10 лет на рынке и феномен Миттала
Последний скандал с приватизацией польского завода Huta Czestochowa, когда LNM Group победила украинский Индустриальный Союз Донбасса, опять привлек внимание металлургического рынка к империи Миттала. Успехи, созданной им LNM Group, уже ни у кого не вызывают сомнения, а его феномен, как успешного менеджера, заставляет удивляться.
Лакшми Миттал (Lakshmi Mittal) – первый и единственный из тех, кто молниеносно создал одну из крупнейших сталелитейных компаний в мире и сумел сохранить этот бизнес в собственности своей семьи. Его компания – LNM Group по итогам 2002 года является вторым в международном рейтинге производителем стали с производственными мощностями 30-45 млн. тонн стали в год, уступая лишь европейской группе Arcelor.
Империя Миттала
Сейчас Лакшми Миттал в свои 52 года является учредителем и председателем правления второго крупнейшего производителя стали в мире LNM Group.
Современная структура холдинга LNM Group делится на два крупных подразделения – LNM Holdings и Ispat International. В состав этих двух гигантских компаний, штаб-квартиры которых находятся в Лондоне и Роттердаме, где председателем правления и президентом подразделений является г-н Миттал, входит около 20 дочерних компаний из 12 стран мира (см. рис.1). Более 110 тыс. чел. работают на предприятиях LNM Group в таких странах как США, Канаде, Мексике, Великобритании, Германии, Франции, Казахстане, Алжире, Румынии, Чехии, ЮАР, Польше и Индонезии. Каждое производство отличается интегрированной инфраструктурой, объединяющей угольные шахты, месторождения железной руды, электрогенерирующие мощности и транспортное оборудование.
Самым характерным для Лакшми Миттала является консолидация активов металлургической отрасли, которую он считает необходимым и неизбежным процессом. Последние приобретения вывели LNM Group в элиту мирового сталелитейного бизнеса. Рост производства стали в пределах группы, действительно впечатляет. Если еще в 2001 году предприятия компании по данным Международного Института Чугуна и Стали выплавили 19,2 млн. тонн нерафинированной стали, то уже в 2002 году этот показатель достиг 34,8 млн. тонн, т.е. годовой прирост за это время составил 81,2%. В 2003 году по предварительным оценкам общее производство стали в компании вырастет на 20,7% и составит 41-42 млн. тонн. Чистая сумма продаж за 2002 год составляет более $9млрд. в год. Около 70% основной продукции, производимой группой, – это плоский прокат, оставшиеся 30% – длинномерный (сортовой) прокат.
Начинал г-н Миттал свой карьерный рост с семейного бизнеса в Индии. А движущей силой его всегда являлись личные амбиции. В общей сложности за плечами Лакшми Миттала 30-летний опыт работы в сталелитейном производстве. Еще, будучи подростком, он начал работать на металлургическом заводе, принадлежащем его отцу. В 1976г., в возрасте 25 лет, он уехал в Индонезию, основал Ispat Indo – купил прокатный стан мощностью 65тыс. тонн, а в 1982г. добился его преобразование в мини-завод. Ispat Indo и на сегодняшний день является крупнейшим частным металлургическим заводом в Индонезии с мощностью 700 тыс.т. в год.
В середине 80-х годов, столкнувшись с потерей источника железа прямого восстановления (DRI) (индонезийская компания Krakatau Steel после строительства своего сталеплавильного завода прекратила его отгрузку), Лакшми Миттал нашел нового поставщика – завод Iscott в Тринидад, в 1987 купив его.
В течение первой половины 90-х годов Ispat International, созданная Лакшми Митталом, приобрела еще несколько металлургических заводов в разных странах. Как правило, это были бывшие госпредприятия с достаточно современным оборудованием, но терпящие убытки. Ispat меняла на этих заводах руководство, внедряла современные методы менеджмента, осваивала выпуск новых видов продукции и, благодаря этому, возвращала им прибыльность. Именно в этот период Лакшми Миттал начал создавать крупнейшие интегрированные предприятия, снижая степень их зависимости от внешнего сырья. Так, примером вертикальной интеграции является приобретение группы предприятий в Мексике, США, Канаде, на Карибских островах, в Германии и Казахстане. Группа предпочитает регионы с большими залежами угля и хорошими портами, поэтому все предприятия компании находятся в выгодном территориальном расположении, чтобы снизить транспортные издержки и удовлетворять растущий местный спрос.
С целью организации вывода акций Ispat International на мировой фондовый рынок (при сохранении контроля над компанией со стороны Лакшми Миттала) в 1994 году была создана LNM Group. Так что в нынешнем году Группа отмечает свой десятилетний юбилей.
Самыми важными своими приобретениями Лакшми Миттал называет американский завод Inland Steel и Карагандинский металлургический комбинат в Казахстане (сейчас Ispat Karmet Jsc). Первое приобретение позволило Группе проникнуть на рынок США, а также дополнило ее ассортимент высококачественной листовой продукцией, предназначенной для изготовления автомобильных кузовов и корпусов бытовой техники. Второе – позволило успешно развиваться на новом направлении – рынке стран СНГ и в Центральной Азии.
К настоящему времени LNM фактически поставила под свой контроль крупнейший южноафриканский завод Iscor, который она может полностью выкупить в 2004-м или 2005 году (сейчас группе принадлежит 49,9% его акций).
В 2001г. корпорация приобрела румынский завод Sidex, а в 2002г. в состав LNM вошла чешская компания Nova Hut.
