О настроениях рынка металлолома
На мировом рынке настроение, невзирая ни на что, сравнительно спокойное. После небольшого роста средних цен в сентябре ценовая ситуация далее была относительно стабильной. Напряжение создает только высокая деловая активность на рынках США, ЕС, а также перестройка рынков Китая, Кореи и Японии. Она была заметнее к концу октября, провоцируя региональный спрос и несколько увлекая за собой цены на металлолом. Однако весь рынок «сдвинуть с места» она не смогла. Все дело в том, что на главных мировых рынках наблюдались весьма разнонаправленные тенденции
27 октября на осенней конвенции BIR в Лондоне, AQSIQ объявила о продлении сроков регистрации компаний, занимающихся импортом металлолома в Китай. Уже в третий раз этот срок был отодвинут. Сейчас – до 1 января 2005 года. AQSIQ была вынуждена пойти на такой шаг в связи с существенным наплывом заявлений. Сообщается, что в настоящее время регистрацию прошли порядка 2 000 зарубежных трейдеров металлолома, т.е. только около половины из 4 000 поданных заявок. А поданы многие из них были напрасно. Ажиотаж начала года остался далеко позади, а деловая активность этого рынка в Китае заметно снизилась. Все его участники (экспортеры-импортеры лома в Китай) опасаясь ограничений, снизили поставки материала в страну. Сохранялась административная неопределенность с поставками, и трейдеры весьма опасались за свой материал, направляемый в Китай.
Этот спад активности в Китае, а также высокие складские остатки на соседних складах японских дилеров, которые придерживали материал в ожидании роста цен, сразу отразились на японском рынке. Цены в Японии понизились к концу октября. Но уже в начале ноября, на японских потребителей начал действовать другой фактор – они были вынуждены вновь поднять закупочные цены, чтобы не допустить оттока металлолома в Корею, где металлургические заводы были готовы платить более высокие цены. Однако в целом азиатский рынок был спокоен. Сообщалось о некоторых сделках, которые свидетельствовали о том, что цены на Тайване (реже – в Китае) достигают 320-345 долларов за тонну СИФ; в Корее – находятся на уровне 320-330 долларов за тонну СИФ; в Японии – 240-280 долларов за тонну.
Основная причина «вялой» азиатской ситуации не случайна. Почти «застыл» главный когда-то участник этого рынка – Китай. При детальном рассмотрении ситуации на китайском рынке, его относительная стабильность и отсутствие ажиотажа в течение последних нескольких месяцев становятся понятными. Китай выбрал четкий курс на стабильное обеспечения своей экономики всеми необходимыми сырьем и материалами, с целью стать менее зависимым от конъюнктуры внешних рынков. Он уже давно провел переговоры с крупнейшими мировыми поставщиками железорудного сырья о долгосрочных контрактах (вплоть до разработки новых месторождений). Контракты на поставку руды в оговоренных объемах и по фиксированным ценам (!) вплоть до 2015 – 2025 года обезопасили китайскую металлургию от резких скачков цен на мировом рынке сырья.
Китай практически прекратил в последнее время закупки дорогого металлургического сырья, включая металлолом. Его доля в производстве китайской стали за последний год упала с 7 до 5%. Однако (на фоне 20% роста производства стали) объемы китайского потребления металлолома прогнозируются стабильными. В стране не только сохраняется ряд современных металлургических производств неполного цикла, ориентированных именно на металлолом, но и идет их развитие. Так что, частичное замещение металлолома железной рудой (брикетами и т.п.) вполне будет компенсироваться за счет роста производства.
