Предвыборная украинская металлургия
Этот год для Украины знаменателен ожиданием политических и экономических перемен в связи со скорыми выборами нового президента. Ее власти (естественно поддерживающие действующего премьера Виктора Януковича) решили резко поднять свой имидж, активно применяя экономические рычаги, т.е административно вмешиваясь в развитие и преобразование всей украинской экономики.
Другая особенность этого года – явная активизация российско-украинских отношений. Экономике Украины обещан ряд экономических льгот. Только взимание НДС по нефтегазовому экспорту в «стране назначения» может дать ей с 2005 года до $ 800 млн. в год. Заморожен ряд «антидемпинговых процессов» и т.д. Неуклонно идет создание «Единого экономического пространства» ряда стран СНГ, вполне способного создать «общий рынок»
Основная отрасль украинской экономики – металлургия не остается в стороне от процессов.
Украинская металлургия ныне "питает" недорогим металлом машиностроение, транспорт, добывающую промышленность и является основным источником валютных поступлений в бюджет. При этом украинская металлургия отличается значительной экспортной направленностью - около 85% металлопродукции реализуется на внешних рынках. Текущий 13,6%-й рост ВВП Украины четко совпал с периодом взлета мировых цен на металлопродукцию (на 40-60%).
Особая активность украинских властей наблюдается в попытках полностью остановить всплеск инфляции в стране. Он особо заметен после дефляции (снижения цен) в размере 0,6% по итогам 2002 года. В 2003 год инфляция в Украине достигла 8,2%, наметилась схожая тенденция и в 2004 году. Поэтому на борьбу с ростом цен брошены весьма серьезные силы. Пока внутренние цены Украины были и остаются (по сравнению с российскими и мировыми) весьма низкими. При этом возникает ощущение что «Единое экономическое пространство» вполне может быть заполнено украинской продукцией. В полной мере относится к металлургии, поэтому резонно рассмотреть конкурентоспособность страны на этом рынке подробнее.
Госрегулирование цен металлургии
С начала 2004 года вмешательство украинского правительства в дела металлургические особо заметно. Так, дабы не допустить роста цен производителей и инфляции выше прогнозного уровня (6,3-6,7%), Кабинет Министров Украины счел необходимым установить в 2004 году мораторий на повышение цен в металлургическом секторе. В итоге в марте был подписан между крупнейшими предприятиями-производителями и потребителями металлопродукции меморандум о моратории на повышение цен по сравнению с 31 января 2003 г. Однако металлурги потребовали ответных аналогичных уступок со стороны поставщиков сырья для производства металла.
Сырьевики, в свою очередь, выразили готовность поддержать инициативы власти по регулированию ситуации на внутреннем рынке металлопродукции, но только в тех объемах, которые поставляют меткомбинаты лишь украинскому потребителю (около 18% производства).
Министерство промышленной политики подсчитало, что предполагаемые объемы потребления металлопроката на рынке Украины в 2004 году могут составить 6 млн. тонн (в 2003 году объем потребления проката составил 6,55 млн. тонн, что на 33,6% выше по сравнению с 2002 годом). При этом, согласно официальных заявок потребителей металла, правительство рекомендовало местным меткомбинатам поставить около 2,5 млн. тонн проката на внутренний рынок по фиксированным ценам. А для того, чтобы идея обеспечения отечественных потребителей металла посредством прямых поставок по "замороженным" ценам, гарантированно сработала, Кабмин распорядился создать Межведомственную комиссию по вопросам государственной ценовой политики в ГМК, которой предоставлено право с 1 апреля до 1 сентября 2004 года, вводить декларирование изменения цен на горнорудную и металлургическую продукцию.
Такова была задуманная методология украинского госрегулирования цен в металлургии на внутреннем рынке. На деле оказалось, что регуляторные меры не действуют, поскольку все декларации и документы, которые подписывались (включая Постановление Кабмина, определившее механизм регулирования цен) предприятиями зачастую просто игнорируются. Причин этого несколько, но некоторые из них были понятны изначально:
- рыночная экономика в своей основе всеми способами противится снижению цен до уровня ниже мировых и не хочет поставлять такую продукцию;
- во всей производственной цепочке «кокс-руда-металл- потребители» неизбежны изменения, которые практически невозможно проконтролировать (для выпуска какой партии продукции был использован конкретный вагон железной руды или кокса и т.п.)
- высокий спрос и рост цен на сырье на мировом рынке активизировал его экспорт (металлургия в ответ инициировала процесс лицензирования экспорта кокса и руды), т.е. сразу возник вопрос изменения заключенных соглашений;
- обострилась проблема перевозок сырья и продукции (дефицит вагонов); а использование таможенных пошлин и увеличение тарифов на железнодорожные перевозки привели к ужесточению конфликта между транспортниками, сырьевиками и металлургами;
- основные финансово-промышленные группы, контролирующие металлургию, ныне обеспечены "собственным" сырьем (не хотят регулироваться и контролироваться вообще);
- государство не нашло эффективных механизмов регулирования частных компаний (к осени включившие практически все предприятия металлургической отрасли Украины);
Хотя «на защиту» украинских производителей и потребителей металла от высоких цен были привлечены такие руководители министерств Украины как: вице-премьер Андрей Клюев, министр промышленной политики Александр Неустроев, замминистр промышленной политики Анатолий Федяев. Особенно «гневно» с ц... ... ...
Извините!
Доступ к полному тексту настоящего материала
имеют только подписчики.
|
С 01.02.2004 тестовый доступ для зарегистрированных пользователей прекращен.
Оформить подписку Внимание!!! Копирование, перепечатка или распространение иным образом материалов, размещенных в разделах "Аналитика" сайта MetalTorg.Ru, возможна только с письменного разрешения редакции © |