Украинская металлургия – до и после "оранжевой революции"
Введение
События ноябрьско-декабрьской «оранжевой революции» в Украине общеизвестны. Напомним, что 23 января 2005 года Президент В. Ющенко принес присягу народу Украины. Напомним также, что одним из первых заявлений нового Президента было заявление о построении новой открытой и честной экономики. С конца января началось спешное формирование нового Правительства Украины, далее – реформирование прочих органов власти, декларировавших проведение новой экономической политики.
Традиционно в последние годы ГМК Украины давал до трети ВВП страны и более 40% валютных поступлений в госбюджет. Однако этого оказалось недостаточным.
Новая власть сразу выразила недовольство объемами доходов и уровнем монополизма в промышленности, особенно – в горно-металлургическом комплексе страны. А речь о несправедливой приватизации большинства предприятий ГМК Украины началась задолго до выборной гонки и «оранжевой революции».
Сейчас нового министра промышленной политики Владимира Шандра не удовлетворяет тот факт, что в 2004 году прирост производства на металлургических предприятиях Украины составил 12% по сравнению с 14,3% в 2003 году. По его мнению «ГМК – это локомотив, который вытягивает сейчас Украины по валу, а не по доходной части. А надо сделать, что бы он больше давал в бюджет».
Мощной украинской металлургии, занимающей 7 место в мире с объемом производства 38,7 млн тонн (за 2004 год) в стороне от политики остаться явно не удастся.
Сейчас, спустя несколько месяцев после бурных событий, вполне можно проанализировать изменения этой отрасли после прихода новой власти.
Старые особенности и проблемы
Основными проблемами, вызывавшими хронические трудности в металлургической промышленности в Украине в последние годы были следующие:
недостаточно современный технологический уровень предприятий отрасли;
неравномерность контроля сырьевых активов и перебои с обеспечением ЖРС;
недостаточные инвестиции в развитие ГМК.
Рассмотрим их несколько подробнее.
1. Общепризнано, что в части технологий и оборудования Украина имеет сравнительно отсталую металлургическую промышленность. Мартеновским методом, сохранившимся лишь в нескольких странах мира, здесь по-прежнему выплавляется более 45% стали. Доля непрерывной разливки стали (около 59%) существенно уступает среднему мировому уровню развитых стран (около 84%).
Кроме того, замечен износ (более 65%) основных фондов ГМК Украины. Сверх нормативных сроков эксплуатируется 54% коксовых батарей, 89% доменных и 87% мартеновских печей, 26% конвертеров и почти 90% прокатных станов.
Расход кокса при производстве в Украине 1 тонны чугуна - 554,3 кг против 250 -300 кг на тонну чугуна в странах Запада; удельный вес расхода природного газа - 88,6 кубометра на тонну чугуна (в странах Запада этот ресурс практически не используется вообще). Итог – повышенная потребность в сырье, энергоемкость и трудоемкость черной металлургии Украины.
2. Сырьевые проблемы украинской металлургии во многом схожи с российскими. Мариупольский МК им. Ильича, «Запорожсталь», Алчевский МК и ДМК им. Дзержинского - не имеют своей рудной базы. Основные украинские рудные активы успели поделилить между собой Группа «Приват» (КЖРК, Сухая Балка, Южный ГОК), «СКМ» (СевГОК и ЦГОК), «Смарт Групп» (ИнГОК), «Финансы и Кредит» (ПГОК), «Минерфин» (ЗЖРК).
Из-за неравномерного распределения ГОКов между металлургическими холдингами, сталелитейным предприятиям постоянно угрожает сырьевой голод, который может нагрянуть в любой момент. Наибольшие перебои с обеспечением ЖРС украинских металлургов начались с прошлого года, поскольку рост мировых цен на руду повысил выгодность ее экспорта. Для защиты национальной металлургии Правительство Украины ввело с июля 2004 года лицензии на экспорт ЖРС из страны. После нового скачка мировых цен на руду в 2005 году (и новых сбоев внутренних поставок ЖРС) использование экспортных лицензий продлено до 2006 года.
