожим причинам многие месяцы пытается избавиться от своего металлургического подразделения знаменитая компания ThyssenKrupp.

Агентство Kallanish Steel оптимизма в отношении металлургии ЕС не разделяет. Оно прогнозирует в апреле–мае серьезные сбои в поставках на стальном рынке ЕС из-за пожаров на домнах ArcelorMittal в Испании и Франции и форс-мажора на заводе Tata Steel в Эймейдене в конце февраля. Это, в сочетании со значительным сокращением производства рулонов на Acciaierie d’Italia, одном из крупнейших сталелитейных заводов в Европе, и снижением азиатских поставок в Европу создаст нагрузку на цепочку ценообразования стальной продукции в ЕС. В переводе с дипломатического на русский язык это означает дефицит и рост цен.

Отмечается, что некоторые покупатели в секторах автомобилестроения и бытовой техники уже сталкиваются с задержками доставки до июня. Часть производителей ЕС уже повысили свои цены на горячекатаный рулон до €900 за т ($979) на условиях ex-works. Сервисные центры и перепрокатчики в то же время сообщают о неустойчивом рынке переработки, испытывая явные проблемы со сбытом при попытке переложить рост цен на клиентов. Спрос слабый, потребление еще ниже, а металлоторговцы, скептически относящиеся к повышению цен, отказываются поднимать закупочные цены на лист и сварные трубы. Производители говорят, что цены для обоих продуктов должны быть выше €1000 за т, но спотовые цены и реальный спрос располагаются на €70–80 за т ниже. При этом разрыв между ценами на импорт и европейскими ценами на горячекатаный прокат, как ожидается, также увеличится. Импортированный горячекатаный плоский прокат из Азии предлагается сейчас по цене от €750–800 за т FOB Италия со сроками поставки в августе–сентябре.

Но дешевый азиатский импорт поступает на дорогие западные рынки в весьма ограниченном количестве. К примеру, за I квартал 2023 года общий экспорт стальной продукции из Китая составил 20,08 млн т, увеличившись на 53,2% по сравнению с прошлым годом. Но это всего лишь 7,6% от объемов собственного китайского производства (261,6 млн т). Индийские металлурги после отмены экспортных пошлин в марте 2023 года смогли нарастить экспорт стальной продукции до 1,19 млн т – менее 10% месячного внутреннего потребления. Подавляющая часть азиатского производства продолжает удовлетворять внутренний спрос на сталь. А потери объемов стального импорта на западные рынки из России, Украины и Турции остаются ничем не компенсированы.

В итоге международная конкуренция становится все слабее, что создает огромные различия в региональной стоимости металлопродукции. Покажем их на примере динамики средних цен самой массовой в мире металлопродукции – стальной арматуры и горячекатаного рулона (рис. 3, 4).





Типовая разница цен основных восточных и западных рынков последние годы составляла около 15% и фактически была равна стоимости доставки дешевой стали из Поднебесной «экологически ответственным» предприятиям в Европе и США. Паралич транспортных артерий и взлетевшая в результате стоимость доставки из одной части света в другую на протяжении 2020–2021 годов привели к резкому росту разницы региональных цен – вплоть до 70% что для арматуры, что для рулонов. Прочие виды готовой стальной продукции следовали схожей тенденции.

Еще интереснее другое: ставки грузоперевозок в 2023 году уже практически вернулись к допандемийным уровням, а вот разница в стоимости стали азиатского и западного происхождения продолжает нарастать. В мае 2023 года китайская и индийская сталь даже с учетом доставки на западные рынки оказывалась уже на 40–45% дешевле продукции своих европейских и американских конкурентов.

Цены стальных полуфабрикатов (ввиду увлечения Запада экологией металлургии) также превосходят восточные цены на слябы и заготовки приблизительно в полтора раза.

Такая экономическая политика приводит к потере конкурентоспособности реальной промышленности – главного потребителя металлопродукции как в США, так и в Евросоюзе. А далее – к неизбежной потере и самой металлургии, поскольку перспектива 50%-й прибыли пробуждает в любом бизнесмене «отчаянную смелость», и призывов к западным потребителям «покупайте отечественное» определенно будет недостаточно. При такой разнице цен импортная продукция просто задавит местную, невзирая на любое регулирующее воздействие.

Для нас же наиболее актуальным становится вопрос, могут ли в этой ситуации быть ориентиром для остального мира западные стальные цены, индикаторы аналитических агентств и т.п.? Текущие китайские цены на металлопродукцию тоже не годятся на эту роль, поскольку не обеспечивают рентабельного производства в металлургии.

А главный вопрос – где место и какова тенденция для российских стальных цен в эпоху СВО и беспрецедентных санкций против нашей страны (рис. 5)?



Во-первых, очевидно, что тяготение внутрироссийских цен к западным, особенно к ценам ЕС, характерное для периода 5–10-летней давности, снизилось, но не прекратилось. Восточные цены сейчас определенно недостаточны для обеспечения как стабильной работы, так и развития отрасли (причем с импортозамещением нужного металлургического оборудования).

Российский стальной рынок в последние годы, невзирая на значительные скачки курса рубля, самостоятельно нащупывает нужную точку равновесия – несколько выше середины рассмотренного диапазона цен. Кстати, весьма близкую к уровню цен Турции – традиционного моста между Западом и Востоком. С учетом последних тенденций внутрироссийским ценам можно обгонять цены Китая и Индии стабильно на 10–15%. Это компенсирует повышенные затраты наших металлургов на логистику внутри страны и при поставках на внешние рынки. При этом за счет собственного металлургического сырья сохранится как конкурентоспособность нашей металлургии, так и металлоемких отраслей промышленности РФ.

Агентство MetalTorg.Ru в своем индикаторе «Мировые цены» в ближайшее время сократит количество и «вес» стальных цен ЕС и введет показатели Индии. Естественно, продолжая уделять основное внимание внутрироссийским ценам.

Отметим в заключение, что для отечественных потребителей стального проката, труб и метизов сейчас много важнее не уровень, а стабильность российских цен. Их слишком лихорадит в последние годы, что сбивает планы и ценообразование многих отраслей, особенно строительства. Практику непрерывного переписывания ценников у меткомбинатов как вверх, так и вниз надо прекращать. В нашей стране хватает и других факторов нестабильности…

Пожалуйста, оцените этот материал


        Отлично (5)
        Хорошо (4)
        Удовлетворительно (3)
        Плохо (2)
        Очень плохо (1)


Результаты голосования здесь

Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции ©



Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: