Торможение "по-китайски"
За последние несколько лет Китай стал оказывать ключевое влияние на развитие мирового стального рынка. События в бурно развивающейся китайской металлургии прямо отражаются не только на товаропотоках металла и сырья, но и на их ценах во всем мире.
Ряд июньских сообщений "о хаосе на китайском рынке" встревожил весь металлургический мир. В некоторой степени такого развития событий уже ждали. Правительство КНР давно отмечало "перекосы" во внутреннем развитии экономики страны и в 2004-2005 году приняло ряд мер по "торможению" национальной металлургии. Сейчас принимаются все новые и новые меры властей для регулирования этой отрасли, снижению ее льгот и инвестиций и т.д. А особого эффекта вроде бы нет. Черная металлургия Китая активно развивается, проявляя признаки кризиса перепроизводства, в форме затоваривания складов и падения цен.
Словом, пришло время рассмотреть ситуацию на китайском рынке подробнее.
Китайские "перекосы"
Экономика Китая (под руководством КПК) уже два десятилетия развивается столь динамично, что напрочь опровергает большинство рецептов и прогнозов западных экономистов.
По данным Государственного статистического управления КНР, за первые четыре месяца 2005 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ВВП Китая вновь увеличился на 9,1%. Это на 0,5% ниже уровня прошлого года, но о таких показателях, да еще в течение десятилетий, не может и мечтать ни одна страна мира.
При этом темпы роста металлургической промышленности Китая идут куда более быстрыми темпами, чем развитие экономики страны в целом.
Несколько лет опережающий рост производства стали в Китае был вполне обоснован. Он был направлен на компенсацию ее дефицита на внутреннем рынке, т.е. на импортозамещение. Однако китайский баланс импорта/экспорта металлопродукции осенью прошлого года изменился на противоположный, а тенденция роста металлургии в стране сохранилась: зимний спад производства вполне был компенсирован в марте-мае.
К примеру, в мае китайское производство нерафинированной стали выросло (к уровню декабря) почти на 38% до 29,7 млн. т. Китай начал обеспечивать треть(!) мирового производства стали.
В целом за январь-май 2005 года по данным IISI производство стали в Китае выросло на 18% до 29,73 млн м.тонн и чугуна на 18% раз до 27,7 млн м.тонн. Это вновь вдвое больше роста ВВП, поэтому производство в черной металлургии Китая начало уверенно превосходить внутренний спрос в стране. В первую очередь перепроизводство отразилось на рынке стальной заготовки, далее - простых видов сортового проката, далее - горячекатаного листа и рулона.
Ну а типовое направление для избыточного китайского металлопроката - экспорт.
В докладе от 6 мая брокерская компания CLSA предупредила рынок азиатско-тихоокеанского региона, что избыток стальных мощностей в Китае может стать неизбежным и будет равен потребности рынков целых стран, например, рынок Южной Кореи.
Динамика эскорта стальной продукции из КНР в последние месяцы представлена на графике ниже (см.Рис.2).
После мартовского пика небольшое снижение экспорта металлопродукции из КНР в апреле-мае показательно. Хотя общий экспорт китайских стальных продуктов за пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился более, чем втрое, сейчас есть тенденция к его стабилизации на уровне около 2,7 млн.т/месяц. За тот же период импорт китайской металлопродукции сократился по разным данным на 31,5%-36,7%, т.е до уровня около 2,3 млн.тонн.
Результирующее месячное превышение экспорта на импортом в КНР представлено на Рис.3.
На графике бросается в глаза мартовский пик, прежде всего обеспеченный мощными поставками китайской заготовки на экспорт (1,46 млн. т в марте, с ростом за месяц на 74%). Власти восприняли это как очередной "перекос" в развитии черной металлургии страны и быстро на него отреагировали. С 1 апреля правительство КНР отменило возмещение 13% НДС при экспорте заготовок. Мгновенно тенденция экспорта низкопередельной продукции черной металлургии из Китая притихла. Апрельский вывоз заготовки снизился сразу на 75%!
Почему же администрация КНР не поощряет экспортное направление развития металлургии, столь широко и долгие годы развитое в России?
Капиталоемкость
Первая причина - инфраструктурная. Опережающее развитие металлургии на фоне выгодной рыночной коньюктуры в прошлые годы вызвало заметное перераспределение инвестиционных потоков в КНР. По данным Госкомитета КНР по развитию и реформам инвестиции в черную металлургию в 2003 году составили $16,1 млрд, что на 87,6% превысило уровень предыдущего года. В 2004 году (вопреки мерам властей) инвестиции выросли еще на 40%. Только в первом квартале 2005 года наступил некоторый перелом - объем инвестиций в основной капитал сталелитейной промышленности Китае сократился на 1,4%.
Опережающее спрос на металл и развитие металлургии создало огромные инфрастркутурные нагрузки. Помимо высокой капиталоемкости по сравнению с другими отраслями характерны также высокие материалоемкость и энергоемкость.
Транспортные проблемы
Во внутреннем грузообороте Китая (преимущественно железнодорожном) грузы металлургии уверенно вышли на 2 место, уступая только стройматериалам. Во внешнеторговом обороте (преимущественно морском) - на первое. Общий годовой грузооборот в интересах металлургии (металлы и сплавы, рудное сырье, коксующиеся угли и т.д.) к настоящему времени превысил в КНР 1,2 млрд. тонн в год и многие годы имел тенденцию роста на 15-20% в год. При этом инвестиции в общегосударственную транспортную инфраструктуру при этом хронически отставали и отстают, особенно в развитие портовых хозяйств и дорожной сети страны. Транспортные проблемы все чаще тормозят развитие китайской горно-металлургической промышленности.
Энергообеспечение
В части электроэнергии на конец 2004 года доля металлургии достигла 9% общекитайского потребления, причем имела также высокие темпы роста. Справедливости ради отметим, что в КНР давно аномально низка доля электросталеплавильных производств (менее 7% выплавляемой стали), однако долгие годы успешно росло потребление энергии в алюминиевом, ферросплавном и др. энергоемких производствах. В ряде южных регионов страны, ориентированных на гидроэлектроэнергию, в засушливый сезон уже стали нормой отключения многих металлургических предприятий.
По мнению пекинских властей, энергодефицит Китая не будет преодолен в ближайшие несколько лет, поэтому металлургия обязана внести свой вклад в экономию электричества.
Экология
Немалое внимание власти начали уделять в последнее время и экологической цене развития черной металлургии. Плотно населенная сельскохозяйственная страна получила быстро растущие токсичные выбросы множества металлургических и коксохимических предприятий. В ряде регионов (например в провинции Шаньси) ситуация с экологией близка к критической.
Власти Китая явно не хотят развития металлургических производств, поставляющих низкопередельную продукцию (кокс, чугун, заготовка) на экспорт и оставляющих "грязь в стране". По сообщению от 24 июня 2005г. Национальной Комиссии по Развитию и Реформам (NDRC) и китайского министерства Торговли, КНР и далее будет предпринимать меры по сокращению экспорта кокса "ради здоровья нации".
Раздробленность отрасли
Еще одним существенным "перекосом" в развитии черной металлургии Правительство КНР считает сильную раздробенность отрасли. На первые 8 компаний с объемом производства свыше 7 млн. тонн в год приходится не более 30% выплавки китайской стали. Остальное обеспечивают до 800 (!) средних и малых производств, чаще с устаревшим оборудованием, что создает проблемы качества, экологии и конкурентоспособности. В последние год-два власти Китая стимулируют процесс консолидации отрасли, что должно привести к возникновению ряда стальных гигантов с объемом производства в 30-50 млн. тонн металлопродукции в год. Именно такие предприятия будут более современными, управляемыми и конкурентоспособными как на внутреннем, так и внешнем рынке.
Меры по "охлаждению"
Из числа приоритетных отраслей китайской экономики металлургия "выпала" с апреля 2004 года. Именно тогда отрасль осталась без льгот по кредитам и инвестициям, а реализация новых проектов в металлургии стала затруднена. Однако реальное снижение инвестиций в отрасль было зафиксировано только с марта 2005 года (!). Металлургия Китая, "почувствовавшая вкус сверхприбылей", тормозить никак не хотела.