На другой стороне земного шара вполне проглядывается иная тенденция. Причина ее – «взлет американского стального рынка». В 2004 г. положение в черной металлургии США существенно улучшилось после нескольких лет низкой деловой активности, несмотря на рост издержек производства и напряженное положение с поставками сырья. Спрос на стальную продукцию на американском рынке находится сейчас на очень высоком уровне. А цена американского стального проката ставит сейчас исторические рекорды, достигая уровня в 600-800 долларов за тонну. При этом некоторые металлургические предприятия испытывают явный дефицит сырья, особенно на такие высоколиквидные позиции металлолома как No1 bushelling и No1 bundles, которые являются фактически заготовкой для многих производств. При такой коньюктуре рынка высокие цены на металлолом в США вполне обоснованы.
Очередной аукцион по продаже автолома, проводимый DaimlerChrysler на ноябрь прошел с 20 долларовым повышением относительно октября, цена достигла очередного рекордного уровня за всю историю – 442,5 доллара за тонну, что 2,5 раза, чем годом ранее. Вслед за этим, в конце первой недели ноября цены на No1 bushelling и No1 bundles также побили новые рекорды, достигнув уровня 455 долларов за тонну. Причем такой рост цен на металлолом в США в конце октября был вполне ожидаем большинством участников рынка. Практически все сорта металлолома подорожали: более дешевые добавили в цене до 50 долларов за тонну; а лидеры такие, как автолом, No1 bushelling и No1 bundles добавили в цене 40 долларов в конце сентября – начале октября и еще 20 – 30 долларов в начале ноября.
Некоторые потребители этого металлолома, срочно начинают модернизацию привычных технологий и производств для использования предельного чугуна или более дешевых сортов лома в качестве альтернативы высокоочищенному металлолому. Цена на предельный чугун в США сейчас находится на уровне 360 долларов за тонну, что удешевляет себестоимость, стали на 50-70 долларов. Чугун становится в США все более желаемым сырьем, а некоторые мини-заводы срочно приобретают оборудование для качественной обработки дешевого металлолома.
На европейском рынке доминирующим игроком октября продолжал оставаться рынок Испании. В этом месяце, ни китайский, ни турецкий рынки не смогли составить достойную конкуренцию возросшим потребностям европейских металлургов. Огромная загруженность европейских заводов заказами до конца года и ограниченное предложение металлолома также создали почву для роста спроса на металлолом. Следовательно – для роста цен на это сырье. Потребители лома в Европе сейчас опасаются возникновения его зимнего дефицита. А загруженность многомесячными заказами подталкивает металлургов к созданию больших запасов для обеспечения стабильной работы зимой.
Европейские сталепроизводители и сейчас продолжают буквально требовать материал. Объемы поступающих ломов и отходов далеки от желаемых, а в некоторых регионах ощущается серьезный их дефицит. Сейчас все металлургические производства ЕС готовы использовать каждую тонну лома.
Отметим, что Европа традиционно является основным заготовителем лома в мире, однако явно желает его еще и еще. В дело уже включились и многочисленные европолитики. В начале ноября Еврокомиссия обратилась к Украине и России с очередным предложением снять ограничения на вывоз лома (снять таможенные пошлины и т.д.). В ответ нам обещано пересмотреть жесткие квоты на поставку в страны ЕС готовой стальной продукции.
Такая ситуация, конечно же, стала причиной роста цен. Цены на лом поднялись на 20-40 долларов по сравнению с сентябрем. По последней информации в Испании, определяющей в последнее время тенденции европейского рынка, цена на прессованный металлолом из новой стали и на стандартный HMS 1&2 находятся на уровне 380 долларов за тонну и 280 долларов за тонну СИФ соответственно.
Из диаграммы 1 видно, что европейский индекс металлолома (FOB Rotterdam) Metal Bulletin начал рост со второй половины октября. Это рост связан с ростом цен закупки лома европейскими заводами, начавшийся в конце сентября. Индекс экспортных цен США (FOB USEC) Metal Bulletin в октябре не отражал объективные цены рынка. Фактическая цена на восточном побережье США в течение всего октября находилась скорее на уровне европейских цен, а индекс FOB USEC отражал в октябре скорее уровень азиатских цен.