Напомним также, что с начала 2002 года Украина имеет высокие пошлины на экспорт лома черных металлов (30 евро/т), что снижает внутренние цены и достаточно полно обеспечивает этим сырьем национальную металлургию.
3. Малая инвестиционная привлекательность ГМК Украины оказалась аналогична российской. Приватизация практически всех активов черной металлургии прошла «среди своих», близких к властям финансовых групп. Контрольные пакеты заводов «Запорожсталь», ММК им. Ильича и «Азовсталь» проданы за $50-70 за тонну мощностей по выплавке стали. Более поздняя притватизация ДМК им. Дзержинского и «Криворожстали» - прошла по цене около $150 за тонну мощностей.
Мало того, что это в разы ниже аналогичных цен в странах-соседях, активы вновь были переданы «своим». По украинским оценкам в 2003-2004 годах удельная величина годовых инвестиций в отрасль составила от $5 до $19 на 1 т мощностей по производству стали, что вдвое-втрое ниже, чем в странах ЕС, США, Японии и Китае. Модернизация отрасли идет явно недостаточными темпами. По данным украинских источников сейчас на оборудовании со сроком эксплуатации, превышающим нормативный, изготавливается около половины всей металлопродукции.
Невзирая на проблемы
Интенсивная эксплуатация (с малыми инвестициями, т.е на износ) оборудования и трудовых ресурсов позволяет сохранять высокую конкурентоспособность украинской стали. Добавим близкие запасы качественного сырья, удобную географию и сравнительно малые транспортные издержки в металлургии.
По итогам 2004 года при росте объемов производства в среднем на 5% чистый доход ведущих предприятий черной металлургии Украины по данным ПХО «Металлургпром» вырос на 62%, а прибыль до налогообложения - на 83%. Эта прибыль - 8,396 млрд грн (около $1,5 млрд.) заметно ниже, чем в российской металлургии, однако является самым «лакомым куском» в украинской экономике.
Невзирая на различную конъюнктуру рынка, средняя рентабельность метпредприятий Украины в последние годы стабильна на уровне 16-17%. Благоприятнейший 2004 год ряд заводов «умудрился» даже закончить с отрицательной рентабельностью (ЕМЗ, ДМЗ имени Петровского и Макеевский МЗ).
Еще более впечатляют результаты работы трех ведущих ферросплавных заводов Украины. Их чистый доход за год вырос на 53,6% (до 4,276 млрд грн - около $800 млн.), а экспортная выручка увеличилась на 74,9% при падении рентабельности до отрицательных показателей (!).
Не менее противоречива картина и в горнорудной отрасли Украины. Так, по итогам 2004 г. Северный ГОК получил 546,5 млн. грн. чистой прибыли (в 2003-м - 15,6 млн. грн.), ЦГОК - 337,6 млн. грн. (2003-й был убыточным для комбината), а Ингулецкий ГОК - 16 млн грн при доходе - 1,44 млрд грн. Причина такой разницы - Северный и Центральный ГОКи работали по прямым договорам, а Ингулецкий - через трейдеров, подконтрольных его акционерам, продавая им продукцию по цене практически на уровне себестоимости.
В итоге практически все эксперты считают, что сложившаяся практика «ухода» от налогообложения в предприятиях ГМК Украины беспрецедентна.
Такую прибыльную отрасль, причем слабо пополняющую казну, новая украинская власть «в покое» оставить никак не могла.
Новые проблемы
Перебои с обеспечением сырьем
Спешка правительства Украины по вступлению в ВТО обострила традиционный сырьевой вопрос. Еще 20 апреля Министерство экономики Украины подготовило проект распоряжения правительства об отмене лицензирования экспортных поставок ЖРС. Произошло это на фоне резкого роста мировых цен на железную руду, повысивших выгодность экспорта.