Правительству КНР пришлось принимать срочные дополнительные меры по ограничению развития отраслей горно-металлургического комплекса:
1. С 1 марта этого года было введено ограничение экспорта железной руды через систему лицензирования
2. С 1 апреля отменена 13%-ая налоговая льгота на экспорт заготовки/слябов, передельного чугуна и прочей полуфабрикатной продукции из КНР.
3. Госсовет КНР 20 апреля утвердил новую политику "жесткого контроля" инвестиций в стальной сектор страны, предотвращая усиленный рост в Китае стального производства. Госсовет также решил, что будет контролировать экспорт стальной продукции, поступившей от малоэффективных или энергоемких производств.
4. С 1 мая Китай пошел на снижение возмещения НДС с 13% до 11% при экспорте некоторых видов стальной продукции.
5. В мае Пекин заметно сократил (через лицензирование) число компаний, имеющих право импортировать железную руду в КНР.
6. С 19 мая, "китайским производителям запрещено выплавлять сталь для иностранных компаний, из предоставленных ими импортированных ресурсов (железной руды, чушкового чугуна, металлолома, заготовки или болванок)", т.е по толлинговым схемам.
7. Недавно, 20 июня, генеральный секретарь CISA г-н Qi Xiangdong отметил, что долгожданная программа (меры) по макрорегулированию металлургии выйдут во второй половине этого года. Они ускорят консолидацию и реструктурирование металлургии Китая.
8. Также 20 июня, Генеральный секретарь китайской Iron & Steel Assn (CISA) Luo Bingsheng призвал 15 стальных производителей Китая, с производством стали 5 млн. тонн, добровольно консолидироваться и образовать 4-5 стальных групп с мощностью в 30 млн. тонн стали каждая. "Я предполагаю, что эти 4 или 5 стальных гигантов через 2-3 года станут ключевыми стальными игроками в разных провинциях Китая,"- сказал Luo. Он также отметил, что большое количество предприятий с маленькой мощностью и низкой концентрацией в стальной индустрии, является главной помехой на пути долгосрочного развития Китая. "Поглощение и консолидация стальных производств во всех провинциях и регионах - это правильный путь для решения всех проблем стальной индустрии Китая".
9. Государственное налоговое управления КНР 27 июня сообщило, что с 1 июля вновь вводит 17% НДС на экспорт стального проката, вплоть до специальных сталей.
Ситуация последних месяцев показывает, что власти КНР явно не намерены шутить. Им срочно нужна обновленная и современная металлургия, обслуживающая национальные интересы. Не более того...
Первые результаты
Цены
Резкое снижение выгодности экспорта и ограничения по ресурсам дали мгновенные результаты. Китайский рынок оказался затоварен и спровоцировал дальнейший спад цен на металлопродукцию, вместо ожидавшегося роста. Коснулся кризис в первую очередь стальной заготовки и сортового проката. И, конечно, нанес наибольший урон малым металлургическим предприятиям, экспортерам и металлотрейдерам. В китайских новостях из провинций замелькали сообщения "о ужасном состоянии" и "хаосе рынка".
Для малых производителей металла речь пошла о выживании. Но и у китайских стальных гигантов резко снизились прибыли. Сейчас сообщается, что склады всех участников китайского рынка затоварены, причем по всей цепочке от руды до готового металлопроката, а надежды на активизацию потребления весьма слабы.
Для плохой общемировой коньюктуры обвал стального рынка Китая стал неожиданностью. "Локомотив мировой металлургии" едва не встал...
Сейчас, по коньюктуре рынка, Китай стал не хуже и не лучше других, причем в стальном экспорте (включая российский) практически не нуждается. Цены на металлопродукцию на внутреннем рынка Китая также плавно пришли к общемировым тенденциям (и уровню).
