Дешевой нержавейки больше не будет
Год назад на рынке нержавеющих сталей разразился кризис, в стороне от которого не удалось остаться даже быстро растущему рынку Китая.
Европейские, японские и американские производители наперебой стали сообщать о сокращении производства из-за невозможности поддерживать прежние уровни в новых условиях. По итогам 2005 г. европейское производство сократилось на 6,4%, американское – на 8,3%. В июле закрыла 2 завода американская Allegheny Technologies Inc. Южнокорейская Posco сообщила, что на заводе Pohang в Китае сокращает производство стали в июле-августе на 80 тыс. т.
Однако в начале 2006 настроения быстро поменялись. В феврале Posco сообщила, что «впервые слышит о каком бы то ни было сокращении производства», опровергая сообщение Reuters. В середине апреля James L. Wainscott, руководитель AK Steel Corp., заявил, что «в 2006 г. рынок нержавеющей стали в США обещает быть устойчивым», и сообщил о планах расширения производства нержавеющей стали. Причиной подобной смены курса стало резкое изменение направления движения цен на нержавеющие стали (см. рис. 1).
Рис. 1
«Небывалый спрос на сталь в странах ЕС и непрерывный рост его потребления в Китае вызвали увеличение темпов производства этой продукции на мировом рынке», — заявляет MEPS International, анализируя итоги первой половины 2006 г.
Согласно прогнозу MEPS, в этом году спрос на нержавеющую сталь вырастет на 7,5%, до 26,75 млн т. По августовскому мнению International Nickel Study Group (INSG), производство нержавеющей стали, для которого используется около 2/3 производимого никеля, увеличится в 2006 г. на 7,1%
MEPS также отмечает, что такой скачок, прежде всего, обусловлен ростом производства на 6,4% в странах ЕС — до 22,25 млн т, а вот Китай и Россия в общей сложности поставят на мировой рынок около 4 млн т в 2006 г. Почему MEPS «объединяет» нас c КНР не вполне понятно. Да, Россия в январе-июле значительно, на 27,5%, увеличила производство нержавеющего проката. Однако всего лишь до 58,4 тыс. т, что составляет 1,4% от китайского производства. Мы явно в разных «весовых категориях».
Ситуация в Китае в 2006 году оказалась самой непредсказуемой. После выпуска в 2005 г. около 3,15 млн т нержавеющей стали, прогнозировался рост рынка в 2006 г. до 9,5-10 млн т. Фактически, речь шла об увеличении спроса втрое (!) и удвоении за год китайского производства нержавейки. Но к лету этого года на китайском рынке вновь разгорелся кризис. В конце июля появилось сообщение, что основные производители проката из нержавеющих сталей в КНР намерены сократить объем их производства для предотвращения снижения цен. Компании Taiyuan Iron and Steel Group Co., POSCO (Qingdao) Stainless Steel Co., POSCO (Zhangjiagang) Stainless Steel Co. и Shanghai Baoxin Stainless Steel Co. (принадлежит Baosteel) договорились сократить суммарный объем производства проката из нержавеющих сталей на 20%. Причина такого решения – нерентабельность производства при текущих ценах.
Рис. 2
Впрочем, ситуация, когда рентабельность производства нержавеющего проката находится на пределе, давно привычна металлургам (см. рис. 2). Однако то, что доля стоимости лигатур (никеля и хрома) в цене выросла с 70 до 85-90%, является сравнительно новым явлением.
Большинство металлургических предприятий ЕС и США давно оперирует в своих поставках нержавейки понятиями базовая цена + доплата за лигатуры. Последняя – прямо связывается с ценами никеля LME и со стоимостью феррохрома на западных рынках.
Этот метод ценообразования весьма приятен производителям – их прибыль всегда постоянна, а все тяготы роста цен на никель перекладываются на покупателей. Для потребителей нержавеющих сталей нестабильные цены дорогого сырья крайне неудобны, лишая их возможности хотя бы ориентировочно прогнозировать как цены на свою продукцию, так и свою прибыль. Между тем, биржевая лихорадка на рынке цветных металлов не может успокоиться уже несколько лет. Только с ноября 2005 г. по июль 2006 г. никель подорожал ровно вдвое (см. рис. 3).