Аналитики считают, что существуют благоприятные возможности для дальнейших приобретений группы в таких регионах как Россия, Украина и Китай, но здесь у LNM есть проблемы..
В России и Украине, по мнению Лакшми Миттала, металлургам следует перейти к новому этапу своего развития для создания совместных предприятий и альянсов с западными партнерами. Видимо подразумевается, что сейчас предприятия не слишком заинтересованы в партнерстве и инвестициях. Хотя металлургические предприятия этих стран часто являются сравнительно устаревшими, хотя должны производить продукцию более высокого качества и стать конкурентоспособными на мировом рынке.
Однако недавно стало известно, что в 2004-м году компания LNM планирует завладеть украинским Криворожский ГОКОРом.
В Китай LNM поставляет уже около 2 млн. тонн в год продукции с разных предприятий и рассматривает вопрос о непосредственном производстве металла там.
Новый рынок LNM Group: Восточная Европа
Частью стратегии развития и консолидации сталелитейной промышленности у LNM прежде всего являются приобретения предприятий. Последние из них, в Центральной и Восточной Европе, очень хорошо вписываются в эту стратегию. Рынок этот в последние года только развивается (или восстанавливается) и есть возможности для расширения. В то время как соседний рынок Западной Европы уже насыщен и возможности экспансии на него ограничены. В Восточной Европе у LNM Group ранее были только предприятия по производству сортового проката, а теперь стали сильны позиции компании и в плоском прокате. К существующему холдингу LNM – чешскому Ispat Nova Hut и румынскому Ispat Sidex с 2003 г. добавляются три новые компании: Polskie Huty Stali, Siderurgica Hunedoara и Petrotub Roman. А в 2004 году и польская Huta Czestochowa.
Приватизация металлургического сектора было условием для этих стран, вступающих в ЕС. Причем Миттал более других готов к этому. Включая риск по покупке не слишком современных предприятий, которые его конкуренты в Западной Европе рассматривали как бесперспективные.
Это различие является типичным и наиболее значимым. Миттал, даже, несмотря на то, что LNM вскоре может стать самым крупным производителем стали в мире, остается ярким индивидуалистом. Методы, которые он использует, чтобы следовать своим целям, руководители более стабильных западных металлургических компаний не могут или не готовы применить. В сталелитейной промышленности мира пока преобладают корпорации, проявляющие недостаточно усилий в для перемен (за исключением компании US Steel, которая пытается объединить предприятия в США и расширить свои позиции в Восточной Европе). Становление современной металлургии в мире не создало гаммы ярких менеджеров и бизнесменов. Исключение – Лакшми Миттал, да пожалуй директора Nucor и Duferco (Ken Iverson и Bruno Bolfo).
Итоги, планы и прогнозы...
Итак, Лакшми Миттал превратил малый филиал семейной фирмы в самое динамичное и многообещающее стальное производство мира. Как и в чем секрет столь значительного успеха?
Составляющими успеха г-на Миттала является не только технологическая проницательность, но и организаторский здравый смысл. Он был одним из первых, кто определил две тенденции в технологии сталепроизводства. Первая – это своевременная замена традиционных доменных печей на мини-заводы. Кроме гигантских доменных печей в казахской Караганде, почти все предприятия LNM – это мини-заводы.
Вторая новация – обеспечение металлургических производств новым сырьем. Миттал видел опережающее развитие мощностей металлургии в мире и понимал, что цены на сырье (включая лом) будут повышаться, чем больше будет построено производств. Поэтому и вложил значительные инвестиции в создание производств заменителя металлолома – железа прямого восстановления. На сегодняшний день холдинг Ispat International является крупнейшим производителем DRI в мире.
Кроме того, Лакшми Миттал является стратегом высокого уровня. Он и его команда умеют увидеть в убыточных предприятиях перспективы, наладить производство, менеджмент, маркетинг и превратить в очередное прибыльное подразделение своей группы.
Однако интересно, что г-н Миттал хотел бы преуменьшить свою репутацию как предпринимателя. «Я металлург, а не дилер. Я приобретаю компании не ради сделки, а ради потенциала, который они имеют, чтобы развивать и укреплять бизнес», заявил он британскому журналу Metal Bulletin. Лакшми Миттал говорит, что ищет обоснованности в металлургии. На данный момент промышленность в большой степени неконсолидирована, очень неустойчива и изменчива.
Он выступает за создание мощных интегрированных стальных компаний. «Я хочу создать глобальное предприятие, которое состоит из региональных производителей, имеющих наименьшие затраты и наивысший уровень производства. Нам следует быть единым целым в мире при любых обстоятельствах» – сказал президент LNM Group.
Добавим и определенную личную скромность – фото директора в мировых СМИ практически не встречается
В дальнем будущем Лакшми Миттал ожидает появление в мире одной – двух сверхкрупных компаний с мощностью 100-120 млн. тонн стали в год и нескольких объединений производителей, способных ежегодно выпускать 50-100 млн. тонн металла. Вернуть былую рентабельность металлургии можно будет только после коренной реструктуризации всей отрасли на глобальном уровне.
Насколько полезен опыт г-на Миттала для российской металлургии? Нам видится, что в его умении видеть перспективы металлургического рынка, нестандартном подходе к управлению стальным производством и умении рисковать в интересах развития дела.
Статья подготовлена с использованием материалов в Metal Bulletin, Ispat.com, МММО, Прометал
Статья будет опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 5-6) |