Стальной рынок: репортаж с поля боя…
Мы писали в предыдущем обзоре, что мировой финансово-экономический кризис нанес особый удар по металлургии. Фактически – двойной удар: как через несправедливый спад цен, так и через спад объемов продаж.
Сейчас ситуация на рынке стальной продукции в России и во всем мире не подает никаких признаков улучшения. Поэтому к кризисной теме придется вернуться вновь, причем, по всей видимости, еще не один раз.
Объемы производства
Начнем с первых итогов разрушительного воздействия «ипотечно-финансового» кризиса США на мировую металлургию. После нескольких лет роста (невзирая на сезонные и прочие колебания) с мая 2008 г. производство в черной металлургии мира пошло на спад, причем темпы этого падения в последние месяцы нарастают (рис. 1).
По данным World Steel Association (WSA, ранее – IISI), мировое производство стали в октябре 2008 г. составило 100,513 млн т, что на 12,4% ниже уровня прошлого года и на 6,9% ниже уровня сентября 2008 г. Спад к пику выпуска стали в мае 2008 г. уже достиг 19,4%.
Ситуация по странам мира (табл. 1) выглядит весьма непонятной, поскольку неоднозначно связана с конкурентоспособностью (ценой и качеством) металлопродукции. Однако ясно, что в наибольшей степени пострадали металлурги США и Великобритании, а также ряд экспортеров продукции на мировые рынки (Украина, Россия, Турция).
В части цифр по Украине и России отметим традиционную «ошибку» британской WSA-IISI. Показатели дружественной Украины несколько завышены, а неприятной России – занижены. По данным Росстата, например, октябрьское производство стали в РФ составило 4,9 млн т (против 4,5 млн т в сводке WSA), а снижение к уровню прошлого года – 19,4% (против 27,05% в сводке WSA).
Тем не менее общая тенденция октября очевидна – это заметный спад производства в металлургии большинства стран мира. На этот раз исключением не стал даже Китай (спад около 17%). Думается, это прежде всего следствие глубокой коррекции в строительной индустрии Поднебесной, которая была «перегрета» в течение многих месяцев перед Пекинской олимпиадой.
Сейчас начали появляться первые сводки ноября, которые указывают на продолжение тенденции спада производства в мировой металлургии.
По данным American Iron and Steel Institute (AISI), американское производство стали в ноябре падает еженедельно. К примеру, за неделю с 16 по 22 ноября 2008 г. оно составило 1,348 млн т, что на 3,8% ниже уровня предыдущей недели, а также на 36,2% ниже показателя годичной давности. Причем использование производственных мощностей в металлургии США упало до 56,5%.
В конце ноября появились сообщения, что Азия сократила около 50% производства стали. К примеру, японские производства в Таиланде отметили, что их производства уже сокращены на 40–50% от нормального уровня, а Sahaviriya Steel Industries Plc анонсировала, что будет работать на 10% производственных мощностей.
Во Вьетнаме производство х/к продукции составляет сейчас около 1000 т в месяц по сравнению с нормальным уровнем в 30 тыс. т., т. е. упало в 30 раз!
В Южной Корее также отмечается сокращение производства г/к проката на 50% от нормального уровня.
На Украине, где резко «захромала» недавно четкая статистика, по оценкам для ноября, средняя загрузка металлургических мощностей упала до 25–30%.
Однако сейчас важнее не произвести продукцию (чаще на переполненные склады), а отгрузить ее реальному потребителю. Тут ситуация еще тревожнее для металлургов. В России, например, по данным ОАО «РЖД», перевозки металлов (после спада в октябре на 21,7%) за первые три недели ноября упали еще на 34% к аналогичному уровню октября.
Не лучше ситуация на экспортных, т. е. мировых, рынках.
Морские перевозки, судя по индексам фрахта, продолжают свое неуклонное падение. После рекордно низкого фрахта судов в октябре (в 10 раз ниже, чем годом ранее) спад цен на перевозки продолжается. Индексы фрахта BADI и BACI за ноябрь упали еще на 6,4 и 27,1% соответственно. Однако даже эти цены (на пределе себестоимости) пока не могут активизировать спрос на морские перевозки в мире, включая сырье и металл.