1 - Citigroup; 2 - National Australia Bank; 3 - Goldman Sachs;
4 - Macquarie; 5 - Merill Lynch; 6 - Beijing Antaike
Рис. 3
В 2006 году, с января по август включительно, средняя цена никеля на биржах составила $19300 за т, существенно опередив все прогнозы ($12-17 тыс. за т), в том числе откорректированные в течение года. В ходе торгов 23 августа на LME цена никеля зашкаливала за порог в $30000 за т.
Уже больше года в ответ на каждый виток роста цен практически все аналитические группы банков и крупных компаний твердят об их скором падении. «Никель сильно подешевеет, рост цен – явление временное, вызванное забастовкой, аварией, остановкой, спекуляцией и т. п.», — таково стандартное содержание прогнозов. Ни один из «специалистов» фондового рынка не допускает даже теоретической возможности подъема стоимости никеля выше текущих цен LME. И хронически, раз за разом, ошибается.
О «независимости» западных экспертных групп и качестве их прогнозов мы уже не раз писали. Основная причина этих ошибок – попытки «выдать желаемое за действительное». Они заинтересованы в развитии и благополучии обрабатывающей и высокопередельной промышленности, составляющей основу индустрии Европы и США. Бурное развитие «неправильной» экономики Китая, подстегивающее рост цен на сырье, западным экономистам учитывать никак не хочется.
Примечательно, что ни одна из горнодобывающих компаний падения цен никеля или хотя бы их остановки не прогнозирует. Так, руководство Inco уверено, что дефицит (а значит, и цены) никеля в 2006-2007 гг. будет только расти. Той же точки зрения придерживается Дэвид Хэмфрис, главный экономист Норникеля. Совсем недавно, 24 августа, главный исполнительный директор BHP Billiton Чарльз Гудиер отметил беспрецедентную нехватку металлов в мире в связи с сокращением запасов на складах и перебоями в поставках. В частности, он указал, что непредвиденные события, такие как последние забастовки на шахтах, означают, что добыча никеля будет на 23 тыс. т меньше, чем ожидалось. При этом запасы на складах снижаются на фоне роста спроса и повышения их стоимости до рекордных уровней. «Мы действительно не были в такой ситуации раньше», — считает Ч. Гудиер.
International Nickel Study Group (INSG) еще до волны забастовок полагала, что производство никеля в мире в 2006 г. достигнет 1,36 млн т, т. е. вырастет на 5,4%. Это заметно ниже, чем рост спроса и производства нержавеющих сталей в мире (на 7,1-7,5%). Альтернатива в лице безникелевой (ферритной) нержавейки является весьма условной. Во-первых, она существенно уступает классике по своим потребительским свойствам. Во-вторых, ее главная лигатура (хром) также успешно дорожает. Стоимость низкоуглеродистых сортов феррохрома с января по июль 2006 г. уже выросла на 5-15%, а высокоуглеродистых – на 20-25%.
Возвращаясь к никелю, отметим, что дефицит его нарастает, а заметных резервов в мире нет. Только в прошлом веке складские запасы Лондонской биржи металлов служили «амортизатором», гасящим резкие скачки конъюнктуры рынка. В 1998 г. средняя величина запасов никеля составляла 60 тыс. т, т. е. склады LME могли обеспечивать мировую промышленность этим металлом почти на месяц. Сейчас этот «запас» колеблется в интервале 4-6 тыс. т, чего едва хватает на один день мирового потребления. Резервов нет, а потребление никеля в мире (особенно в КНР) фактически идет «с колес», с борта судна, из шахты и т. д.
Горнодобывающие компании мира подчеркивают невозможность быстрого увеличения добычи рудных ресурсов никеля для покрытия растущего спроса. Результат – его хронический дефицит, оцениваемый по итогам 2006 года в 25-30 тыс. т.
Реакция мирового рынка нержавейки на изменения стоимости никеля всегда следует с задержкой около месяца. Даже весьма консервативный в своих оценках MEPS в августе заявил, что основное подорожание нержавейки придется на сентябрь, причем до конца года стоимость нержавеющих сталей в мире будет повышаться.
Вполне с этой оценкой согласны: пик цен на нержавеющую сталь еще впереди.
|