За последние месяцы больше всех претерпел изменения в цене г/к лист, он с начала этого года снизился на 21% до $469 за тонну и будут падать дальше. "Запасы слишком велики и нет никаких оснований для повышения цены", - отмечает один из трейдеров из Wuhan. В настоящее время запасы г/к рулона в провинции Wuhan составляют около 240,000 тонн, что вдвое превышает привычный уровень.
Неоптимистичны и китайские торговцы конструкционной сталью. "Арматура 20 мм торгуется по цене $371 за тонну по сравнению с $415 на начало года, а арматура 12 мм торгуется по цене $394 за тонну, что ниже на 9% уровня начала года. И мы можем предполагать, что из-за высоких запасов цены снизятся еще", - комментируют торговцы из центрального Китая.
Местных производителей снизили цены: на уголок на 7% до $398/тонну, на круг на 9% до $385 за тонну, на катанку на 8% до $381 за тонну. Х/к продукция снизилась в цене на 12% до $689 за тонну, а заготовка снизилась на 9% до $335 за тонну.
Меньше всего снизился швеллер на 4% до $406 за тонну и средний лист на 7% до $572 за тонну. В цене поднялась на 2% до $435 за тонну единственная позиция - балка, спрос на которую вполне очевиден в разгар строительного сезона в Китае.
"Ужасное снижение" цены на заготовку мелькавшее в китайских новостях произошло с апреля по июнь и произвело на внутренний китайский внутренний рынок сильное впечатление. Но по существу снижение цены за эти два месяца составило только 12% и нечего страшного и существенного не случилось. Но такая динамика произвела сильное впечатление только на малых участников рынка. В конце концов обвала китайских цен заготовки удалось избежать. Есть признаки стабилизации ее цен на уровне около 330 $/т.
Объемы
Аналогично другим металлургическим странам, появились признаки нового снижения динамики производства в черной металлургии Китая. Напомним, что в январе-феврале такой спад уже был.
С апреля начался спад заказов на железную руду в Китае. Недостаток заказов привел к резкому снижению цен на индийское сырье. Спотовые цены на железную индийскую руду - которые являются барометром китайского стального сектора - к маю упали до $70 за тонну, включая фрахт. Причем китайские трейдеры пессимистичны относительно спотового рынка ЖРС, прогнозируя, что объемы торгов в ближайшие месяцы не возрастут, а цены продолжат падение.
Снижение внутреннего спроса и экспорта побудило заводы откладывать срок отгрузки импортной железной руды, поступающей из Бразилии и Австралии. Ряд металлургических комбинатов пробуют отсрочить отгрузку железной руды (от BHP billiton) на более поздние месяцы. Фрахтовые ставки на эти перевозки также снизились до $8-9 с $16-17 за тонну за последние два месяца. По сообщению от 27 июня цены в Китае на индийскую железную руду уже упали до $55 за тонну, включая расходы на фрахт (т.е. на 45% с начала года).
Теперь специалисты (помимо спада цен) ждут и сокращения стального производства в Китае в июне. А некоторые - вплоть до осени 2005 года.
Итоги и перспективы
По всем признакам двухлетная работа Правительства КНР по "торможению" развития национальной металлургии наконец-то, причем довольно резко, дала свои плоды. Баланс производства и потребления черного металлопроката в стране достигнут, а экспортному развитию этой отрасли ставится заслон.
В отличие от России, Китай реально хочет и будет поставлять на экспорт только продукцию с высокой добавленной стоимостью, желательно наукоемкую.
В китайской металлургии неуклонно продолжается стимулирование развития высокого передела и становится нерентабельным выпуск (продажа) низкопередельной продукции. Комплекс мер по стабилизации достигнутых результатов, т.е баланса рынка, а также по большей сырьевой безопасности металлургии, будет продолжен в разрабатываемой общенациональной программе.
Новым этапом развития металлургии КНР (с осени 2005 года) будет консолидация металлургических предприятий страны в группу конкурентоспособных по мировым меркам стальных гигантов. Это не только в интересах отрасли, но и в интересах страны. Так что, ждать, когда менеджеры металлургических комбинатов договорятся сами, власти долго не намерены. Помогут...
|