Добрососедская металлургия
Начало анализу итогов прошедшего 2022 года было положено в нашей публикации «Стальной экспорт и разворот на Восток», посвященной главным событиям внешнеэкономической деятельности в металлургической отрасли России. Обсуждение касалось в основном стран дальнего зарубежья, традиционно занимавших лидирующие позиции в потреблении российской продукции.
Публикация «По итогам 2022 года в металлургии: продолжение следует!» была посвящена разбору ситуации с основными участниками внутреннего рынка России.
Поэтому логично завершить анализ итогов 2022 года обзором роли стран ближнего зарубежья для металлургии России. Речь здесь прежде всего идет о странах СНГ, где основные партнеры РФ вошли в Таможенный союз, а с 2015 года – в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Сейчас членами ЕАЭС являются Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан, а Узбекистан вошел в союз в статусе наблюдателя. Также частично рассмотрим показатели товарообмена с Украиной, фактически покинувшей СНГ и список экономических партнеров РФ. Ряд наших соседей (Китай и др.) мы рассмотрим ограниченно, т.е. в случаях их заметного влияния на российский экспорт.
Для анализа будем использовать статистику внешнеэкономической деятельности металлургической отрасли России с этими странами в части, касающейся вывоза и ввоза основных видов сырья и стальной продукции.
Вначале обратимся к экспорту традиционно прибыльных для горно-металлургической отрасли России видов продукции – сырья и полуфабрикатов.
Динамика суммарного экспорта из РФ объемов этих видов продукции представлена на рис. 1.
Основными «хитами» экспорта, как следует из графика, являются коксующийся уголь, а также железорудный концентрат и окатыши.
Поставки металлургических видов угля из РФ нарастали из года в год в основном за счет Китая, стран ЕС и отчасти Турции. При этом Украина, до 2018 года лидировавшая по объемам этого экспорта из РФ, с тех пор многократно сократила закупки в нашей стране. Доля угольного экспорта в страны ЕАЭС при этом была и остается незначительной.
В экспорте российского железорудного концентрата и окатышей наблюдался заметный спад в период с 2015 по 2018 год, объясняющийся пятикратным снижением объемов закупок Китаем. Вторым по важности зарубежным покупателем этого сырья была опять же Украина, доля которой в 2018–2019 годах достигала четверти от всех наших поставок концентрата за границу. Но в 2020 году, на фоне пандемийных остановок производства и перебоев в логистических цепочках, вернулись китайские покупатели, годовые отгрузки в адрес которых превысили 13 млн т. Украина же по известным причинам потеряла интерес к нашей продукции.
Что касается экспорта российского металлургического кокса, то на долю стран ближнего зарубежья, как правило, приходилось около 35% отгрузок. Безоговорочным лидером в его приобретении являлся Казахстан, куда ежегодно отправлялось около 900 тыс. т кокса. Второе место с 2014 по 2019 год уверенно держала Украина, на пике закупавшая до 940 тыс. т кокса за год. Что любопытно, украинская таможня не фиксировала провалов в объемах поставок по 2016 и 2019 годам. К примеру, в последнем случае ФТС РФ отчиталась о вывозе в адрес украинских покупателей 3... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |