Трудные перспективы трубной отрасли
Важнейшая отрасль черной металлургии РФ – трубная промышленность – вступила в 2008 г. в достаточно сложный период своего развития, причем для многих весьма неожиданно.
Еще три месяца назад специалисты отмечали десятилетие активного роста выпуска труб, причем в 2007 г. – рекордного (+17%). Перспективы трубников «подогревались» еще более оптимистическими прогнозами. Считалось, что заметный рост цен на нефть и газ в последние годы просто «обязан» активизировать инвестиции в российский ТЭК. В свою очередь топливная промышленность должна была существенно увеличить спрос на все виды труб нефтегазового сортамента, вплоть до труб большого диаметра (ТБД) для магистральных трубопроводов.
Перечень подходящих и масштабных проектов на земле и в море также впечатлял трубников. Среди них проекты создания Северо-Европейского газопровода, ряда «Сахалинов», «Южного потока», направлений в Китай или освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Ну а малым проектам и программам нефтегазовой отрасли, казалось, вообще не будет конца.
С другой стороны, в России ожидалось и продолжение строительного бума. Растущий спрос на продукцию более простого сортамента (для строительства и ремонта ЖКХ) также казался гарантированным. Жилищный бум, ипотека, пополнение казны, растущий набор госпроектов и прочих строительных программ внушали полный оптимизм.
При таких конъюнктурных прогнозах забывались все текущие проблемы и недостатки отрасли. Отрасль давно и активно начала инвестировать в модернизацию производств и освоение новых видов продукции. А в очередь на заказы ТБД, например, выстроилось почти все металлургические холдинги страны.
Однако заказы «Газпрома» и многих других потребителей трубной продукции в первые месяцы 2008 г. явно пошли на спад. Именно причины текущего спада конъюнктуры и перспективы трубного рынка и рассмотрит эта статья.
История взлетов и падений
После кризиса 1990-х гг. трубная промышленность РФ медленно, но уверенно начала восстанавливать объемы своего производства (рис. 1).
До уровня производства СССР (15% потребления стали, около 15 млн т труб в год, причем 85% – в РФ) трубная промышленносить России явно не «дотянула». Однако тенденция вплоть до осени 2007 г. была явно позитивная.
Это особо радовало, поскольку производство труб – высший передел в черной металлургии с высокой (к сырью) добавленной стоимостью.
Помимо успехов в тоннаже производств, отметим также заметную модернизацию отрасли, проведенную в последние годы.
В качестве примера можно назвать освоение сложнейшего производства труб большого диаметра для магистральных газопроводов диаметром 1420 мм, ранее не выпускавшихся в России.
Уже в начале 2000-х гг. на Волжском ТЗ (группа ТМК) после большого перерыва запущен стан-2520, способный выпускать трубы диаметром до 2520 мм. Далее было освоено производство спиральношовных ТБД с диаметром 1420 мм, толщиной стенки 15,7 мм и трехслойным антикоррозионным покрытием.
Более серьезная реконструкция производства (мощностью 450 тыс. т в год) была проведена к 2007–2008 гг. на Выксунском МЗ (группа ОМК). Там было освоено производство прямошовных ТБД высокой прочности. Вплоть до труб диаметром до 1420 мм со стенкой до 48 мм из хладостойких марок высокопрочной стали. Такие трубы будут способны выдержать давление до 250 атм и соответствуют самым высоким международным стандартам.
В результате трубы ВМЗ – ОМК (наряду с трубами Europipe) выиграли в сентябре 2008 г. тендер на поставку для первой линии газопровода Nord Stream (СЕГ, или «Северный поток»). Справедливости ради отметим, что производиться они будут на ВМЗ из немецкой стали. При прокладке СЕГ будут использоваться одношовные прямошовные трубы диаметром 1067 мм (морской участок) и 1420 мм (сухопутный участок) с толщиной стенки до 32 мм.
Схожий проект производства ТБД в России уже почти завершила и «Северсталь» на Ижорском трубном заводе. Причем это производство включает единственный в России широкополосный стан-5000 для прокатки толстолистовой стали. К III кварталу 2008 г. компания «Северсталь» намеревается завершить его модернизацию, после чего производительность достигнет 800 тыс. т в год. На стане впервые в России выпущен штрипс из особопрочной стали марки Х70. Уже согласован с «Газпромом» ряд контрактов, в частности на поставки в 2008 г. 350 тыс. т ТБД для газопровода Бованенково – Ухта.
В целом до 2030 г. «Газпром» имеет планы реализации ряда новых крупных газотранспортных проектов:
• «Ямал – Ухта – Торжок с переходом через Байдарацкую губу»;
• «Штокмановское ГКМ – Северные районы Мурманской области – Волхов»;
• «Северный поток»;
• «Южный поток»;
• «Алтай»;
• «Сахалин – Хабаровск – Владивосток»;
• «Чаяндинское ГКМ – Сковородино – Хабаровск».