Результат - всплеск внешнеэкономической деятельности ГОКов и обостренный дефицит ЖРС для украинских металлургов. Пострадали в первую очередь комбинаты, не имеющие своей рудной базы: ММК им. Ильича, «Запорожсталь», Алчевский меткомбинат, ДМК им. Дзержинского.
Ситуация эта крайне схожа с российской (вокруг ММК). Причем на Украине налицо аналогичный конфликт по вопросу цен на сырье между его производителями и потребителями. При дефиците у металлургов на складах у ГОКов появился даже избыток нереализованного ЖРС. Это при том, что за I квартал 2005 года прирост добычи руды превысил рост производства чугуна почти на 6%.
Новый президент Украины Виктор Ющенко относительно наболевшей сырьевой проблемы настроен категорически: «Сегодня через монополизм и посредничество искусственно завышаются цены на руду, а некоторые структуры еще и открыто шантажируют конкурентов недопоставками сырья. Из-за этого в прошлом году мы потеряли около полмиллиона тонн стали. Поэтому в проблему монополизма в горно-металлургической отрасли должна вмешаться власть. Регулировать цены необходимо с помощью Госкомитета по ценообразованию или конкуренции», - заявил глава государства.
Позиция эта весьма противоречива. В экспортных поставках (по рекомендациям ВТО и ЕС) – полная либерализация рынка, а во внутренних – его жесткое госрегулирование.
Аналогичная ситуация складывается по другому важнейшему сырью – металлолому.
Евросоюз 13 июня принял решение увеличить квоту на импорт стального проката из Украины до 980 тыс. тонн в 2005 году и до 1004,5 тыс. тонн в 2006 году. Одна из причин такого решения – обещание властей по плавной отмене таможенной пошлины на украинский лом. В 2004 году экспорт металлолома из Украины увеличился по сравнению с 2003 годом на 35,7% (до 2,45 млн тонн), но с начала этого года наметился явный спад как его заготовки, так и экспортных поставок.
Рост железнодорожных тарифов
Другой новой проблемой украинской металлургии стал рост железнодорожных тарифов на грузоперевозки как внутри страны, так и на экспорт. Представители украинской железной дороги ("Укрзалызници") давно заявляли о нехватке средств на обновление подвижного состава, ремонт дорог и т.д.
Новое правительство поддержало эти требования заметно активнее, чем предыдущие.
Новые тарифы, введенные в апреле 2005 года были повышены дифференцированно. Однако наиболее существенно (на 50%) подорожали тарифы на внутренние перевозки угля, кокса, чугуна и проката. Экспортные перевозки руды и железного концентрата повышены на 12,9%, кокса – на 7,4%. В то же время, снижены тарифы на перевозки коксующегося угля (на 17,1%) и лома черных и цветных металлов (на 26,7%).
Негативное влияние удорожания перевозок на все предприятия ГМК Украины очевидно и в комментариях не нуждается.
Отметим, что многие независимые эксперты и политики, причем поддерживающие новую власть, считают, что неизбежное повышение тарифов не должно было проводиться столь волюнтаристскими методами. Реальные расходы "Укрзалызници" также вызывают большие сомнения…
Налоговые проверки предприятий ГМК
Особое беспокойство в отрасли вызвало недавнее обещание премьер-министра Украины Юлии Тимошенко провести серию проверок законности деятельности всех предприятий горно-металлургического комплекса. Планируется, что специальные группы начнут искать злоупотребления в работе: укрывание денег в оффшорных зонах, занижение прибыли, изучать вопросы ценообразования импортного и экспортного сырья и пр.
Председатель Государственной Налоговой Администрации Украины Александр Киреев сообщил, что ГНАУ будет проводить спецпроверки в отраслях, где наблюдается наиболее существенный рост стоимости продукции. «Если мы сейчас видим, допустим, ничем необоснованный полуторный рост цен в горнодобывающей промышленности, то должны понять, что происходит. И потом цена перекладывается в металл, из металла - во все остальные отрасли, и это становится провокатором инфляции. Вот такие провокационные позывы, разумеется, будут под нашим очень тщательным мониторингом», - сказал А.Киреев.