Пока финансисты всего мира «переваривают» государственную и прочую помощь, кризис реального сектора экономики, включая спад в металлургии, явно углубляется.
Стальные цены
Начнем со стальной заготовки, т. е. с фактических цен на сталь. После взлета (весной) и обвала (с лета) начало ноября взбодрило металлургов. За неделю к 11 октября 2008 г. средние цены LME на стальную заготовку взлетели на 40% и превысили $400 за т.
Увы, как всегда, биржевой всплеск (на минимальных объемах продаж) не имел никакого отношения к балансу спроса и предложения. Вскоре брокеры LME на считаных сделках обвалили эти цены на 25–30% (рис. 2).
Цена по 3-месячным контрактам на 26 ноября держится на уровне около $314 по средиземноморским контрактам и около $285 за т – по дальневосточным. При этом 15-месячные контракты в Азии предлагаются по тем же ценам, а рядом с Европой – на $80–90 дороже. Необъяснимая разница вполне возможна: контрактов на LME практически не заключается.
Как сообщило 26 ноября агентство Reuters, турецкие стальные трейдеры устремились к возобновлению своих складских запасов на фоне того, что некоторые страны Ближнего Востока в ноябре восстановили заказы. Этот факт на короткий период позволил вырасти ценам не только на стальную заготовку, но и на арматуру. По оценкам трейдеров, «это ралли демонстрирует оживление на некоторых экспортных рынках, но стальной спрос в Арабских Эмиратах остается слабым. На последней неделе ноября стальная заготовка выросла в цене до $470–480 за т. Цены на заготовку на турецком рынке – ниже $400 за т». Как утверждают наблюдатели рынка, «сейчас многие складские компании начали спешно сбывать свой товар (заготовку) по цене $450 за т в районе Черного моря, где ощущается небольшой рост спроса. По сравнению с ценами предыдущих недель на уровне $280 за т, нынешние цены, конечно, высокие».
Добавим от MetalTorg.ru, что этот ноябрьский «пик» цен, охвативший металлолом, далее – заготовку и сортовой прокат, оказался совсем незначительным, выдохся и явно пошел на спад. Причина в том, что сейчас конъюнктура стального рынка в мире практически не оживает. Более того, она охватывает новые страны и виды металлургической продукции (рис. 3).
В части цен, например, вслед за заготовкой и сортовым прокатом, подающими сейчас тенденцию к некоторой стабилизации, стартовал спад цен на листовой прокат. По регионам мира к тенденции удешевления стальной продукции присоединились США и Япония. В ряде стран-экспортеров (Украине, Бразилии и т. д.) вырос дисбаланс внутренних и экспортных цен. Пытаясь сохранить хоть какие-то прибыли, национальная металлургия сдерживает спад цен на внутреннем рынке, особенно – по долгосрочным контрактам, но возможности эти весьма кратковременные.
Еще раз отметим с точки зрения мировых цен именно украинскую стальную продукцию. Сейчас она в заметном количестве предлагается на мировой рынок по демпинговым ценам, причем ниже себестоимости производства (заготовки от $300 за т, г/к лист – от $400 и т. д.). Столь нерентабельное производство не только усугубляет кризис украинской металлургии, но также весьма негативно влияет на конъюнктуру мирового стального рынка.
Ряд аналитиков, возникших на фондовом рынке и ныне «анализирующих металлургию», глядя на данные рис. 3, назовет это простой «коррекцией». Для них откат цен на 2 года назад вполне нормален. Для металлургии – увы, нет, ввиду сохранения крайне высоких цен на железную руду, коксующийся уголь и т. д. Заметный откат цен на металлургическое сырье, преимущественно поставляемое по годовым контрактам, возможен не ранее весны 2009 г. Причем совсем не откат на уровни 2-летней давности. Исчерпание месторождений богатого сырья в мире и рост инвестиционных затрат на освоение все более бедных руд – необратимый процесс.