Кроме газовиков, высокие потребности в ТБД заявляли и нефтяники. В частности это «Транснефть» по крупнейшему проекту нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
При этом в целом до 2030 г. потребности в ТБД для строительства магистральных нефте- и газопроводов в РФ неоднократно оценивались цифрами до 30–35 млн т.
Кроме магистралей, планировался значительный рост потребности нефтегазовой промышленности в бурильных, обсадных и насосно-компрессорных трубах для обустройства новых месторождений.
Потребность других отраслей экономики оценивалась также достаточно динамично. По данным Росстата, рост промышленного производства в РФ по итогам 2007 г. составил 6,3%, а в I квартале 2008 г. – 6,2%. Казалось, это гарантирует растущую потребность в трубах со стороны строительства, ЖКХ, энергетики и машиностроения.
Однако ситуация развивалась иначе. Не дожидаясь конца 2007 г., тревогу забили металлотрейдеры. В декабре на круглом столе «Спотовый рынок стальных труб: состояние и перспективы развития», организованном РCПМ, около 70% трейдеров трубного рынка Москвы и Центрального региона оценили год как неудачный, в отличие от предыдущего года. Далее подоспела и официальная статистика РФ – спад выпуска труб в IV квартале 2007 г. составил 9,9%. Более того, негативная статистика продолжилась и в 2008 г. Спад выпуска труб в I квартале cоставил еще 7,1%. Отрасль «откатилась» на уровень годичной давности, а в подробностях и причинах этого спада полезно разобраться.
Динамика цифр
Месячная оценка баланса трубного рынка России, как видимого потребления труб (производство +импорт –экспорт) однозначно указывает на спад спроса (рис. 2). От пика в июле 2007 г. в 847 тыс. т к январю 2008 г. он упал на 53,4%. И дело тут не в сезонных колебаниях. Годом ранее они были вдвое меньше, невзирая на крайне холодную зиму.
Помимо подъема спроса с февраля 2008 г., ситуацию на рынке к апрелю несколько смягчил рост экспорта труб (до 16,4% от производства) и снижение импорта (до 12,5% от внутреннего производства). Тем не менее отметим, что экспорт и импорт по объемам на российском трубном рынке «погоду не делают».
Кто же из потребителей труб внес главный вклад в спад конца 2007 г.? Рассмотрим этот вопрос последовательно, исходя из структуры основных потребителей этой продукции.
Исходя из анализа предприятий – получателей труб, спад потребности нефтегазовой промышленности за год составил около 13%. Это весьма ощутимо (около 100 тыс. т за квартал), поскольку эта отрасль остается главным (около трети) потребителем трубной продукции в стране.
Однако более резким – вдвое (!) – стал спад потребления трубной продукции в российском строительстве. По данным ж/д отгрузок строительным предприятиям, по итогам I квартала 2008 г. потребление труб упало на 180 тыс. т по сравнению с уровнем годичной давности. Причем возможное перераспределение этих грузопотоков через предприятия-посредники (торговые, снабженческие и т. п.) картину совсем не меняет. Там этот спад не компенсируется.
Отметим, что в части российской стройиндустрии ситуация с трубами подтверждает выводы недавней нашей статьи «Вклад металла в доступное жилье». В российском строительстве явно царят приписки, взятки и т. п. Реальные объемы наших строек едва ли не вдвое ниже, чем сводки, докладываемые властям наверх (в конце концов – в Росстат, в правительство и т. д.). Отрасль превратилась в «черную дыру», где успешно тратятся бюджетные деньги. Причем процесс этот отлажен так, что металл, кирпич или бетон нужны все меньше.
Впрочем, вернемся к трубам. Точнее - к другим их потребителям.
Неудивителен спад потребления труб в реформируемой сейчас делением на части энергетике (-36%) или в машиностроении (-9%), где все реформы сводятся к разговорам.
В итоге можно констатировать, что спад спроса на трубы в последние месяцы в России проявляется почти во всех отраслях экономики.
Не удивительно, что трубная отрасль РФ пережила глубокий конъюнктурный спад, и только в феврале–марте 2008 г. наметилось ее минимальное восстановление. Отрадно, что весенний подъем идет по всем отраслям – потребителям труб, за исключением предприятий энергетики. РАО «ЕЭС», несколько лет активно распродающее активы всей российской энергетики (дабы обеспечить отрасль инвестициями), пока эти инвестиции не ведет.
Трубные холдинги
Естественно, что такие изменения на трубном рынке не могли не сказаться на показателях работы трубных заводов и объединяющих их холдингов (табл. 2).
Тем более что их «большая тройка» выпускает 82% российских труб.
Наибольшие потери в пакете заказов и выпуске продукции понес Выксунский МЗ (группа ОМК), первым отозвавшийся на призыв «обеспечить страну отечественными трубами большого диаметра».
