Ферросплавы: призеры и чемпионы роста цен
Ферросплавы в последнее время отличились в ценовой гонке на рынке металлов. Крупнотоннажные ферросплавы (феррокремний, ферромарганец и феррохром) за год в среднем подорожали почти на 60%, обогнав темпы роста цен цветных металлов и синхронно повторив рост цен на черные металлы. А вот легирующие (благородные) ферросплавы в среднем подорожали более чем втрое!
Рост цен по разным их типам и маркам, конечно, был различным. Однако именно среди ферроспловов находятся все «чемпионы и призеры» ценовой гонки 2004 года на металлургическое сырье. Более того, по ряду позиций сохраняются как признаки мирового дефицита, так и дальнейшего роста цен.
В отличие от других металлов эти сплавы практически не попали под биржевые игры, прямо влияющие на уровень мировых цен. Инфляция в долларовой зоне (около 20%) также не подходит для объяснений рекордного подорожания ферросплавов. Причина этого роста цен аналогична, скорее нефтяным рекордам. Западный мир, ранее диктовавший не только баланс этого спроса/предложения, но и цены сырья, опять недооценил темпы роста китайской экономики. Китайский внутренний спрос на ферросплавы 2004 года оказался неожиданно высок, поэтому за ним не успело развитие мощностей медлительной горнодобывающей промышленности. Рост производства нержавеющих и специальных сталей в КНР в разы опередил как развитие экономики страны, так и всей черной и цветной металлургии. Так что для ряда ферросплавов вспять повернулись даже их товарные потоки. Например, из импортера феррохрома и ферромарганца Китай превратился в их импортера. Впрочем, стоит разобрать ситуацию на этих рынках подробнее…
Крупнотоннажные ферросплавы
Средний рост мировых цен за год (с ноября 2003 года по ноябрь 2004 года) составил для них 50-120% (см. Табл.1).
Динамика цен на крупнотоннажные ферросплавы, казалось бы, обнадеживает (см. Рис.1). Пик цен пройден летом 2004 года и осенью наметилась тенденция некоторого снижения их цен. Однако вновь, по разным типам ферросплавов, ситуация весьма различается.
Ферромарганец и силикомарганец
По марганцевым ферросплавам китайская статистика уровень производства практически не показывает, однако регулярно и гордо сообщает, что КНР - главный его производитель в мире. Причем китайскими экспертами прогнозируется, что спрос на ферромарганец со стороны производителей безникелевой (200 серии) нержавеющихся сталей в будущем застабилизируется.
Китай в играх на мировом рынке совсем не «заигрывается», даже в случае больших прибылей. Предпочтение китайских производителей всегда (!) отдается собственному рынку. Его цены на ферромарганец и силикомарганец почти стабильны и пониже средних мировых цен. А последняя тенденция в Китае противоположна мировой – это плавный рост цен в соответствии с инфляцией, ростам энергозатрат и ростом внутреннего спроса.
Тенденцию эту (к стабильности) хорошо иллюстрирует сравнение динамики графиков Рис.1. и Рис.2. Уровень цен они не вполне характеризуют, поскольку MySteel.com дает котировки по низколегированным сплавам (чаще 50-60%), а MetalBulletin по высоколегированным (70-80%)
Без Китая мировой рынок ферромарганца развивается по своим законам. Сейчас он надеется, что производство и поставки марганца будут согласованными. Это недавно сообщил, Майкл Уолтерс, директор по маркетингу австралийской компании Consolidated Minerals Ltd.
По его оценкам общий объём производства марганцевой руды в 2004 году возрастёт на 2,4 млн. тонн (преимущественно – за счет спроса Китая) и составит 11,1 млн. При этом по основным регионам-производителям ожидается следующее распределение:
- добыча в Южной Африке останется без изменений на уровне 1,9 млн. тонн, при этом поставки из Габона возрастут на 500 тыс. тонн и составят 2,5 млн. тонн.