Российская ситуация
Ноябрь в России настроение заготовителям лома явно испортил. После ряда тендеров по очень высоким ценам, прошедшим в октябре текущего года, и после существенного снижения цен закупок крупнейшими металлургическими комбинатами, экспортеры также предприняли попытку снизить цены. Так, например, экспортеры Санкт-Петербурга предприняли синхронизированную (и удачную для них) попытку снижения закупочных цен. За один день (1 ноября) цена на лом упала на 15-25 долларов на рынке Санкт-Петербурга.
Снижение цен Санкт-Петербурга произошло благодаря целому ряду факторов:
1. Экспортеры лома в Швецию и Финляндию (имеющие краткосрочные контракты) буквально завали металлоломом своих потребителей в этой стране. На массированный поток металлолома, поставляемый из России, скандинавские потребители отреагировали снижением на 10-20 долларов по всем видам металлолома.
2. В силу низких закупочных цен на заводах в октябре произошел резкий приток лома в Питер. Порты были буквально завалены металлоломом и начались сложности с выгрузкой материала. Причем все текущие контракты на экспорт уже были обеспечены ломом.
Очевидно, что такое резкое снижение экспортных цен отнюдь не было связано с каким-то серьезным изменением конъюнктуры внешнего рынка. Просто изменение потоков лома на экспорт оказалось слишком резким, т.е. не обеспеченным традиционными контрактами на поставку. Например, долгожданные китайские потребители лома в ноябре на этом рынке пока так и не появились.
Нет особых надежд и на российских потребителей. В течение последней недели октября и первой недели ноября наблюдалось снижение цен практически по всем крупным металлургическим заводам. Ведущие производители понизили цены закупок по всей территории РФ, а на ряде заводов даже произошло двойное снижение цен. В целом по России понижение цен составило от 250 до 600 рублей за тонну в зависимости от завода и вида металлолома. На ММК снижение цен произошло 26 октября и 8 ноября на 200-300 рублей. С 8 ноября цена на условиях франко-вагон ст. Магнитогорск будет составлять 150-170 долларов в зависимости от региона поставки. Цены также понизили ЗСМК, КМК, «Уральская сталь» (НОСТА) и прочие сталелитейные комбинаты этого региона.
Все эти тенденции внутреннего рынка вполне объяснимы, если учесть, что все крупнейшие заводы уже обеспечены металлоломом вплоть до конца текущего года. И даже существенный рост объемов экспорта по сравнению с прошлым годом не помешал заводам обеспечить себя запасами.
Все дело в том, что высокие цены 2004 года на металлолом заметно (на 25-30%) активизировали заготовку металлолома внутри России. В результате этого экспорт и внутреннее потребление в течение последних нескольких месяцев практически не конкурируют друг с другом за потоки металлолома. Они стали слишком велики, особенно летом, а организация их каналов сбыта явно опоздала.
На диаграмме хорошо видно, что разница закупочных цен заводов и закупочных цен экспортеров (в Санкт-Петербурге) в общем, то даже выросла. Так что сетовать на общее падение российских цен пока рано. Со временем мировые цены еще окажут свое влияние на российский рынок.
В настоящее время открытая цена в Санкт-Петербурге на лом 3А находится в пределах 190-200 долларов за тонну, что на 15-20 долларов меньше, чем в октябре. Более того, многие экспортеры «готовят» своих поставщиков к дальнейшему снижению цен к концу ноября, но, учитывая сильный европейский рынок, такая тенденция может не иметь под собой оснований. Ситуация станет более ясной ближе к концу ноября, когда европейские заводы сформулируют свои «правила игры» на декабрь.
По нашему мнению заметного снижения европейских и мировых цен на лом ждать не приходится. Со временем это окажет свое влияние и российский рынок. В который раз остается призвать заготовителей лома к спокойствию и выдержке. Результат будет…
Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 21-22) |