Отметим, что в прессе уже стали появляться сообщения генеральной прокуратуры Украины об открытии уголовных дел по факту превышения полномочий на Центральном ГОКе, Северном ГОКе, Сухой Балке, Криворожском железорудном комбинате. Дела касаются в основном злоупотребления служебным положением и уклонения от уплаты налогов. Представители предприятий рассказывают о массированных десантах ревизоров разного уровня, которые выискивают любые возможные нарушения.
ЦГОК возмущенно отвергает обвинения прокуратуры, при этом на комбинате считают, что «деловой репутации предприятия нанесён серьезный ущерб». ЦГОК намерен обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, деловой репутации комбината. Таким образом, под прицел попали предприятия входящие в сферу влияния группы “Приват” и "СКМ", владеющие почти всеми рудными активами страны.
Не остались в стороне и металлургические заводы. Еще в конце апреля руководители «Азовстали», «Харцизского трубного завода», «Центрального ГОКа» и «Северного ГОКа» провели первую пресс-конференцию, заявив, что эти проверки под руководством прокуратуры, одновременно ведут представители налоговой администрации, милиции, Службы безопасности, Фонда госимущества, Антимонопольного комитета и отдела по контролю за ценами Донецкой облгосадминистрации(!). Работа предприятий практически парализована, сетуют их руководители.
Судя по производственным показателям – никакого паралича производственных участков и цехов нет. Однако в перспективе результат такого тотального контроля ГМК может стать очень заметным.
Изменения валютного курса гривны
Одной из последних неприятностей для ГМК от новой власти стало укрепление валютного курса гривны НацБанком Украины. Металлурги и горняки дружно и резко высказались об открытом давлении правительства на экспортно-ориентированные металлургические и горнорудные предприятия.
Так, генеральный директор ЗАО “АРС”, одной из ведущих в Украине компаний по добыче и переработке коксующихся углей, Василий Микулин считает тенденции на валютном рынке страны «катастрофой для экспортеров», а ведь в структуре ВВП 60% - экспорт.
Представитель меткомбината «Криворожсталь» убежден, что усиление гривны ухудшит конкурентоспособность украинской металлопродукции на внешних рынках. «Такая же ситуация наблюдалась при укреплении евро — тогда американские товары покупать было выгоднее, чем европейские», — констатировал эксперт. Вместе с тем на внешних рынках металлопродукции наметились опасные тенденции, в частности, наблюдается снижение цен на длинный прокат. В связи с этим, если ситуация будет ухудшаться, производители данной продукции будут работать на пределе рентабельности.
Президент Украинской ассоциации вторичных металлов Валентин Куличенко также видит опасность в росте курса гривны, так как предприятия могут начать сворачивать свою деятельность: «Это будут прямые убытки их работе, все будут стремиться сворачивать свое производство, и в конечном итоге ситуация ударит по металлургам».
В целом эксперты сложившуюся ситуацию называют «достаточно неожиданной», улучшающей только условия импорта в страну.
Даже Президент страны, Виктор Ющенко раскритиковал столь резкое укрепление курса национальной валюты, хотя в целом одобрил политику Кабмина и Нацбанка по укреплению гривны. Заместитель главы НБУ Сергей Яременко сообщил, что «самым обоснованным и лучшим выходом из сегодняшней ситуации будет долгосрочная фиксация курса на пороге 5,05/$1». Это увеличение курса гривны ориентировочно на 8%.
Реприватизация
Главным событием и «ледяным душем» для руководства отрасли стал объявленный пересмотр некоторых приватизационных сделок в ГМК Украины. В первых рядах среди таких предприятий, безусловно, стоят «Криворожсталь» и «Укррудпром». Однако СМИ регулярно публикуют различные (но близкие) варианты «списков Кинаха-Тимошенко-Ющенко» где запланирована (?) реприватизация до 30 предприятий ГМК Украины. Власти регулярно открещиваются от этих «утечек» информации, однако пересмотр ее итогов для новой власти Украины является принципиальным.