- поставки из Австралии также возрастут, с 2,1 млн. тонн до 2,85 млн. тонн
- ожидается рост поставок из Бразилии, с 500 тыс. тонн до 800 тыс. тонн
Отметим, однако, что есть и регионы спада. Украина, например, за 10 месяцев 2004 года произвела только 1 млн. 953,1 тыс. тонн товарной марганцевой руды, что на 4,7% меньше уровня прошлого года.
Австралийский специалист оценивает импорт марганцевой руды в Китай в 2004 году в 4,5 млн. тонн (поскольку за первое полугодие Китай импортировал ее 2,23 млн. т). Г-н Уолтерс ждет дальнейшего снижения цен (руды, ферромарганца и т.д.) вследствие мер по “охлаждению” экономики КНР. Мы –не ждем. Китай опережающими темпами наращивает производство марганцевой стали (например, 20MnSi и других заготовок на внутренний рынок и на экспорт). Так что с начала года цена марганцевого концентрата заметно подросла.
Кстати недавно, 5 ноября, пришло сообщение, что экспортные предложения по китайскому силико-марганцу вновь выросли до диапазона $950-960 за тонну ФОБ (после спада до $920-930). Причина в нехватке воды в водохранилищах, что снижает выработку электроэнергии в Китае. А ее дефицит отражается на всем китайском производстве ферросплавов.
Крупнейший когда-то, американский рынок (общим объемом до 600 тыс.т), заметно уступает сейчас китайскому. Считается, что в 2004 году емкость американского стального рынка вырастет на 5% от уровня прошлого года. А в 2003 году общий импорт ферромарганца США достиг 190 тыс.т, а силикомарганца – 200 тыс.т. (+390 тыс.т. марганцевой руды). В этом году по импорту ферромарганца США вдвое-втрое уступит китайскому импорту, а по руде – приблизительно в 15 раз.
Так что спрос на рынке марганца уже задает Китай и Азия в целом. Из мирового потребления ферромарганца, оцениваемого в 5 миллионов тонн в 2004 году, Азия потребит более 43%. А главным мировым его производителем (оттеснив ЮАР) станет Китай.
Поскольку в мире сейчас не расчитывают на китайский ферромарганец, полностью уходящий на внутреннее потребление, то речь идет о повсеместном расширении добычи руды, а также расширении собственных производств ферромарганца.
На ежегодной конференции по ферросплавам, проводимой журналом «Метал Бюллетин», сообщено, что в 2005 году глобальный рынок потребует дополнительно 1,5 млн. тонн марганцевой руды. Так что активность ГОКов и метзаводов в этом направлении становится понятной.
К примеру, о начале новой масштабной добычи марганцевой руды (820 тыс.т в год) и начале производства ферромарганца в 2005 году, недавно заявил «Казхром».
Даже Латвия со следующего года планирует начать производства ферромарганца (12 тыс.т в год) и силикомарганца на простаивающем ЦБК в г. Слока.
Кстати, аналогичное по мощностям производство планирует на украинском сырье в очередной раз возобновить ООО "Алапаевский металлургический завод». В целом российское производство ферромарганца не только зависит от импорта сырья, но и работает весьма нестабильно. После ряда остановок сейчас возобновил выпуск ферромарганца. Косогорский металлургический завод (мощность около 6000 т/мес). Саткинский чугуноплавильный завод сократил производство ферромарганца за 9 месяцев 2004 г. по сравнению с уровнем прошлого года тем же на 12% (выпускает сейчас менее 35000 т/мес). Этого российскому рынку недостаточно, поэтому более трети потребляемого ферромарганца Россия импортирует (преимущественно из Украины).