По данным самого предприятия, ВМЗ в I квартале 2008 г. сократил выпуск труб на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 361,565 тыс. т. А тех самых труб большого диаметра (ТБД) в январе–марте выпущено 176,677 тыс. т (-35,5%). Сейчас предприятие ждет увеличения производства ТБД в связи с началом их поставок для ряда крупных проектов, в том числе для строительства газопроводов Nord Stream (подводная часть), Бованенково – Ухта и Средняя Азия – Китай.
За счет освоения ТБД и успехов начала года чистая прибыль ВМЗ (по оценке Нижегородской администрации) в 2007 г. выросла на 72% и составила 10,9 млрд руб. Однако ОМК до настоящего времени (начало мая) финансовую отчетность не публикует.
Трубная металлургическая компания – крупнейший производитель труб в РФ также переходит на консолидированную финансовую отчетность, ожидаемую в конце мая. В прочем ее спад отгрузок труб меньше (-6%, до 641 тыс. т – по ж/д оценкам; -8%, до 707 тыс. т – по ее собственным данным, включающим водную отгрузку). ТМК ведет значительную модернизацию и рассчитывает вскоре на рост заказов нефтегазовой промышленности, в том числе по экспортным контрактам.
Группа ЧТПЗ не отчиталась о производственных показателях за I квартал 2008 г., видимо, не желая показывать дальнейший спад производства. Однако в марте отчиталась за 2007 г. о финансовых показателях двух своих трубных заводов.
Чистая прибыль ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» в 2007 г. по РСБУ увеличилась по сравнению с 2006 г. в 1,5 раза, до 4,036 млрд руб. Причем чистая прибыль в IV квартале уменьшилась по сравнению с III кварталом 2007 г. на 34,4%, до 691,669 млн руб. Чистая прибыль ОАО «Первоуральский новотрубный завод» в 2007 г. сократилась по сравнению с 2006 г. на 3,54% и составила 3,377 млрд руб. При этом чистая прибыль ПНТЗ в IV квартале 2007 г. составила 140,521 млн руб.
По всем признакам, в I квартале 2008 г. и далее российских трубников ожидает дальнейшее ухудшение финансовых показателей.
Причина не только в медленном восстановлении конъюнктуры рынка.
В 2008 г. начали резко расти затраты трубных холдингов и заводов на сырье (штрипс, сталь, лом и т. п.). В апреле цены на металл для российских трубных компаний выросли в среднем на 35–40%. Поскольку все трубные компании РФ предпочитают сейчас поставки по долгосрочным соглашениям, потребители могут не согласиться на компенсирующий затраты рост цен. В тисках между «металлургами и потребителями» трубники могут оказаться крайними.
Развитие собственных сталеплавильных производств, которое ведется большинством трубных холдингов, тут не поможет. Во-первых, оно несколько опаздывает, во-вторых, также столкнется с высокими издержками на сырье.
Ситуацию усугубляют и финансовые обязательства отрасли (кредиты и т. п.). За 6 лет в модернизацию трубного производства РФ уже было инвестировано более $3 млрд собственных и заемных средств. А в планах до 2010 г. – дальнейшие инвестиции
в модернизацию производства порядка $4 млрд.
Не исключено, что в 2008 г. трубникам придется многие планы «притормозить», а также перейти на строжайший режим экономии…
В качестве заключения
Не оставляет ощущение, что российскую трубную промышленность в некоторой степени «кинули». Благодушные отчеты и прогнозы властей, а также многих государственных компаний («Газпрома», «Транснефти» и т. д.) спровоцировали отрасль на серьезные инвестиции и модернизацию производств в предвкушении растущего спроса на его продукцию...
Сейчас выясняется, что наши политики пока не могут проложить в Европу «Северный поток» и «Южный поток». Затянулись переговоры по нефтепроводам в Китай и другие азиатские страны. ТЭК не инвестирует нужных средств в разработку новых месторождений, а энергетики – в модернизацию наследства РАО «ЕЭС». Доступное и массовое жилье в стране также осталось только на бумаге.
Высокие цены на нефть и газ вполне компенсируют любые наши ошибки и недоработки. А желаемое охотно выдается за реальность.
Нас, например, предельно поразило сообщение Минпромэнерго РФ по итогам I квартала 2008 г. в части потребления труб в стране. Оно, по оценкам министерства, выросло (!) на 6,7% к аналогичному периоду прошлого года. По нашим оценкам, исходя из ж/д перевозок, оно упало на 8%, а исходя из данных ФСГС (производство) и таможенной статистики (баланс экспорта и импорта) величина спада потребления труб составляет 12,5% (с 2,24 до 1,96 млн т).
Оптимизм для этого рынка сейчас внушает только статистика марта и традиционный сезонный подъем. Однако впереди небывалый рост цен на стальную продукцию, включая трубы. Он способен полностью и надолго остановить весь поток позитивной статистики.
|