Рынок российских труб: передел еще не завершен Как было рассмотрено в наших предыдущих материалах, по итогам 2001 года российские трубники показали довольно неплохие результаты: практически все предприятия констатировали рост производства от 3 до 7%, а некоторые заводы, как, например, Борский трубный и НТЗ «Промет», и вовсе увеличили выпуск в разы. Однако большую часть стальных труб в настоящее время выпускают две российские компании-холдинга: ОМК и ТМК. Традиционно считается, что существующее в отрасли положение стабильно, однако происходящие несколько последних месяцев события заставляют сделать предположение, что такой паритет просуществует еще недолго и в скором времени в отрасли появиться еще один сильный игрок.
Тагмет как камень преткновения
К 2001 году в России сформировались два устойчивых холдинга, контролирующие по разным оценкам по 25-30% каждый. Первый холдинг – ОМК – был сформирован «де-юре» еще в начале 90-ых, однако как самостоятельный игрок с прозрачной и согласованной в рамках входящих в холдинг предприятий сбытовой и маркетинговой политикой начал функционировать лишь около года назад. Сегодня в составе холдинга множество предприятий, основные из которых – Выксунский металлургический и Челябинский трубопрокатный заводы. Подробная схема холдинга представлена на рисунке 1.
С другой стороны, сформированный вокруг группы МДМ трубный бизнес, является прямым конкурентом ОМК и контролирует также существенную долю рынка. В настоящее время трубный холдинг группы МДМ – компания ТМК – контролирует такие предприятия как Северский и Волжский трубные заводы, а также осуществляет партнерские программы с Синарским трубным заводом (являясь владельцем крупного пакета акций последнего), что позволяет менеджерам ТМК говорить о контроле над предприятием (рисунок 2). Ситуация здесь, однако, несколько сложнее. Получив в прошлом году контрольный пакет Синарского трубного завода, ТМК не сумела противостоять скупке акций предприятия, которую осуществляла ОМК, и в результате формально приобретя близкий к блокирующему пакету, ОМК контролирует на заводе производство труб в соответствии со своей долей. Эта конфронтация двух конкурентов понятна и неоднократно обострялась в процессе создания трубных холдингов. Очередной пример такой конфронтации – Таганрогский металлургический завод (Тагмет).
К концу прошлого года у завода были достаточно ясные производственные перспективы, однако разношерстный состав акционеров несколько сдерживал развитие предприятия. Различные группы начали борьбу за предприятие и к январю 2002 года сложился следующий баланс сил: менеджмент предприятия, возглавляемый Сергеем Бидашем, контролировал 56% акций комбината; структурам, близким к банку «Петровский» и тогдашнему Председателю Совета Директоров завода Владимиру Вербе принадлежало 17%; Альфа-Эко – структурное подразделение Альфа-Групп владело 25% акций завода, остальное было распылено среди многочисленных частных акционеров. Тагмет достаточно сильное и независимое от различных групп влияния предприятие, специализирующееся на выпуске бесшовных труб нефтяного сортамента. На конец 2001 года общие производственные мощности позволяли выпускать порядка 1.54 млн. тонн труб для российский нефтяных компаний, таких как ЛУКОЙЛ и ТНК. Загрузка мощностей на предприятии непрерывно росла на протяжении 4 последних лет и в настоящее время составляет 30-35% (рост по сравнению с 1998 годом составил 7%, что показывает не самые высокие по отрасли темпы роста). По итогам 2001 года предприятие получило балансовую прибыль около 1 млрд. рублей и выпустило порядка 10% (или 440 тыс. тонн) всех производимых в стране труб. Это являлось прекрасным стимулом к борьбе за контроль над предприятием, и в дело включились юристы Альфа-Эко. В результате их работы Альфа, как один из крупнейших миноритарных акционеров, весной 2001 года получила расширенные полномочия, делегировала в совет директоров завода двоих своих представителей и предложила предприятию свою схему управления. Этим, однако, дело не ограничилось, так как владелец контрольного пакета и директор предприятия Сергей Бидаш активно сопротивлялся внедрению на предприятие структур Альфы-Эко. В результате на 20 января 2002 года было назначено внеочередное собрание акционеров, на котором представители Альфы-Эко планировали избрать в совет директоров большее число своих представителей. К началу проведения совета акционеров стало ясно, что один из участников конфликта и миноритарный акционер – Владимир Верба – вышел из борьбы, сложив с себя полномочия Председателя Совета Директоров и продав принадлежащий ему пакет акций. По попавшей в СМИ неофициальной информации эти акции были приобретены компаниями, аффилированными с Альфой-Эко и к собранию акционеров компания контролировала порядка 42% акций завода. Опасаясь экспансии на завод Альфы, Сергей Бидаш передал свой бизнес Трубной Металлургической компании (ТМК), хотя с аналогичными предложениями о продаже к нему обращались и представители ОМК и ряда других компаний. Юридически же, на сегодняшний день, права ТМК на контрольный или близкий к нему пакет акций не получили подтверждение у юристов Альфы-Эко, что продолжает сказываться на неопределенности с ситуацией на заводе.