Перспективы наши в этом производстве весьма туманные. Проблема даже не в плохой рудной базе, а в ее более точной оценке. Усинское месторождение (Кемеровская обл.) и Порожинское (Красноярский край) вроде-бы оцениваются по запасам в 100 млн. т каждое и готовятся к аукционам. Однако серьезные инвестиции в них без дополнительной геологоразведки вряд ли пойдут. Металлурги уже не раз «обжигались» на некорректной оценке качества руд (например, по Дурновскому месторождению). Реальнее выглядят перспективы возобновления добычи (после 1953г) на Мазульском марганцевом месторождении возле Ачинска (запасы 2,5 млн.т), планируемые УГМК.
Отметим, что наше Южно-Хинганское месторождения марганцевых руд (по протоколу о намерениях с властями Еврейской АО) будут разрабатывать китайцы. Строительство рудника мощностью 200 тыс. тонн руды в год и обогатительную фабрики производительностью 60 тыс. тонн марганцевого концентрата в год оценено в . $39 млн., а предполагаемый срок окупаемости затрат достигнет 7 лет.
Ферросилиций (феррокремний)
Этот ферросплав в наименьшей степени подорожал в летний пик и за год, а на китайском рынке с весны даже подешевел. Доля сырья в его себестоимости невелика, причем дефицита его на рынке не наблюдается. В наибольшей степени цена феррокремния следует за балансом спроса/предложения. Производителей феррокремния на мировом рынке много и конкуренция их весьма высока. Тем не менее, с помощью налоговых льгот, низких цен на кокс и льготных энерготарифов, демпинг китайского феррокремния на мировой рынок продолжается. Однако чаще это весьма низкокачественный ферросплав, произведенный по коксохимическому процессу.
Подробнее об этом рынке и его тенденциях мы писали в статье «Перспективы рынка кремния и его сплавов» в июне 2004 года.
Во второй половине этого года существенных изменений на нем не происходит. Рынок этот продолжает перераспределяться от западных стран в пользу Китая (его прогноз на 2004 год – 40% мирового производства). Позиции на нем российских производителей остаются неплохими, однако российское производство ферросилиция за I-III кв. снизилось на 4,9% (до 566,5 тыс. т.)
Уверены, что вслед за ростом цен на энергоносители, не за горами и рост мировых цен на качественные (электролизные) сорта феррокремния.
Феррохром
Ситуация с ним во многом аналогична ситуации с марганцем. Основные поставщики руды на мировой рынок в 2004 году: ЮАР (около 7 млн.т), Казахстан (около 2,5 млн.т), Индия (около 2 млн.т) при общем объеме добычи около 14.4 млн.т. А главным ее потребителем в мире становится Китай. По прогнозам, спрос КНР на хромовую руду в 2004 году превысит 1.2 млн.т. В настоящее время ежегодное производство феррохрома в Китае превысило 400 тыс.т. Ранее большая часть этого ферросплава экспортировалась на внешние рынки, а сейчас, вследствие развития производства китайской нержавеющей стали, экспорт поменялся на импорт.
В первой половине 2004 года из общего количества ввезенных в Китай ферросплавов (255 тыс.тонн) 81.9% составил именно феррохром. Рост импорта по сравнению с первым полугодием 2003 года составил для высокоуглеродного феррохрома +329%, а для низкоуглеродного феррохрома +177%. В общей сложности китайский импорт за 6 месяцев уже превысил 200 тыс.т. К примеру, в США за весь прошлый год импорт феррохрома составил только 344 тыс.т.
Пока мировым лидером его производства остается ЮАР. В сентябре прошел слух, что горнорудные гиганты BHP Billiton и Anglo American – намерены продать крупнейшего производителя феррохрома Samancor Chrome., которым они владеют совместно (соответственно 60 и 40% акций). Это производство обладает рудными ресурсами в объеме 1,8 млрд. т и включает пять заводов по производству хромистых сплавов мощностью более 1 млн.т в год. Кроме южно-африканской компании Patrice Motsepe’s ARM. (главного акционера хромового производства Assmang) серьезнейший интерес к этой сделке проявляют китайские инвесторы.