Существует целый ряд вариантов, предложенных Правительством и депутатами Украины, а также экспертами отрасли по разрешению вопроса «реприватизации»:
1. Возвращение стратегически важных предприятий в госсобственность (национализация)
2. Дооценка и продажа новым собственникам
3. Дооценка и доплата разницы в бюджет Украины настоящими собственниками
4. Дооценка и надел дополнительными инвестиционными обязательствами собственников предприятий
Сторонниками национализации стратегических предприятий являются премьер Украины Юлия Тимошенко и председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк. Идею национализации также разделяет лидер Соцпартии Украины Александр Мороз. Считается, что возврат в госсобственность «важных» предприятий позволит государству полностью контролировать положение дел в отрасли (?).
Не исключено, что новое руководство страны будет настаивать на отмене результатов приватизационного конкурса и повторной продаже большинства предприятий на принципиально других условиях. Это решение является самым хлопотным вариантом развития событий, поскольку требует разработки соответствующего юридического поля, проведения нового конкурса и многих сопутствующих мероприятий.
Эксперты считают, что предоставление новой возможности приобретения акций меткомбинатов и ГОКов может стать веским аргументом в диалоге руководства Украины с лидерами других стран.
Напомним, что свой интерес к металлургическим активам Украины (в частности, в приобретении «Криворожстали» и горнорудных предприятий «Укррудопрома») высказывали такие российские компании как «Северсталь", «Евразхолдинг», «Уральская Сталь» и ММК. Среди западных компаний заинтересованными остаются такие гиганты как Arcelor, Mittal Steel, U.S. Steel.
В настоящее время в Министерстве экономики дорабатывается законопроект о дооценке предприятий, в ходе приватизации которых были допущены нарушения, который, по словам главы Минэкономики Сергея Терехина, «до конца мая будет готов». Однако пока закон этот продолжает оставться проектом.
Вариант доплаты за приобретенные инвестором акции также является одним из наиболее рациональных, и потому вероятных вариантов. Новая власть сможет получить в бюджет значительные средства и в то же время оставить возможность нормального сосуществования с действующим инвестором, в то время как приход нового руководства будет означать риск срыва инвестиционных проектов.
Однако не все «старые» собственники смогут доплатить. По словам Владимира Пивня, гендиректора Ингулецкого ГОКа, если правительство установит доплату за предприятие, владельцы смогут осуществить ее только за счет денег, предназначенных на реконструкцию основного горного оборудования, износ которого достиг критической отметки. «Если сегодня еще акционеров нагнуть на то, чтобы доплатить за предприятие, то останется поработать пять лет и комбината не будет. Средств на восстановление просто неоткуда будет взять», - уверен Пивень.
Юрий Ехануров, глава комитета Верховной Рады по промышленной политике и предпринимательству, уверен, что кроме доплаты можно требовать от собственников выполнение дополнительных инвестиционных обязательств, как, возможно, одного из путей решения сегодняшней проблемы с пересмотром приватизации.
При этом собственники предприятий ГМК «не сидят, сложа руки». Пока Конституционный Суд Украины до сих пор не дал ответ по поводу законности приватизации ГОКа «Укррудпром», а ВР не приняла законопроект о национализации предприятий, входивших в этот холдинг, чтобы не допустить государство к управлению этими предприятиями активно проводят дополнительную эмиссию акций. Так, 18 апреля собраниями акционеров приняты решения об увеличении уставных фондов на ЦГОКе и СевГОКе, 26 апреля - на ЮГОКе.
Причем правительство в лице Фонда госимущества не может влиять на проведение допэмиссий предприятиями Укррудпрома. «Сейчас такого механизма нет», - констатировала председатель ФГИ Валентина Семенюк. В то же время, после того как суды рассмотрят иски о законности приватизации «Укррудпрома», госпожа Семенюк будет просить суд наложить запрет на отчуждение акций этих предприятий до принятия решения.
Украинский президент 8 июня в очередной раз вернул на доработку список предприятий, приватизация которых подлежит пересмотру, который по его мнению «великоват».