Российский рынок
Заверения об особой устойчивости российской экономики, подкрепленной золотовалютными и прочими резервами, оказались блефом. Устойчивый Кремль оказался «окружен» сотнями государственных и коммерческих компаний, давно набравших более $0,5 трлн западных кредитов. Еще большее число предприятий, фирм, компаний (вплоть до частников) по всей стране набрало российских кредитов в рублях (фактически – часть тех самых, но «отконвертированных» долларов). Причем треть компаний-должников принадлежала к финансово-инвестиционной сфере, первой пострадавшей от кризиса. Большинство остальных взяло деньги под залог ценных бумаг, подешевевших в несколько раз, и т. п.
Итоги процесса полураспада этих схем и финансовых цепочек в России будут подведены еще не скоро. Но уже сейчас ясен запущенный в нашей стране механизм кризиса – это «обвал» любого инвестиционного бизнеса и «закупорка» многих финансовых потоков. Как металлургии, так и стальному рынку в стране нанесен сокрушительный удар. Не намного меньший, например, чем Украине, где этих самых золотовалютных резервов практически не имелось.
Резкий спад экспорта, спроса в строительстве и ряде других отраслей и задержки платежей начали подрывать объемы производства в российской черной металлургии. Еще сильнее, начиная с лета упал сбыт, а метпредприятия страны стали переполнять свои склады.
Надежды на «независимый» от мирового кризиса внутренний рынок потребления пока абсолютно не оправдываются (табл. 2).
За 10 месяцев 2008 г. спад потребления металла охватил практически все отрасли российской индустрии, особенно нефтегазовую промышленность (имевшую до осени рекордные прибыли) и энергетику (приватизированную, дабы нарастить инвестиционные ресурсы). ТЭК России практически в полном составе в период неплохих финансовых возможностей отложил инвестиции до «лучших времен». И очень быстро их дождался в виде серьезнейшего кризиса.
В октябре–ноябре ситуация с внутренним спросом продолжила ухудшаться. В основном за счет стройиндустрии, достраивающей «незавершенку», но почти не начинающей новые проекты. Нас поразило, что, согласно ж/д статистике, в октябре РЖД доставила в Москву только один вагон металлопроката, адресованный непосредственно организации, связанной с производством железобетонных изделий. Получателем стал ЗЖБИ №21, а арматура ему была отгружена с Украины. На другие аналогичные заводы в Москве в октябре поступлений не было. По сравнению с сентябрем (1364 т) объемы поставок упали более чем в 20 раз. Для сравнения, прямые поставки металла на эти предприятия в летние месяцы 2008 г. составляли в среднем 2450 т.
Причем наша металлоторговля совсем не компенсирует это снижение. За октябрь она «лидирует» в части спада в закупках стального проката (-27,2%).
Наша металлургия
Анализ динамики отгрузок продукции нашими металлургами достаточно сложен (рис. 4). Отметим только, что пик она прошла в марте 2008 г., а далее (ранее, чем в остальном мире) наметился некоторый спад.
Для его анализа на российских производствах перейдем к цифрам (табл. 3).
Исходя из полученных данных, отметим, что исключений в списке нет. Из 16 метпредприятий РФ к октябрю спад получили все, невзирая на специфику продукции и диверсификацию рынков сбыта. Это означает внешнее негативное влияние на отрасль, а не ее внутренние проблемы. Средний спад к концу октября составил -25% к максимальным отгрузкам в марте 2008 г. и -17% к среднемесячным поставкам в этом году. Меньший спад в -11,9% к октябрю прошлого года не утешает. По предварительным итогам ноября ожидается спад еще на треть. Это означает, что в среднем металлургия РФ работает сейчас на 45–50% как по мощностям, так и по отгрузкам готовой продукции.
Хуже средней ситуация на меткомбинатах группы «Евраз», а также на НСММЗ, МЗ им. Серова, Златоустовском МЗ и Чусовском МЗ. Лучше – у НЛМК, ОЭМК, ММК и ЧМК.