Кроме того в июле China’s Jiuquan Iron & Steel Group подписала рамочный контракт еще с одним производителем хрома из Южной Африки на общую сумму инвестиций $157млн.
Кто «делает погоду» на этом рынке уже становится понятно. Опять это Китай.
Ввиду плохой экологии «западные» хромовые производства свернуты или сворачиваются, т.е. производителей стало меньше и конкуренция их мала. Отметим и связь производств (и цен) с высокими энергозатратами хромовых производств. В результате аналитики считают, что цены на феррохром сохранят потенциал заметного роста и в 2005 году.
Россия за 9 месяцев 2004 года увеличила производство феррохрома (преимущественно из казахского сырья) на 35,6% до 339,1 тыс. т. Однако осенью эти темпы несколько снизились, что нас совсем не огорчает. Экология этих производств настолько негативна, что (в отсутствии сырья) мы не сторонники их расширения в России. Позицию законодательного собрания Ленобласти, запретившего летом строительство нового феррохромного производства (завод «Титран») в г.Тихвин мы вполне одобряем.
Легирующие ферросплавы
Для них средний рост мировых цен за год (с ноября 2003 года по ноябрь 2004 года) был беспрецедентным и составил 75-320% (см. Табл.1).
Феррованадий
Серебряный призер по темпам роста цен продолжает удивлять. И сейчас, в конце ноября, ситуация на рынке феррованадия продолжает оставаться напряженной. Феррованадий на западных рынках продолжает продаваться по ценам выше $40 за кг, причем владеющие хоть какими-то объёмами для продажи торговцы и производители закручивают гайки для покупателей, желающих прибрести наличный материал. Аналитики считвают, что европейский дефицит и цены на феррованадий задают темп всему глобальному рынку. Последние скачки цен (вверх) связывают то с дефицитом электроэнергии, то с профилактикой печей на заводе крупного китайского производителя Panzhihua Iron & Steel Group и т.п.
Однако заметнее влияние на эти цены экономической политики основных производителей феррованадия. По ванадиевому сырью это – Китай (55% добычи), ЮАР (25%) и Россия (15%). Их интерес к росту цен «дружен» и вполне понятен. Тем более, что темпы роста внутреннего китайского потребления феррованадия (+20% в год) заметно опережают прирост добычи ванадиевых руд по миру.
В России чистая прибыль Качканарского ГОК «Ванадий» (за 9 мес.) увеличилась по сравнению с уровнем прошлого года в 7 раз. Рост добычи руды (на 2.9%) внес в это не главный вклад. Главным стал рост цен на ЖРС и особо – ванадиевую продукцию. Сейчас ГОК активно модернизирует производственные мощности. Остается только пожелать ему дальнейших успехов.
Кстати в резерве у России крупнейшее Чинейское месторождение (утвержденные запасы ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд составляют 1,5 млрд. тонн, прогнозные - более 30 млрд. тонн), а варианты инвестиций в него прорабатывает даже ОАО «РЖД».
Ферротитан
Мировой рынок ферротитана не слишком велик, но мало и количество его производителей. Дефицита его сырья нет, но весьма сложна технология, поэтому выход на первую в мире позицию российского производства на ВСМПО только радует. Рост цен ферротитана за год составил 124%, но с апреля по август шло снижение мировых цен на ферротитан.
Решение ВСМПО пересмотреть сбытовую политику для этого ферросплава (дать эксклюзивные права агента компании Metaltrade Deutschland) вызвало заметное недовольство многих европейских трейдеров, однако нашло понимание реальных потребителей. Цены ферротитана осенью вновь начали рост, а общий объем этих продаж в 2004 году ВСМПО оценивает более чем в $55 млн. Однако особого роста цен или расширения этого рынка ждать не приходится. Есть альтернативные лигатуры для стали со схожими (титановому микролегированию) свойствами. Так что этому рынку (и особенно - ВСМПО) остается пожелать стабильности.