Третий трубный холдинг
По всей видимости, за всеми этими событиями стоит проходящий процесс по формированию третьего крупного холдинга, работающего на рынке труб. По аналогии с уже существующими в отрасли объединениями, подобный бизнес формируется вокруг металлургического департамента компании Альфа-Эко. Косвенно этот факт подтверждается тем, что исторически тесно связанные с украинскими трубниками, а именно, компанией Интерпайп, Альфа-Эко принялась строить трубный холдинг из «свободных», не вошедших ни в одно объединение предприятий (этот процесс многие наблюдатели связывали, в частности, с возможностью формирования холдинга для последующей продажи украинцам). На первом этапе (около двух лет назад) был приобретен блокирующий пакет акций Тагмета, что спровоцировало затяжную во времени юридическую борьбу между акционерами по перехвату управления на предприятии, до сих пор не оконченную. На втором этапе пошли переговоры о возможности покупки принадлежащих компании «Трубоимпэкс» 5.5% акций Первоуральского новотрубного завода (график 3) с планами его дальнейшего поглощения (пестрый состав акционеров вполне позволяет провести такой процесс «безболезненно», так как настоящие владельцы завода достаточно далеки от трубного бизнеса). И, наконец, появившиеся в апреле 2002 года сообщения в различных СМИ о желании Альфы приобрести трубный бизнес у ТМК (либо полностью, либо долю ТМК на Тагмете). Как было сообщено Игорем Барановским (вице-президентом Альфы-Эко) в интервью газете Ведомости, такое предложение действительно было сделано. «Этот бизнес интересен для нас», - заявил он, однако отказался сообщить предложенную цену, отметив при этом, что «цена рыночная, адекватная всем нынешним особенностям состояния рынка». Со стороны ТМК никаких комментариев не последовало, однако реальность подобного предложения не вызывает сомнение.
Сам завод в Первоуральске достаточно современное и высокотехнологичное предприятие, ориентированное главным образом на выпуск бесшовных труб нефтяного сортамента (хотя подобная характеристика и является условной, так как завод выпускает более 25 тыс. типо- и маркоразмеров труб для всех отраслей промышленности). Учитывая нефтяные интересы Альфа-Групп и схожесть в сортаменте ПНТЗ и Тагмета, внимание и усилия Альфы становятся очевидными.
Если посмотреть такой показатель как выручка предприятия на одного работающего, то оба завода показывают стабильные темпы роста, превышая средние показатели по отрасли (график 4).
Если подобные планы увенчаются успехом, то в ближайшее время возможно появление еще одного крупного игрока, контролирующего приблизительно 15-20% производимых в стране труб (график 3).
Таким образом, концентрируя вокруг себя металлургические производства с достаточно высокими показателями эффективности работы и широким спектром выпускаемой продукции, Альфа-Эко в состоянии построить высокоэффективный холдинг с ориентацией на конечных потребителей – нефтяные компании, и существенно перестроить сегодняшнее равновесие на рынке труб в России. Произойдет ли дальнейшая продажа нового холдинга украинским трубникам или Альфа-Групп желает закрепиться на таком перспективном направлении, как рынок труб, станет ясно уже в ближайшие месяцы, как и сама возможность создания нового холдинга.
|