Даже по самым оптимистичным прогнозам увеличение спроса на стальной прокат наступит не ранее марта 2009 г. В части сбыта российским комбинатам предстоит как минимум несколько сложнейших зимних месяцев.
Ключевым для неблагоприятной «зимовки» остается вопрос финансовой устойчивости меткомпаний. Теряя половину сбыта по объемам, они теряют сейчас еще одну половину выручки за счет снижения цен. На внутреннем рынке РФ цены в ноябре оставались чуть выше мировых цен, но нарастала некоторая неопределенность (рис. 5).
Связана она с тем, что цены падают, не ощущая никакого разумного баланса спроса-предложения. Предложение превышает спрос в разы, и стоимость стальной продукции стремительно приближается к ее себестоимости. Прибыли, естественно, устремляются к нулю.
В такой ситуации еще раз возникает повод проанализировать финансовую отчетность основных металлургических компаний за 9 месяцев 2008 г. и сделать ряд прогнозов на квартал–полгода вперед.
Таблицу с нашими оценками (по разным сценариям) мы публиковать не будем, поскольку выглядят они весьма пессимистично. Согласно этому прогнозу, в IV квартале 2008 г. – I квартале 2009 г. практически все метпредприятия РФ станут нерентабельными. В небольшом плюсе могут остаться только НЛМК, ОЭМК и ЧерМК «Северсталь». Все средние и малые предприятия металлургии РФ месяц к месяцу будут наращивать столь заметные убытки, так что целесообразнее большинство таких производств закрыть вообще. Полностью прекращая закупку сырья, переходя на запасы дешевого лома и производя считаные виды металлопродукции под заказ, многие метзаводы дотянут до весны. Далее им можно рассчитывать на некоторое «пробуждение» рынка, не более.
Крупные металлургические холдинги, имеющие больший запас рентабельности, также понесут заметные потери от кризиса, во-первых, от нерентабельных зарубежных активов, во-вторых, от крупной долговой нагрузки. Наибольший вес кредитов (включая краткосрочные) имеет место у групп «Евраз», «Мечел», ТМК и «Северстали». Впрочем, отметим стартовавший сейчас процесс государственной поддержки этих компаний. К примеру, группа ««Евраз» уже получила кредитование в 10 млрд руб. на пополнение оборотных средств НТМК и ЗСМК, а также кредит объемом до $1,8 млрд на рефинансирование краткосрочных платежей западным банкам.
Однако без перелома ситуации с потреблением никаких резервов государства или резервов самих металлургических компаний на долгое время не хватит.
В качестве заключения
Итог нашего оперативного репортажа «с поля боя» очевиден. Отступление продолжается, стальной рынок и наша металлургия сдают одну позицию за другой. Более того, заметных точек, за которые можно закрепиться и окопаться, пока нет.
Единственное, что четко вырисовывается, – это «стальная стена», отступать за которую невозможно. Это себестоимость стальной продукции в металлургии. Стальные полуфабрикаты в эту последнюю позицию уперлись и несколько «отскочили» вперед в части цен. Металлопрокат может сдать несколько позиций, но далее наступает тот же самый предел.
А с точки зрения себестоимости позиции российской металлургии на стальном рынке выглядят вполне конкурентоспособно. Тем более – с опытом антикризисного управления в 1990-е гг. Ряд конкурентов наших метпредприятий вполне способен разориться раньше и освободить свою нишу на мировом и даже российском рынке.
Другой резерв заключается в сырье. Во-первых, оно уже сейчас находится внутри крупнейших вертикально интегрированных холдингов РФ, повышая их устойчивость. Во-вторых, покупные руда и уголь, невзирая на долгосрочные договора, будут вынуждены сдвинуться навстречу металлургии в части цен. Особенно весной 2009 г., когда настанет черед заключения новых договоров. Тогда же вполне способен активизироваться спрос на металл со стороны стройиндустрии как ввиду сезонного фактора, так и госзаказов.
Так что рано или поздно, но все будет хорошо…
|