Алюминиевая промышленность - часть 1: Конъюнктура мирового рынка Среди многообразия промышленности цветных металлов алюминиевая индустрия крупнейшая, как по объемам выпуска продукции, количеству задействованных в производстве людей, так и по безусловной важности для мировой экономики.
Схема получения готовой продукции из сплавов алюминия сложна и включает в себя различные операции, начиная от добычи исходного сырья – бокситов – до процессов получения готового проката. Сами технологические процессы производства алюминиевого проката состоят из последовательных процессов электролиза, плавки и дальнейшей обработки давлением для получения готового изделия. Это делает производство алюминия чрезвычайно энергоемким, что предполагает расположение предприятий, производящих первичный алюминий в местах локализации источников энергии и сырья. Как правило, ведущие мировые производители алюминия – Канада, Америка, Россия – обладают достаточными запасами сырья и имеют относительно дешевые источники электроэнергии для организации соответствующих производств.
Известно, что, обладая рядом характеристик, таким как, например, легкость, прочность, доступность, относительная дешевизна, уникальные эксплуатационные свойства, алюминий и его сплавы нашли широкое применения в различных отраслях промышленности, начиная от аэрокосмической и заканчивая медициной.
По оценкам Европейской Алюминиевой Ассоциации использование алюминия на континенте в 2000 году было следующее (график 1).
Таким образом, основными потребляющими отраслями данного металла являются сектора экономики, связанные с общественным производством: строительство, автомобилестроение, производство товаров народного потребления и т.п.
Именно столь сильная зависимость отрасли от общественного потребления и стала причиной некоторого снижения объемов производства, потребления и цен на алюминий и его сплавы в этом году, из-за ухудшения общемировой экономической ситуации.
Как один из базовых параметров, характеризующих общий уровень развития экономики страны, многие исследователи используют коэффициент, характеризующий среднедушевое потребление алюминия из расчета кг металла на человека в год. Распределение стран по регионам по этому показателю представлено на графике 2.
Столь низкое потребление металла в России наряду с существующими явно избыточными мощностями по производству алюминия делают эту отрасль изначально экспортоориентированной. А так как на экспорт поставляется в основном первичный алюминий, а не его прокат, то это снижает возможные прибыли производителей и укрепляет связь промышленности с внешнеторговой конъюнктурой, что чревато кризисными ситуациями и падением объемов производства. Желание оставить в стране большую добавленную стоимость, заставило крупнейших отечественных производителей развернуть крупную агитационную кампанию, оцениваемую в сумму в несколько миллионов долларов и направленную на пропаганду использования в быту изделий из алюминия и его сплавов (упаковочной тары, пищевой фольги и т.п.). Но все же результат этой кампании пока незаметен; потребление продукции высокого передела внутри России все еще остается на низком уровне (график 2). Однако отечественные производственники связывают надежды на изменение ситуации с наметившимся ростом экономики. Так, по предварительным прогнозам, до 2005 года потребление алюминия и его сплавов внутри России утроится, а к 2010 году достигнет величин в 16-20 кг/чел.
Всего в мире в 2000 году было потреблено более 24.4 млн. тонн алюминия. Это больше аналогичного показателя 1999 года на 2.5%. Если посмотреть структуру потребления по регионам, то она также коррелирует с общеэкономической ситуацией (график 3). Если после кризиса 1997-98 гг. в азиатских странах потребление было резко снижено (на 2%), то после восстановления экономики в 1999 году эти страны показали наибольший рост (Азия, за исключением Японии – на 25%, Китай – на 19%, другие восточные страны – на 5%) (см. график 3). В то же время в этом году положение в странах Латинской Америки и Океании резко ухудшилось (отголоски азиатского кризиса), и, как следствие, рост потребления в странах Океании – 0.5%, а в Латинской Америке – снижение на 18%. В то же время общемировое потребление алюминия постоянно увеличивается и как ожидают аналитики в течение этого года вырастет еще на 3%. Этому будет способствовать увеличение производства, потребления и относительное снижение цен, наблюдаемое последние несколько месяцев.
Вопрос с ценами на металл остается довольно острым. Все последние годы цена на алюминий постоянно увеличивалась, следуя за кривой потребления. Во время кризисов, что вполне естественно, цены снижались, но на общем фоне ухудшения экономической ситуации это не воспринималось, как стагнация. Ситуация последних месяцев в корне противоположна. Общее похолодание экономики привело к резкому ограничению выпуска продукции в смежных отраслях промышленности. В США – крупнейшем потребителе алюминия – резко были снижены темпы строительства, снизились объемы выпуска автомобилей, что ограничило потребление. Это привело к снижению цен на металл на 20% за первый квартал текущего года (график 4). С другой стороны на североамериканских производителей стали давить высокие цены на энергию.
Это вынудило крупнейших североамериканских производителей снижать объемы производства, а в ряде случаев и вовсе закрывать их. Так, например, за первые 6 месяцев текущего года крупнейшие производители Alcoa и Alcan сократили выпуск первичного алюминия более, чем на 15%.
Более подробная информация по производству алюминия в некоторых регионах мира представлен в таблице 1.
Период | Производство первичного алюминия (в тыс. тонн) | Дневное произ- водство в мире |
Регион |
Африка | Северная Америка | Латинская Америка | Азия | Западная Европа | Восточная Центральная Европа | Океания | Весь мир |
1997 | 1106 | 5930 | 2116 | 1910 | 3297 | 3316 | 1804 | 19479 | 53.4 |
1998 | 1043 | 6086 | 2075 | 1843 | 3549 | 3419 | 1934 | 19949 | 54.7 |
1999 | 1095 | 6169 | 2093 | 1966 | 3720 | 3584 | 2028 | 20655 | 56.6 |
2000 | 1178 | 6041 | 2167 | 2221 | 3801 | 3689 | 2094 | 21191 | 57.9 |
Янв-Май 2000 | 461 | 2596 | 895 | 908 | 1566 | 1523 | 859 | 8808 | 57.9 |
Янв-Май 2001 | 567 | 2203 | 897 | 916 | 1602 | 1533 | 878 | 8596 | 56.9 |
Отчетливо прослеживается тенденция: сокращают производство страны, у которых цены на электроэнергию высоки; страны же с низкими энерготарифами – наоборот увеличивают.
По всей видимости ситуация сохранится еще длительное время и ожидать резкого всплеска производства, например, в США, явно не приходится.
Ситуация в российской алюминиевой отрасли подробнее будет исследована в нашем следующем материале «Алюминиевая промышленность – часть 2: Россия и ближнее зарубежье».
|