Ферровольфрам
Полная монополия Китая на мировом рынке вольфрамового сырья (83,2% мировой добычи), слава богу, привела к сравнительно небольшому росту цен за 12 мес. (только на 72%). Спасает рынок то, что применение ферровольфрама весьма ограничено (всего в мире 25 тыс.т/год), а Китай увлечен развитием высокопередельных применений металлического вольфрама (производство твердых сплавов, электроламп и т.д.). Россия, имея около 5% мировой добычи, ранее даже импортировала недостающий вольфрамовый концентрат. В последние годы это российское производство (от добычи руды до выпуска металла и ферросплавов) хронически лихорадит. Одна из причин – резкий спад производств во всех российских отраслях потребителях вольфрамовой продукции. За 9 мес. этого года в России производство вольфрамового концентрата уменьшилось на 33,6%, вольфрама металлического - уменьшилось на 65,8%, а производство вольфрамокобальтовых сплавов снизилось (причем вновь и вновь) на 8,4%.
Так что вопрос «надо ли восстанавливать (и наращивать) производство вольфрама и ферровольфрама в России?» остается открытым.
Ферромолибден
Вот и дошел черед до «чемпиона» по росту цен среди всех видов металлургического сырья. По данным Metal Bulletin с ноября 2003 года по ноябрь 2004 года ферромолибден подорожал на 320.2%, т.е. более чем вчетверо! Причем, по привычке, на Китай все причины этого роста списывать нельзя. Китай не лидер по добыче молибденового сырья (менее 24% мировой добычи) уступая США и Чили, причем быстро вырывается на позиции ведущего экспортера ферромолибдена, покрывая растущий мировой спрос.
Напомним, что более 75% молибдена применяют для легирования жаростойких и жаропрочных сталей, используемых в авиакосмической индустрии, энерготурбинах, автостроении. Значительная доля металла используется в высоких химических технологиях. Так что лидирующий в этой индустрии «Запад» сам создал как дефицит молибдена, так и удивительный рост его цен.
В ходе ежегодной 16-й конференции по ферромолибдену был озвучен прогноз, согласно которому в текущем году объемы мирового производства данного материала достигнут 111.5 тыс.т (рост +19% к прошлому году). Однако мировой спрос на ферромолибден достигнет 144 тыс.т (+4,4% в годовом исчислении). Оцениваемый дефицит (в 33 тыс.т) в ближайшее время будет только нарастать. Уже сейчас срочные заказы подталкивают цены на ферромолибден к отметке $75 за кг, складские запасы у всех пусты, так что достигнутые цены далеко не предел.
Ну а Россия, ввиду добычи только 2% мирового производства руды, от этого «пирога» соберет только крохи. Хотя, по статистике, наше производство молибдена металлического – выросло за 9 мес. на 76%, но молибденового концентрата вновь сократилось на 32,1%.
В качестве заключения
Рекордный для российских производителей ферросплавов прошлый год (прирост производства на 26.5%) в 2004 году не повторится. За 10 мес. статистика показывает рост подотрасли на 12%, причем практически только за счет 32% роста производства феррохрома.
Вновь и как всегда, феноменальные успехи на этом рынке демонстрирует Китай, причем практически по всем видам ферросплавов. Ему словно не обязательны ни низкие энергозатраты, ни обеспеченность собственным рудным сырьем. В части ферросплавов Китай сейчас прежде всего работает в интересах внутреннего потребления. Качество его собственных ферросплавов чуть похуже мирового уровня, но цены – пониже. Но главное – стабильнее, чем, где-либо в мире.
И на этом рынке Китай быстро наращивает потребление рудного сырья, поэтому охотно инвестирует в его добычу как в своей стране, так и за рубежом. Ясна и стратегическая цель – обеспечить стабильными и недорогими потоками всех видов сырья (включая ферросплавы) ненасытную китайскую металлургию.
|