Особенно показательной остается ситуация по реприватизации «Криворожстали». Его хозяин, Консорциум «Инвестиционно-металлургический союз» («ИМС»), 16 июня подал кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины на решение Апелляционного хозяйственного суда Киева о признании незаконной приватизацию горно-металлургического комбината «Криворожсталь».
Консорциум просит суд отменить решение о незаконности приватизации «Криворожстали» (от 22 апреля) и направить дело на повторное рассмотрение в Хозяйственный суд Киева. Ранее, 2 июня 2005г, апелляционный суд Киева отклонил апелляционную жалобу «ИМС».
Власти в части «Криворожстали» (приватизированной зятем бывшего Президента Украины) остаются непреклонны. Вариант доплаты их не устраивает. Председатель ФГИУ Валентина Семенюк с 14 июня добивается выполнения решения суда об изъятии акций «Криворожстали» (из депозитария ING Bank).
Фактически реприватизация «Криворожстали» состоялась. Премьер Юлия Тимошенко пытается всеми силами ускорить процесс повторной продажи комбината, оценивая его (в разных выступлениях) от $2 до 6 млрд.
Итог ясен. Процесс пересмотра приватизации в Украине проходит достаточно сложно, затрагивая интересы слишком многих влиятельных лиц и групп, и весьма медленно. Все решения являются политическими и субъективными, а окончательную точку в данном процессе может поставить только Президент.
Влияние декабрьской «оранжевой революции», т.е. смены власти в стране, в металлургии Украины – в самом разгаре.
Что показывает статистика?
Статистика по металлургии Украины в последнее время «захромала». Ежемесячные данные Госкомстата, ПХО «Металлургпром», корпорации «Чермет» и IISI заметно расходятся. Ближе к «единству» сводки по производству чугуна, в меньшей степени – стали и особенно проката. Однако динамика изменений производства по месяцам (до и после декабрьских событий) весьма схожа.
Если в зимние месяцы митингов и демонстраций производство в черной металлургии показало спад, то в марте оно наверстало упущенное. С апреля, месяца реальных действий новых властей (новые ж/д тарифы, расследования и т.д.) обозначился новый спад.
Кстати, по маю статистика достаточно противоречива. Госкомстат Украины сообщает о меньшем спаде в отрасли, чем ПХО «Металлургпром» (уменьшение производства за месяц по стали на 7,5%, по чугуну - на 6,3%). Однако дальнейшее падение показателей налицо. Рост производства проката (+1,1%) или стабильное производство ЖРС (после месяцев бурного роста) обманчивы. Пришли, например, сообщения о катастрофическом состоянии коксохимической промышленности Украины. Запасы нереализованного кокса у производителей к июню превысили 1 млн тонн. Это при том, что никакие угрозы реприватизации их не тронули…
Главное – другое
Плюсы и минусы действий новой власти пока оценить сложно. Отметим, при рыночных лозунгах явное увлечение Правительства методами силового государственного регулирования экономики. Впрочем, горно-металлургический комплекс Украины показал, что вполне может к «новым веяниям» адаптироваться, при условии, что с его интересами будут считаться.
Реприватизация, т.е. смена собственника успешных производств, менее принципиальна. Переоценивать таланты менеджмента горно-металлургических холдингов мы не будем. Пока они больше «отличились» именно в процессах приватизации, но не производства.
Важнее оказывается сейчас другое. Ситуация на мировых рынках черных металлов в последние месяцы из-за уменьшения спроса и падения цен быстро ухудшается. Спад конъюнктуры на внешних рынках становится большим испытанием для украинской металлургии, поскольку 80% произведенной металлопродукции Украина продает на экспорт. Важнейшая отрасль украинской экономики вступила в полосу столь серьезных проблем, что именно они станут реальным испытанием для новых властей Украины. Только диалог, взаимный учет интересов и общие с металлургами усилия позволят с наименьшими потерями пережить трудные времена.
Кстати в полной мере это относится и к России…
|